г. Москва |
|
12 апреля 2019 г. |
Дело N А40-245104/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционную жалобу ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.01.2019 по делу N А40-245104/18, принятое в порядке упрощенного производства судьёй Кукиной С.М. (130-2609)
по заявлению Госкорпорация "Росатом"
к ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"
третье лицо: ОА ЦС "Звездочка"
о привлечении к административной ответственности
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Госкорпорация "Росатом" (далее - заявитель, Госкорпорация, административный орган) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (далее - ответчик, Курчатовский институт) к административной ответственности по части 3 ст.14.1 КоАП РФ (протокол N 000918 от 01.10.2018 г., вн. N /78/2018-иск от 08.10.2018 г.).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.01.2019 ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Институт обратился с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, считая, что состав административного правонарушения в действиях Института отсутствует.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. 272.1 АПК РФ, без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" заявлено ходатайство о назначении судебного заседания с вызовом сторон.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В данном случае апелляционный суд не усматривает оснований для вызова сторон в судебное заседание.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения лицензирующего органа - приказа Госкорпорации "Росатом" от 08.12.2016 N 1/1206-П-дсп Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (далее - Курчатовский институт) была выдана лицензия от 08.12.2016 г., регистрационный номер КВ-12-0612 (далее - Лицензия), на осуществление деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях по п.п. 19, 21, 25, 26, 27, 28, 29, 30, Положения о лицензировании, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2000 N 471.
Письмом от 25.09.2018 N 700-25/40-ф Акционерное общество "Центр судоремонта "Звёздочка" (далее - АО "ЦС "Звёздочка"), принимавшее на свой склад груз от ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", сообщило Госкорпорации "Росатом" о нарушении Курчатовским институтом условий действия лицензии.
Вопреки правилам, предусмотренным для транспортировки радиационно-опасных грузов, Курчатовский институт направил груз в АО "ЦС "Звёздочка" с нарушением порядка уведомления принимающей организации и контролирующих органов, с нарушением правил упаковки и маркировки радиационно-опасного груза, не надлежащим образом оформленного разрешения на перемещение радиоактивных веществ.
Государственная корпорация "Росатом" направила Курчатовскому институту уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении от 27.09.2018 N 1-2.1/41566 с просьбой направить законного представителя для проведения процедуры составления административного протокола.
Полномочным должностным лицом Госкорпорации "Росатом" 01.10.2018 был составлен протокол об административном правонарушении от 01.10.2018 N 000918 по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ по факту нарушения Курчатовским институтом условий действия лицензий Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 08.12.2016 регистрационный номер KB-12-0612.
Неисполнение лицензионных требований выразилось в нарушении п. 2.1 Условий действия лицензии: Курчатовский институт допустил существенные нарушения правил транспортировки радиоактивных веществ, предусмотренных "Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)", утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 N 40 (ред. от 16.09.2013) и федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов" (НП-053-16), утверждёнными приказом Ростехнадзора от 15.09.2016 N 388.
Так, раздел V ОСПОРБ - 99/2010 предусматривает обязанность юридических лиц при осуществлении поставок источников ионизирующего излучения и изделий, содержащих их, оформлять заявку в соответствии с приложением N 2 к ОСПОРБ99/2010, уведомлять органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту нахождения как отправляющего, так и принимающего источник излучения юридического лица.
Кроме того, раздел 5.4 НП-053-16 предусматривает правила маркировки подобных грузов при транспортировке.
Требования данного нормативного документа также были нарушены Курчатовским институтом.
В нарушение требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16), утверждённых приказом Ростехнадзора от 28.11.2016 N 503 Курчатовский институт нарушил требования о предварительном уведомлении о передаче радионуклидного источника и не направил своего представителя, который должен был присутствовать при вскрытии упаковки с грузом.
В нарушение требований санитарных правил по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ), утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 N 54 "О введении в действие СанПиН 2.6.1.1281-03 груз был направлен обычным транспортом, не имеющим лицензии на перевозку радиационно-опасных грузов.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, привлекая Курчатовский институт к административной ответственности, также признал соблюденной и процедуру привлечения общества к административной ответственности, в том числе и годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
В силу ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа... на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Нарушение требований санитарных правил по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ), а также перемещение радиоактивных веществ без наличия надлежащим образом оформленного разрешения на такое перемещение, отсутствие документального оформления передачи радиоактивных веществ, в том числе другими организациям для проведения работ, свидетельствует о нарушении условий лицензии и влечет за собой ответственность по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Однако в соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС", приходит к выводу о пропуске судом первой инстанции срока давности привлечения ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Так, статьей 4.5 КоАП РФ предусмотрены общие и специальные (более продолжительные) сроки давности привлечения к административной ответственности, что обусловлено дифференцированным подходом к обеспечению неотвратимости ответственности, продиктованным существенными различиями тех или иных административных правонарушений.
При этом закрепление более длительных сроков давности само по себе не нарушает требования определенности правового регулирования и не влечет за собой риска их произвольного истолкования и применения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении, если нарушение требований и условий, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности специальным разрешением (лицензией), повлекшее нарушение прав потребителей, квалифицируется правоприменителями, в том числе судами, по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, юридически это означает не что иное, как вменение в вину лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушения лицензионного законодательства Российской Федерации, что в рамках действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него специального (особого) срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
Таким образом, при применении ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ должен соблюдаться общий (трехмесячный) срок давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что в рассматриваемом случае правонарушение, исходя из его существа, не является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ подлежит исчислению со дня совершения административного правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 01.10.2018 датой совершения административного правонарушения является 25.09.2018, так как согласно факсимильному сообщению ОА ЦС "Звездочка" от 25.09.2018, поступившему в административный орган 25.09.2018, нарушения Курчатовским институтом допущены при перемещении груза по товарно-транспортной накладной N 3 от 17.09.2018.
Следовательно, на день привлечения судом первой инстанции Института к административной ответственности 09.01.2019, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Установленные в ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно ч. 2 ст. 206 АПК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования Госкорпорация "Росатом" о привлечении ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" о назначении судебного заседания с вызовом сторон оставить без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.01.2019 по делу N А40-245104/18 отменить.
В удовлетворении заявления Госкорпорация "Росатом" о привлечении ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-245104/2018
Истец: ГК ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"
Ответчик: ФГБУ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ"
Третье лицо: АО "ЦС" "Звездочка"