город Ростов-на-Дону |
|
12 апреля 2019 г. |
дело N А32-51911/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заинтересованного лица - Люфи К.Я по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гидрозащита" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2019 по делу N А32-51911/2018 (судья Меньшикова О.И.) по заявлению Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к обществу с ограниченной ответственностью "Гидрозащита" (ОГРН 1142308002011, ИНН 2308206939) о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гидрозащита" (далее - общество, ООО "Гидрозащита") к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 06.12.2018 N 05-39-397-И.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2019 заявленные требования удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью "Гидрозащита" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 06.12.2018 N 05-39-397-И, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Гидрозащита" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что заявитель не представил доказательств совершения ООО "ГидроЗащита" правонарушения, за исключением договора N ГСИ-ГЗ-2212/1 от 22.12.2016, согласно которому ООО "Газстройиновация" поставляла на площадку ООО "Гидрозащита" по адресу: г. Тимашевск, ул. Гибридная, 1 "Б" демонтированные трубы для обработки их с использованием собственных материалов. Указанный договор заключен в 2016 году, а действие законодательства в области обращения с демонтированными трубами было изменено в 2017 году.
В дополнениях к апелляционной жалобе общество указало, что ООО "Гидрозащита" после опубликования приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", вступившего в законную силу 24.06.2017, согласно которому выделена отдельная группа отходов "Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные", которые являются отходами 4-го класса опасности, прекратило деятельность в области обработки и очистки указанных труб, так как в соответствии со статьей 9 Закона N 89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". ООО "Гидрозащита" продолжило работу только с трубами, которые не являются отходами 4-го класса. Согласно предоставленным в суд документам ООО "Гидрозащита" какой-либо деятельности с отходами 1-4-го класса опасности, а именно "трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные", не осуществляло, трубы бывшие в использовании ООО "Гидрозащита" не обрабатывало. Согласно письму ООО "Газстройиновация" от 27 февраля 2019 года за N 01-074 в адрес начальника полиции отдела МВД РФ по Тимашевскому району "ООО "Газстройиновация" не осуществляет сбор, обработку, утилизацию и обезвреживание отходов 4-го класса опасности, восстановление отработанных стальных труб нефтегазопроводов диаметром 1420 мм и не закупает трубы, демонтированные из нефтепроводов. Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.11.2017 N 12-47/30950 "трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" можно передавать сторонним юридическим лицам только после обезвреживания данных отходов. В случае наличия у организации, осуществляющей прием указанных отходов, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в части обезвреживания отходов металла, загрязненных нефтепродуктами, возможна передача отходов на обезвреживание с последующей утилизацией. Доводы Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея об осуществлении ООО "Гидрозащита" деятельности по сбору, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов IV класса опасности -металлических труб, бывших в эксплуатации, опровергаются материалами дела и показаниями государственного инспектора Городилова А.О. (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 05.03.2019).
В отзыве на апелляционную жалобу Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.11.2018 при проведении проверки прокуратурой Тимашевского района установлено следующее.
В ходе осмотра территории по адресу: Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. I Гибридная, д. 1 "Б", а также нежилого помещения по тому же адресу, которые использует ООО "Гидрозащита" на основании договора субаренды земельного участка N 1/18-АР от 09.01.2018 и договора субаренды нежилого помещения N 1/01-18-АР от 09.01.2018, установлено, что на земельном участке размещаются трубы металлические различного диаметра, как в битумной и полимерной изоляции, так и без нее, обрезки металлических труб, металлолом. Складирование вышеперечисленных труб, обрезков труб, металлолома у осуществляется на открытой почве с нарушением СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", в соответствии с которыми при временном хранении отходов в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Также на территории размещен станок, предназначенный для снятия ржавчины с металлических труб, и станок, предназначенный для снятия битумного и полимерного покрытия, с металлических труб. На момент проведения осмотра в станке, предназначенном для снятия битумного и полимерного покрытия, находилась металлическая труба, с которой частично было удалено полимерное покрытие. Рядом со станком, на земле размещались остатки снятого слоя полимерного покрытия.
На территории расположены: площадка для снятия слоя изоляции с труб, площадка для обработки поверхностей труб, площадка для хранения труб, здание производственного цеха с зоной дробеметной/пескоструйной очистки и зоной нанесения изоляции.
На момент обследования на территории размещались стальные трубы, а также полимерные отходы от изоляции труб (8 26 141 31 71 4 по ФККО), имеющие 4 класс опасности), отходы от зачистки поверхностей труб (абразивная пыль), отходы песка от пескоструйных работ, образовавшиеся в результате производственной деятельности ООО "Гидрозащита". Сбор данных отходов в емкости/контейнеры ООО "ГидроЗащита" не производит, поэтому отходы размещались в зоне проведения соответствующих работ на территориях, не приспособленных для складирования отходов.
Согласно договору N ГСИ-ГЗ-2212/1 от 22.12.2016, заключенному между ООО "Газстройинновация" (заказчик) и ООО "Гидрозащита" (исполнитель), исполнитель обязуется по поручению заказчика: хранить на своей территории демонтированные трубы (в том числе их обрезки), являющиеся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов отходами IV класса опасности, передаваемые заказчиком, и возвращать их заказчику в сохранности, оказывая услуги по транспортировке демонтированных труб, выполнять работы по обработке демонтированных труб с использованием собственных материалов или материалов заказчика, а заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги и выполненные работы в соответствии с условиями договора и спецификаций (приложений), являющихся неотъемлемой частью договора.
Технологический цикл производства работ по обработке труб заключается в снятии старого слоя изоляции, дробеметной либо пескоструйной очистке поверхности труб и дальнейшее нанесение изоляционного покрытия.
В ходе проверки установлено, что во исполнение обязательств по договору N ГСИ-ГЗ-2212/1 от 22.12.2016 ООО "Гидрозащита" за период с 2017 г. по момент проведения проверки по адресу: Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Гибридная, д. 1 "Б", на станке для снятия ржавчины с металлических труб осуществляло обработку металлических труб, а также обрезку торцевых концов металлических труб (непригодных для дальнейшего соединения методом сварки) с образованием фаски.
Кроме того, в целях исполнения обязательств по договору N ГСИ-ГЗ-2212/1 от 22.12.2016 ООО "Гидрозащита" (заказчик) заключило договоры подряда N 13-у от 27.06.2016 и N 60-у от 26.10.2017 с ИП Волык В. (подрядчик), в соответствии с которыми подрядчик обязуется выполнить по заданию на оборудовании и на производственной площадке заказчика работу по нанесению изоляционных покрытий на трубы, указанные в приложениях (спецификациях) и сдать результаты работ в согласованные сторонами сроки, а заказчик обязуется принять результаты работ и оплатить их. На основании п. 10.1.3 вышеуказанных договоров, обеспечение охраны окружающей среды возложено на ИП Волык В.
Фактически ИП Волык В. с целью исполнения обязательств по договорам подряда N 13-у от 27.06.2016 и N 60-у от 26.10.2017 за период с 2016 г. и на момент проведения проверки выполнял на принадлежащем ему оборудовании, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Гибридная, д. 1 "Б", работы по очистке металлических труб от изоляции, дробеструйную очистку, абразивоструйную очистку, нанесение ЛКМ на металлические трубы, то есть осуществлял обработку металлических труб, при этом лицензия на деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов не представлена, что является нарушением 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, административным органом установлено, что ООО "Гидрозащита" по адресу: Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Гибридная, д. 1 "Б", осуществляется деятельность по сбору, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов IV класса опасности - металлических труб (б/у) (трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции (IV класс опасности), трубы стальные газопроводов отработанные с битумной изоляцией изоляции (IV класс опасности), трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией (IV класс опасности), трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией изоляции (IV класс опасности), трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией (IV класс опасности).
Однако лицензия на осуществление деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов обществом не представлена.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом 06.12.2018 в отношении ООО "Гидрозащита", в присутствии директора общества, протокола об административном правонарушении N 05-39-397-И по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протокол соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, что в силу статьи 26.2 КоАП РФ и пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" допускает применение указанного протокола в качестве доказательства совершения лицом, в отношении которого он был составлен, административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом положений о подведомственности, предусмотренных статьей 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о рассмотрении материалов административного дела по существу и привлечения юридического лица к административной ответственности.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие события административного правонарушения, факта его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, оснований для составления протокола об административном правонарушении и полномочий административного органа, составившего протокол, установленной законом административной ответственности за совершение данного правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективной стороной правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами (ч. 2 ст. 12 Закона N 99-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (статья 4.1 Закона N 89-ФЗ).
Порядок лицензирования деятельности, в том числе по транспортированию и размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяет Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", выделена отдельная группа отходов "Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" (4 69 520 00 00 0) в составе которой выделено 5 видов отходов, отнесенных к IV классу опасности: трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции, трубы стальные газопроводов отработанные с битумной изоляцией, трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией, трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией, трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией.
Таким образом, трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные являются отходами производства и деятельность с ними подлежит регулированию Законом N 89-ФЗ.
Из письма Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, направленного в адрес директора ООО "Гидрозащита" N 01-03/18519-18-15 от 16.07.2018, следует, что на основании представленных отчетов о результатах проведенных расчетов и протокола токсикологических испытаний N ОТ-27/06/22 от 27.06.2018 ООО "Аналитическая лаборатория Кубани" установлено, что предъявленные ООО "Гидрозащита" отходы относятся к следующим классам опасности для окружающей среды:
- трубы стальные газопроводов отработанные с битумной изоляцией изоляции (2 класс опасности);
- трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией изоляции (2 класс опасности);
- отходы гидропескоструйной (гидроабразивной) обработки поверхностей черных металлов (3 класс опасности);
- отходы битумной изоляции трубопроводов (3 класс опасности);
- отходы битумно-полимерной изоляции трубопроводов (4 класс опасности).
Доводы общества опровергаются также представленными паспортами отходов I-IV классов опасности от 25.11.2018, утвержденным директором ООО "Гидрозащита", составленными в отношении: отходы битумно-полимерной изоляции трубопроводов (8 26 141 31 71 4), отходы гидропескоструйной (гидроабразивной) обработки поверхностей черных металлов (3 63 115 11 32 4), трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции (4 69 521 11 51 4), отходы битумной изоляции трубопроводов (8 26 111 31 71 3), пыль газоочистки при дробеструйной обработке черных металлов (3 61 231 44 42 4), трубы стальные газопроводов отработанные с битумной изоляцией (4 69 521 12 51 4), трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией (4 69 522 12 51 4), трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией (4 69 521 13 51 4), трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией (4 69 522 13 51 4).
Таким образом, трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции, трубы стальные газопроводов отработанные с битумной изоляцией изоляции, трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией, трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией изоляции, трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией, в отношении которых обществом осуществлялась деятельность, относятся именно к III-IV классу опасности.
Более того, при составлении протокола об административном правонарушении руководитель ООО "Гидрозащита" признал факт совершения административного правонарушения, ходатайство о проведении исследования, экспертизы в отношении труб стальных на предмет отнесения их к V классу опасности обществом не заявлялось, соответственно, необходимость проведения исследования труб стальных у административного органа отсутствовала.
П. 1.1 договора от 22.12.2016 N ГСИ-ГЗ_2212/1 предусмотрено, что ООО "Гидрозащита" (исполнитель) обязуется по поручениям заказчика хранить на своей территории демонтированные трубы (в том числе их обрезки), передаваемые заказчиком, и возвращать их заказчику в сохранности, оказывать услуги по транспортировке демонтированных труб, выполнять работы по обработке демонтированных труб с использованием собственных материалов или материалов заказчика.
Наименование и количество демонтированных труб и обрезков, передаваемых на обработку, указывается в актах приема-передачи товарно-материальных ценностей (п. 1.2 договора от 22.12.2016 N ГСИ-ГЗ_2212/1).
П. 2.2.6 договора от 22.12.2016 N ГСИ-ГЗ_2212/1 предусмотрено, что при выполнении работ по обработке демонтированных труб исполнитель (ООО "Гидрозащита") обязан руководствоваться следующей нормативно-технической документацией:
- инструкция по повторному применению труб при капитальном ремонте линейной части магистрального газопровода, утвержденная начальником департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО "Газпром" О.Е. Аксютиным 20.04.2010;
- СТО Газпром 2-2.3-483-2010 Технические требования к трубам, бывшим в эксплуатации, отремонтированным в заводских условиях;
- СТО Газпром 2-2.3-484-2010 Инструкция по отбраковке, подготовке и ремонту в заводских условиях труб, бывших в эксплуатации.
Из формулировки указанного условия договора следует, что трубы, являющиеся предметом договора, были не новыми, а находились в эксплуатации. Из фотоматериалов также видно, что трубы стальные не являлись новыми.
На момент осмотра административным органом визуально установлено наличие стружки от переработки труб, остатки снятого слоя полимерного покрытия, что также подтверждается фототаблицей.
С учетом изложенного доводы заинтересованного лица о неосуществлении деятельности по сбору, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов IV класса опасности - металлических труб, бывших в эксплуатации, отклонены судом первой инстанции, поскольку опровергаются материалами дела.
В свою очередь факт исполнения ООО "Гидрозащита" обязательств по договору N ГСИ-ГЗ-2212/1 от 22.12.2016 с ООО "Газстройинновация", т.е. проведения работ по транспортировке демонтированных труб, по обработке демонтированных труб с использованием собственных материалов или материалов заказчика, которые выразились в наружной и внутренней очистке труб, подготовке поверхности труб для проведения УЗК продольно-сварного шва, подтверждается счетами-фактурами NN 264 от 19.05.2018, 265 от 23.05.2018, от 09.06.2018, 267 от 12.06.2018, 270 от 20.06.2018, 271 от 20.06.2018, а также Актами N 258 от 19.05.2018, N 259 от 23.05.2018, N 260 от 09.06.2018, N 261 от 12.06.2018, N 264 от 20.06.2018, N 265 20.06.2018, где ООО "Гидрозащита" является исполнителем, а ООО "Газстройинновация" - заказчиком.
Кроме того, общество на основании постановления от 12.12.2018 N 05-06-396-И-1 о назначении административного наказания привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт осуществления ООО "Гидрозащита" по адресу: Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Гибридная, д. 1 "Б",- деятельности по сбору, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов IV класса опасности - металлических труб (б/у) (трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции (IV класс опасности), трубы стальные газопроводов отработанные с битумной изоляцией изоляции (IV класс опасности), трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией (IV класс опасности), трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией изоляции (IV класс опасности), трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией (IV класс опасности), без соответствующей лицензии.
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 05.03.2019 не опровергает вышеизложенных обстоятельств.
Доводы общества о том, что после опубликования приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", вступившего в законную силу 24.06.2017, согласно которому выделена отдельная группа отходов "Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные", которые являются отходами 4-го класса опасности, прекратило деятельность в области обработки и очистки указанных труб, не подтверждены документально.
Из материалов дела следует, что с заявлением о выдаче лицензии (рег. N 1155 от 20.12.2018) общество обратилось в лицензирующий орган после составления протокола об административном правонарушении.
ООО "Гидрозащита", будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности в отсутствие необходимой лицензии, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Общество, являясь профессиональным субъектом, осуществляющим деятельность по сбору, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов IV класса опасности, могло и должно было знать о необходимости соблюдения установленных лицензионных требований, однако не приняло зависящих от него мер по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений законодательства.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем, вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждено виновное совершение обществом правонарушения.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений - жизнь и здоровье людей, сохранность имущества - и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
ООО "Гидрозащита" является субъектом малого и среднего предпринимательства (малое предприятие), дата включения в реестр - 01.08.2016.
Принимая во внимание, что совершенное ООО "Гидрозащита" административное правонарушение не повлекло за собой причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, общество ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно назначил обществу административное наказание в виде предупреждения.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2019 по делу N А32-51911/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.