г. Москва |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А40-164266/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А. Чеботаревой, М.В. Кочешковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Москвы, Москомархитектуры на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.02.2016 по делу N А40-164266/15, принятое судьей И.Н. Уточкиным, по заявлению ООО "АРТ-АЛЬЯНС АК" к Москомархитектуре третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2)Департамент городского имущества г.Москвы, 3) Департамент культурного наследия города Москвы об оспаривании действий.
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Котов С.А. по дов. от 23.01.2019; |
от третьих лиц: |
1) Котов С.А. по дов. от 28.06.2018; Аветисянц Э.Л. по дов. от 05.07.2018; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АРТ-АЛЬЯНС АК" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы по подготовке и утверждению приказом от 19.06.2015 N 2232 градостроительного плана земельного участка N RU77-181000-014049.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные основания относительно предмета спора к участию в деле привлечены Правительство Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 29.02.2016 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. На Комитет по архитектуре и градостроительству г.Москвы возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Арт-Альянс АК" - подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001067:32 с указанием следующей информации: о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства (раздел 2 ГПЗУ): - основной вид разрешенного использования земельных участков - эксплуатация здания и территории под административные цели; - максимальная плотность надземной застройки участка - 40 тыс. кв. м/га, - максимальная высота застройки- 36 м., - максимальная застроенность земельного участка - 50 % о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства (раздел 3.1 ГПЗУ): с указанием о расположении на земельном участке буточного ленточного фундамента глубиной 1,5 м в виде прямоугольника габаритными размерами 36*16 метров с обустроенными местами ввода коммуникаций, являющегося частью разрушенного объекта капитального строительства - нежилого здания 1464, 9 кв. м с кадастровым номером 77:01:0001067:1042, принадлежащего ООО "АРТ-Альянс АК" на праве собственности.
При этом отказано в удовлетворении заявленного Правительством Москвы ходатайства о приостановлении производства по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Москомархитектура и Правительство Москвы обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить и в удовлетворении заявления Обществу отказать.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016 производство по делу N А40-164266/15 приостановлено до вступления в законную силу судебных актов по делам N А40-55614/16 и N А40-20161/16.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 производство по делу N А40-164266/15 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А40-170069/17.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 назначен к рассмотрению в судебном заседании вопрос о возобновлении производства по делу N А40-164266/15 и рассмотрению по существу апелляционных жалоб Правительства Москвы, Москомархитектуры на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.02.2016 по данному делу.
В судебном заседании апелляционным судом установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по делу устранены, в связи с чем суд определил возобновить производство по делу.
В ходе рассмотрения дела Правительство Москвы и Москомархитектура поддержали доводы апелляционных жалоб, считают решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
ООО "Арт-Альянс АК", Департамент городского имущества г.Москвы и Департамент культурного наследия города Москвы, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2016 подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из обстоятельств дела, между ООО "Арт-Альянс АК" и Департаментом городского имущества г.Москвы 24.07.2003 заключен договор аренды земельного участка N М-01-24273, общей площадью 0,1 га, имеющий адресные ориентиры: Москва, ул. Спиридоновка, вл. 21, стр. 8, предоставляемый в пользование на условиях аренды для эксплуатации здания и территории под административные цели, сроком до 28.04.2019.
На указанном земельном участке, согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним размещается нежилое двухэтажное кирпичное здание 1937 года постройки площадью 1464,9 кв.м с кадастровым номером 77:01:0001067:1042, принадлежащее ООО "АРТ-АЛЬЯНС АК" на праве собственности (запись N 77-01/30-184/2001-10395 от 20.09.2001).
Однако, в соответствии со справкой МосгорБТИ от 03.12.2015 объект недвижимости по адресу: Москва, ул. Спиридоновка, д. 21, стр. 8 снят с технического учета в связи со сносом, зафиксированным 03.12.2015.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10.07.2017 г. объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001067:1042 снят с кадастрового учета 03.12.2017.
ООО "Арт-Альянс АК" обратилось в Арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" снятии здания с кадастровым номером 77:01:0001067:1042 с государственного кадастрового учета и об обязании Управления Росреестра по Москве восстановить в государственном кадастре недвижимости запись об указанном здании со статусом "актуальная", о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве о внесении записи о прекращении зарегистрированного права собственности ООО "АРТ-АЛЬЯНС АК" на указанное здание и об обязании Управления Росреестра по Москве восстановить в ЕГРН запись о регистрации права собственности ООО "АРТ-АЛЬЯНС АК" на спорное здание.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 12.02.2018 по делу N А40-170069/17 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судом установлено, что здание снято с кадастрового учета в связи со сносом, зафиксированным 03.12.2015, при представлении Департаментом городского имущества г.Москвы, как собственником земельного участка, полного комплекта документов, в том числе о гибели объекта недвижимого имущества.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018 и Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20.09.2018 решение суда оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 08.11.2018 по делу N А40-192983/17 удовлетворено требование Департамента городского имущества г.Москвы о расторжении договора аренды земельного участка от 24.04.2013 N М-01-024273 общей площадью 0,1 га, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, ул.Спиридоновка, вл.21, стр.8, кадастровый номер 77:01:0001067:32, предоставленного для целей эксплуатации здания (административные цели). Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 решение суда оставлено без изменения.
В соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя:
- порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
- карту градостроительного зонирования;
- градостроительные регламенты.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В настоящее время Постановлением Правительства от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы" на территории города Москвы разработаны и утверждены Правила землепользования и застройки.
В соответствии с постановлением Правительства от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Москвы" земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001067:32, расположенный по адресу: город Москва, ул. Спиридоновка, д. 21, стр. 8 входит в зону с индексом - 12.0.1 (размещение береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, парков, садов, велодорожек и объектов велотранспортной инфраструктуры, малых архитектурных форм) и в подзону, где высота, плотность, процент застройки - 0.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, согласно пункту 2.1 ГПЗУ основным видом разрешенного использования земельного участка является "общее пользование территории (12.0)"; согласно пункту 2.2 ГПЗУ требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства не установлены; предельные размеры земельных участков и объектов капитального строительства установлены нулевыми.
Таким образом, ГПЗУ N RU77-181000-014049 соответствует действующим правилам землепользования и застройки города Москвы.
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ целью судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Как было указано выше, решением Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2018 по делу N А40-192983/2017 расторгнут договор аренды земельного участка от 24.04.2003 г. N М-01-024273 общей площадью 0,1 га, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, ул. Спиридоновка, вл. 21, стр.8 (кадастровый номер 77:01:0001067:32).
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации только разрешение на строительство дает право застройщику (т.е. правообладателю земельного участка) осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
При этом установлено, что действие разрешения на строительство прекращается в случае расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки.
Таким образом, только правообладатель земельного участка, имеющий разрешение на строительство, является лицом, который имеет право осуществлять строительство на этом земельном участке.
Следовательно, градостроительная документация (в частности ГПЗУ), который получает именно застройщик, влияет на права и обязанности только правообладателя земельного участка и в случае отсутствия прав на земельный участок на момент рассмотрения спора, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2.4.1 постановления Правительства Москвы от 28.06.2017 N 396-ПП "О подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков в городе Москве" в качестве заявителей могут выступать физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица, являющиеся правообладателями земельных участков, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 2.5 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков" (в редакции, действовавшей на момент утверждения ГПЗУ) в качестве заявителей могут выступать физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся правообладателями земельных участков, в том числе собственниками, арендаторами, пользователями земельных участков, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет.
Поскольку в рассматриваемом случае здание снято с государственного кадастрового учета, Управлением Росреестра по Москве произведена государственная регистрация прекращения права собственности заявителя на данное здание, договор аренды земельного участка расторгнут в судебном порядке, оснований для возложения на Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы обязанности утвердить градостроительный план земельного участка с видом разрешенного использования "эксплуатация здания и территории под административные цели" и с указанием на расположение на земельном участке объекта капитального строительства, не имеется.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит у выводу об отсутствии на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции нарушения прав и законных интересов ООО "Арт-АльянсАК", а также для возложения на Комитет по архитектуре и градостроительству г.Москвы обязанности устранения нарушений прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционные жалобы подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 267, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.02.2016 по делу N А40-164266/15 отменить.
В удовлетворении требований ООО "АРТ-АЛЬЯНС АК" отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-164266/2015
Истец: ООО "АРТ-АЛЬЯНС АК"
Ответчик: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектура), КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, Департамент Культурного наследия города Москвы, Правительство г.Москвы