г. Москва |
|
12 апреля 2019 г. |
Дело N А40-236963/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Красновой Т.Б.
рассмотрев апелляционную жалобу
ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.12.2019
принятое судьей И.А.Блинниковой
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-236963/18
по заявлению ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (ОГРН 1027739189323, ИНН 7728073720)
к ИФНС России N 28 по Москве
о признании незаконным и отмене постановления от 20.09.2018 N 772820180912061101 о привлечении к административной ответственности по ч. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов" (далее - ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов", РУДН, Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании не подлежащим исполнению постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России N 28 по городу Москве (далее - ИФНС России N 28 по г.Москвы, налоговый или административный орган) от 20.09.2018 N 772820180912061101 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2018 (резолютивная часть решения от 07.12.2018) в удовлетворении указанного заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
От РУДН поступили также письменные пояснения, которые не рассматриваются судом, поскольку поданы с нарушением порядка и срока их представления.
От административного органа поступил мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Инспекция просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, усматривает основания для отмены решения суда, исходя из следующего.
Частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанную с проведением валютных операций, которые предусмотрены статьей 23 Закона N 173-ФЗ, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).
Инструкцией Центрального Банка РФ от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И), действовавшей до 01.03.2018, регулировался порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.
Оспариваемым постановлением Университету вменяется невыполнение требований пункта 2.3 Инструкции N 138-И.
Согласно пункту 2.3 указанной Инструкции справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 2.5 - 2.9 настоящей Инструкции): при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет.
Как следует из материалов административного дела, на расчетный счет Учреждения 07.09.2017 поступили денежные средства по договору на обучение N 1032168513-2/25.08.2017. Документы, подтверждающие указанную операцию, были представлены в уполномоченный банк ("СБЕРБАНК РОССИИ МОСКОВСКИЙ БАНК") только 04.10.2017.
Таким образом, Учреждение представило документы, подтверждающие валютную операцию с нарушением установленного срока на 4 рабочих дня.
Усмотрев в действиях РУДН признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ, 12.09.2018 административный орган в присутствии представителя Учреждения составил протокол об административном правонарушении N 772820180912061101.
По результатам рассмотрения протокола 20.09.2018 Банком России было вынесено постановление N 772820180912061101 о привлечении РУДН к административной ответственности по части 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в размере штрафа в размере 5 000 руб.
Вместе с тем, с 01.03.2018 Инструкция от 04.06.2012 N 138-И, утратила силу в связи с принятием Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция от 16.08.2017 N 181-И).
Согласно пункту 2.1 Инструкции от 16.08.2017 N 181-И резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет.
Таким образом, обязанность по представлению резидентом в уполномоченный банк справки о валютных операциях устранена, однако сохранилась обязанность по представлению документов, связанных с проведением операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет, при этом, срок представления документов остался прежним.
Из обстоятельств рассматриваемого дела следует, что оспариваемым постановлением Учреждению вменяется представление с нарушением срока справки о валютных операциях и уведомления банка о поступлении валюты N 07096576/07.09.2017 от 07.09.2017 на сумму 6000 долларов США.
Вместе с тем, уведомление банка о поступлении валюты в силу части 4 статьи 23 (в том числе пункта 9) Закона о валютном регулировании не является документом, обязанность по представлению которого возложена на резидента; указанное уведомление оформляется самим банком.
Согласно указанному уведомлению от 07.09.2017 (л.д.62) Банк сообщает резиденту о поступлении валюты на транзитный валютный счет и предлагает не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты представить в Банк документы и информацию в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Банка России (информацию о коде вида операции и (или) документы и (или) информацию, связанные с проведением валютной операции).
Из материалов дела следует, что резидент во исполнение требований Банка представил в Банк справку о валютных операциях с указанием кода вида валютной операции (л.д.57). Доказательств того, что Учреждением были представлены документы, связанные с проведением операции по зачислению иностранной валюты, предусмотренные валютным законодательством, материалы административного дела не содержат.
Поскольку уведомление Банка не является документом, связанным с проведением операции по зачислению иностранной валюты, вывод административного органа и суда о том, что, Учреждение, не представив в уполномоченный Банк уведомление от 07.09.2017, допустило нарушение валютного законодательства, является необоснованным.
Привлечение к ответственности за непредставление справки о валютной операции является незаконным, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления обязанность по представлению в уполномоченный банк справки о валютных операциях была отменена.
С учетом изложенного, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя. Решение суда подлежит отмене на основании пунктов 2, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.12.2018 по делу N А40-236963/18 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции ФНС N 28 по г.Москве от 20.09.2018 N 772820180912061101 о привлечении ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (ОГРН 1027739189323, ИНН 7728073720) к административной ответственности по части 6.1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-236963/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ"
Ответчик: ФНС России Инспекция N28 по г. Москве