г. Саратов |
|
12 апреля 2019 г. |
Дело N А57-13142/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поливановой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) Материкиной Н.Н., действующей на основании доверенности от 11.04.2018 N 01/04, представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области Ионцевой И.М., действующей на основании доверенности от 17.04.2018 N 09-4543,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 января 2019 года по делу N А57-13142/2018 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Федорова Виктора Ивановича (Саратовская область, г. Красноармейск),
заинтересованные лица: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) (410080, г. Саратов, пр. Строителей, д. 31, ОГРН 1026403041653, ИНН 6453061549), Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (410000, г. Саратов, ул. Пугачева, д. 11/13, ОГРН 1026403348014, ИНН 6452024495), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области (410038, г. Саратов, ул. Соколовогорская, д. 8А, ОГРН 1046405041935, ИНН 6450604885)
об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Федоров Виктор Иванович (далее - ИП Федоров В.И., предприниматель, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (межрайонное) (далее - УПФР в Ленинском районе г. Саратова, орган пенсионного фонда, Управление) возвратить излишне уплаченные и взысканные страховые взносы за 2014-2015 годы в размере 205 554,86 руб.
Решением суда первой инстанции от 30 января 2019 года требования заявителя удовлетворены. Суд обязал УПФР в Ленинском районе г. Саратова возвратить ИП Федоров В.И. излишне уплаченные страховые взносы за 2014-2015 годы в размере 205 554,86 руб.
УПФР в Ленинском районе г. Саратова не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ИП Федоров В.И. представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Представитель Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (далее - ОПФР по Саратовской области) в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
ИП Федоров В.И., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Саратовской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ИП Федоров В.И. применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Согласно налоговым декларациям по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, ИП Федоровым В.И. за 2014 год получен доход в сумме 36 985 201 руб., произведены расходы в сумме 34 497 440 руб., за 2015 год получен доход в сумме 30 973 680 руб., произведены расходы а сумме 28 259 431 руб.
За 2014 год предпринимателем уплачены страховые взносы в сумме 138 627,84 руб., за 2015 год - в размере 148 886,40 руб.
26.03.2018 ИП Федоров В.И. обратился в Государственной учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Саратовской области (далее - УПФР в Красноармейском районе) с заявлением о перерасчете и возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в сумме 99 421,75 руб., за 2015 год в сумме 106 133,11 руб., за 2016 год в сумме 127 568,54 руб.
Письмом от 04.04.2018 N 10-1033 УПФР в Красноармейском районе сообщило ИП Федорову В.И. о возможности возврата только страховых взносов, уплаченных в 2017 году.
ИП Федоров В.И., полагая, что у органа пенсионного фонда имеется обязанность возвратить излишне уплаченные предпринимателем страховые взносы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном исчислении предпринимателем страховых взносов исходя из размера доходов, уменьшенных на величину расходов, установил наличие у ИП Федоров В.И. переплаты по страховым взносам в сумме 205 554,86 руб., в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой являются плательщиками страховых взносов (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Частью 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пункта 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Согласно части 1.2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
В целях применения положений части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы НДФЛ федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).
Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета НДФЛ, доход для целей исчисления и уплаты НДФЛ для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Рассматриваемый спор касается порядка определения размера страховых взносов, подлежащих уплате плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
По смыслу статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации на предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и к рассматриваемой ситуации.
Аналогичный вывод содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017), а также согласуется с выводом Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в определении от 03.08.2017 N 304-ЭС17-1872 по делу N А27-24987/2015.
С учетом изложенного ИП Федоровым В.И. за 2014 год подлежали уплате страховые взносы в сумме 21 877,61 руб. (36 985 201 руб. (доходы по налоговой декларации) - 34 497 440 руб. (расходы по налоговой декларации) - 300 000 руб.) х 1 %), за 2015 год - в сумме 24 142,49 руб. (30 973 680 руб. (доходы по налоговой декларации) - 28 259 431 руб. (расходы по налоговой декларации) - 300 000 руб.) х 1 %).
Судом первой инстанции установлено, что ИП Федоровым В.И. произведена оплата фиксированного взноса в 2014 году в сумме 17 328,48 руб., в 2015 году - в сумме 18 610,80 руб.
Переплата по страховым взносам составила за 2014 год 99 421,75 руб., за 2015 год - 106 133,11 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у органа пенсионного фонда оснований для отказа в возврате заявителю излишне уплаченных страховых взносов в сумме 205 554,86 руб.
С учетом изложенного требования ИП Федорова В.И. правомерно удовлетворены судом.
В апелляционной жалобе УПФР по Ленинскому району г. Саратова указывает, что в силу части 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
По мнению органа пенсионного фонда, ИП Федоровым В.И. срок на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год пропущен.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
Юридические основания для возврата излишне уплаченных страховых взносов наступают не с даты платежа, а с даты последнего срока уплаты страховых взносов, исчисленных с суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, то есть с 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 по делу N 306-КГ15-6527.
Трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате страховых взносов за 2014 года истек 01.04.2018.
Заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год подано ИП Федоровым В.И. в орган пенсионного фонда 26.03.2018 (т. 1, л.д. 11), то есть до истечения указанного срока.
Трехлетний срок исковой давности, исчисляемый с даты, когда лицу стало известно о наличии переплаты, также не пропущен заявителем, поскольку постановление Конституционного Суда Российской Федерации в от 30.11.2016 N 27-П вступило в силу 02.12.2016.
Обжалуя решение суда первой инстанции, орган пенсионного фонда указывает, что ИП Федоров В.И. с 24.06.2013 является получателем страховой пенсии, при расчете которой были учтены страховые взносы в изначальной исчисленной сумме. Перерасчет страховых взносов за 2014-2015 годы повлечет возникновение у предпринимателя переплаты страхового обеспечения (пенсии).
Апелляционная коллегия отклоняет данный довод, поскольку у УПФР по Ленинскому району г. Саратова имеется возможность перерасчета выплачиваемой заявителю пенсии.
Суд апелляционной инстанции находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы органа пенсионного фонда не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 января 2019 года по делу N А57-13142/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-13142/2018
Истец: ИП Федоров Виктор Иванович
Ответчик: УПФР по Ленинскому району
Третье лицо: 1) Отделение Пенсионного Фонда РФ по Саратовской области, 1)Отделение Пенсионного Фонда РФ по Саратовской области, 2) Межрайонная ИФНС России N 12 по Саратовской области, 2)Межрайонная ИФНС России N 12 по Саратовской области