12 апреля 2019 г. |
Дело N А83-17369/2018 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Омельченко В.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонного) на мотивированное решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 января 2019 года по делу N А83-17369/2018 (судья Чумаченко С.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Советскому району об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонного),
установил:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Советскому району (далее - ОМВД, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (далее по тексту - пенсионный фонд, Управление) от 18.09.2018 N 091S19180015450 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовой санкции в размере 1 000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и 27 декабря 2018 года по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения.
22 января 2019 года в связи с поступлением заявления пенсионного фонда суд составил мотивированное решение по делу.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22 января 2019 года заявление общества удовлетворено. Признано незаконным решение пенсионного фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.09.2018 N 091S19180015450.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения общества к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) поскольку первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно исправленные обществом, не могут расцениваться как неполные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Пенсионный фонд подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт полностью и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, в частности, пункта 39 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н).
От ОМВД поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Апелляционная жалоба, отзыв на апелляционную жалобу, информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещены арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru.
В соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОМВД зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на учете в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым, является плательщиком страховых взносов.
Управлением в отношении ОМВД проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
По результатам проведенной проверки оформлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 091S18180013625 от 21.08.2018, в котором указано о несвоевременности предоставлении сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года в отношении 2 застрахованных лиц.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения пенсионным фондом решения от 18.09.2018 N 091S19180015450 о привлечении ОМВД к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1000 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за апрель 2018 года в отношении 2 застрахованных лиц.
Не согласившись с принятым решением, ОМВД обратился с заявлением в арбитражный суд, указывая, что у пенсионного фонда отсутствовали законные основания для привлечения его к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ поскольку вина последнего отсутствует в связи с реализацией им права на исправление недостоверных сведений.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Закона N 27-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
На основании статьи 8.1 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах", введенной в действие с 01.04.2016.
В пункте 3 данной формы страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Судом установлено, что сведения о застрахованных лицах за апрель 2018 года по форме СЗВ-М (исх.) представлены заявителем в установленный срок - 14.05.2018, что Управлением не оспаривается.
В последующем ОМВД, выявив факт неотражения в составе представленной отчетности сведений на 2 застрахованных лиц, 14.08.2018 инициировало представление сведений по типу формы "дополняющая".
Пенсионный фонд, определив данное обстоятельство как несвоевременное представление страхователем в отношении 2 застрахованных лиц сведений, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, пришло к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 приведенного Закона.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судом установлено, что сведения формы СЗВ-М за апрель 2018 года по типу "дополняющая" в отношении 2 застрахованных лиц направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены фондом 14.08.2018. Акт о выявлении правонарушения составлен Управлением 21.08.2018, а решение о привлечении к ответственности вынесено 18.09.2018.
Таким образом, ОМВД до момента обнаружения административным органом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки были переданы необходимые корректирующие сведения.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что поскольку страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил уточняющие сведения по персонифицированному учету, до обнаружения указанной ошибки и направления соответствующего уведомления пенсионным фондом, то у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения его к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции п. 39 Инструкции N 766н основаны на ошибочном толковании указанной нормы.
Так, в соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, ОМВД реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 января 2019 года по делу N А83-17369/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-17369/2018
Истец: ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОВЕТСКОМУ РАЙОНУ
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МЕЖРАЙОННОЕ
Третье лицо: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МЕЖРАЙОННОЕ