Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2019 г. N Ф06-48515/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
12 апреля 2019 г. |
Дело N А57-9901/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" апреля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.
судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разгильдяевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 декабря 2018 года по делу N А57-9901/2018 (судья Ю.П. Огнищева)
по заявлению Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. А.М. Горького, д.48, ОГРН 026402204950, ИНН 6450049166)
заинтересованные лица - Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Вольская, 81, ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580), общество с ограниченной ответственностью "Умный дом" (410009, г. Саратов, ул. Луговая, 36а, ОГРН 1166451051106, ИНН 6452119852), общество с ограниченной ответственностью "ЖКО" (410031, г. Саратов, ул. Комсомольская, 52, ОГРН 1156450000057, ИНН 6450086312), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авангард" (410005, г. Саратов, ул. Аткарская, 45/47, ОГРН 1126450018056, ИНН 6452101622)
об отмене предписания N 41-18/ов-т от 20.04.2018, об отмене решения N41-18/ов-т от 20.04.2018,
при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Соловьев Е.Е., по доверенности от 10 января 2019 года N 03/2-42, от комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Майбородин В.А., действующий на основании доверенности от 09.01.2019 N 02-63-02/2,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет, заявитель) обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения от 20.04.2018 N 41-18/ов-т и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - Управление, Саратовское УФАС России, антимонопольный орган) N 41-18/ов-т от 20.04.2018.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Саратовское УФАС России, общество с ограниченной ответственностью "Умный дом" (далее - ООО "Умный дом"), общество с ограниченной ответственностью УК "Авангард" (далее - ООО УК "Авангард"), общество с ограниченной ответственностью "ЖКО" (далее - ООО "ЖКО").
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 08.08.2018 дела N А57-9912/2018, N А57-9901/2018 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера А57-9901/2018.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 29 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал правовую позицию, изложенную в своей апелляционной жалобе.
Представитель Саратовского УФАС России возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 24 января 2019 года.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Саратовского УФАС России и Комитета, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 03.04.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Умный дом" на действия организатора торгов - Комитета при проведении открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Безымянная, д. 56 (номер извещения N 220218/4130743/02).
Решением Саратовского УФАС России от 20.04.2018 N 41-18/ов-т жалоба ООО "Умный дом" признана обоснованной.
Антимонопольным органом выдано предписание 41-18/ов-ш от 20.04.2018, согласно которому Комитету необходимо отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса; рассмотреть заявки, поданные на участие в Конкурсе в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом решения Саратовского УФАС России.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Комитет обратился в арбитражный суд с изложенными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемых решения и предписания послужил вывод антимонопольного органа о том, что при проведении конкурса Комитетом было нарушено действующее законодательство в части недопуска ООО "Умный дом" к участию в торгах.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 18 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75) одним из оснований для отказа допуска к участию в конкурсе является несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил.
В силу подпункта 1 пункта 15 Правил N 75 при проведении конкурса устанавливается, в том числе, следующее требование к претендентам: соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту 1 пункта 23 Конкурсной документации претенденты должны соответствовать установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 62 Конкурсной документации основанием для отказа допуска к участию в конкурсе является, в том числе: несоответствие претендента требованиям, установленным пункта 23 Конкурсной документации.
При этом Конкурсная документация не содержит указаний на то, каким конкретно требованиям должны соответствовать претенденты на участие в Конкурсе, в том числе Конкурсная документация не содержит указаний на необходимость соответствия претендентов требованиям, предъявляемым к раскрытию информации в ГИС ЖКХ в соответствии с частью 6.1 статьи 193 ЖК РФ и Постановлением N 731.
Как указано в протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 02.04.2018 N 350Р/18, ООО Умный Дом" не допущено к участию в конкурсе в связи с несоответствием подпункту 2 пункта 18 Правил N 75.
Согласно пояснениям Комитета от 10.04.2018 исх. N 02-62/1000 (л.д. 33 т.1) указанное в протоколе несоответствие подпункту 2 пункта 18 Правил N 75 выразилось в не размещении ООО "Умный дом" в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) информации, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"
Вместе с тем согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 6.1 статьи 193 ЖК РФ одним из лицензионных требованных является соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ.
В силу части 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Согласно пункту 18 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35-40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в системе должны размещаться, в том числе, следующая информация:
информация о лицах, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;
информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг;
информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние;
информация об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;
информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ;
информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг;
информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг;
информация о соблюдении установленных параметров качества товаров, выполненных работ, оказанных услуг организациями, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, предоставляющими коммунальные услуги, а также лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе информация о фактах и количественных значениях отклонений от параметров качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
информация о проведении ремонта, в том числе планово-предупредительного ремонта, и выполнении работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе связанных с ограничением или приостановкой предоставления коммунальных услуг;
информация о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги;
информация о ценах на услуги по управлению в многоквартирном доме;
информация о ценах, тарифах, установленных на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них;
информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;
информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, или лица, уполномоченного в установленном жилищным законодательством порядке представлять в отношениях с третьими лицами интересы собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление этим домом, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ;
информация о состоянии расчетов потребителей с лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, с лицами, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, с лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома;
информация об установленных в договорах сроках внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также о сроках представления платежных документов, на основании которых вносится такая плата;
информация о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования;
информация о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе управления указанным домом и способе формирования фонда капитального ремонта, а также документы, подтверждающие принятие соответствующих решений;
условия договора управления многоквартирным домом, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таком договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации, договор, а также предусмотренный законодательством Российской Федерации отчет о выполнении такого договора;
договоры о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры;
информация о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения.
Из протокола осмотра вещественных доказательств N 64 АА 2406413 от 09.04.2018, составленного нотариусом Шевченко И.П. и предоставленного ООО "Умный дом", следует, что на сайте ГИС ЖКХ содержится информация об ООО "Умный дом", в том числе информация о выданной обществу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 064000382 от 24.11.2017.
Впоследствии при рассмотрении антимонопольным органом жалобы Комитет пояснил, что ООО "Умный дом" не было допущено к участию в Конкурсе по причине несоблюдения требований, предъявляемых к раскрытию информации в ГИС ЖКХ в соответствии с частью 6.1 статьи 193 ЖК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Постановление N 731).
Вместе с тем, из протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 02.04.2018 N 350Р/18 не усматривается, что заявка ООО "Умный дом" не была допущена до участия в Конкурсе по указанной представителем Комитета при рассмотрении жалобы причине.
Кроме того, согласно положениям Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" информация об управляющей организации размещается не позднее 15 дней со дня начала осуществления обязанности по управлению многоквартирным домом либо со дня произошедших изменений.
При этом судом учтено, что на момент рассмотрения жалобы у ООО "Умный дом" в управлении не находился ни один многоквартирный дом, в связи с чем информация, раскрытие которой предусмотрено в соответствии с частью 6.1 статьи 193 ЖК РФ и Постановлением N 731, не должна была размещаться Обществом в ГИС ЖКХ.
Ссылка Комитета на письмо службы поддержки ГИС ЖКХ, скриншот которого был представлен в ходе рассмотрения жалобы, является несостоятельной, так как невозможно установить, кем и в ответ на какое письмо был дан представленный ответ. Также, данное письмо не содержит каких-либо указаний на обязательность размещения информации управляющими организациями, не имеющими в управлении многоквартирные дома.
Сам факт регистрации ООО "Умный дом" в ГИС ЖКХ 07.05.2018 после проведения конкурса, подтвержденный скриншотом с официального сайта ГИС ЖКХ, не опровергает выводы антимонопольного органа и суда первой инстанции о невозможности отклонения по указанному основанию заявки ООО "Умный дом" на участие в конкурсе.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что заявка ООО "Умный дом" была отклонена по основанию представления бухгалтерского баланса без отметки налогового органа, что противоречит подпункту 5 пункта 15 Правил N 75, судебной коллегией не принимается ввиду следующего.
В протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 02.04.2018 N 350Р/18 указано, что ООО "Умный дом" не было допущено к участию в конкурсе по причине несоответствия подпункту 2 пункта 18 Правил N 75.
Из подпункта 2 пункта 18 Правил N 75 следует, что основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе является несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил N 75.
В силу пункта 17 Правил N 75 проверка соответствия претендентов требованиям, указанным в подпунктах 2-6 пункта 15 Правил N 75, осуществляется конкурсной комиссией. При этом конкурсная комиссия не вправе возлагать на претендента обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
Таким образом, представление бухгалтерского баланса без отметки налогового органа не является основанием для отклонения заявки, установленным подпунктом 2 пункта 18 Правил N 75. Требованием к претенденту является отсутствие задолженности по налогам свыше определённого размера, отсутствие подтверждается бухгалтерским балансом. В рассматриваемом случае указанного обстоятельства не установлено.
В данном случае предоставление бухгалтерского баланса без отметки налогового органа не свидетельствует о наличии у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершённый отчётный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчётности за последний завершённый отчётный период, а также кредиторской задолженности за последний завершённый отчётный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчётности за последний завершённый отчётный период.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции отклоняется довод Комитета о том, что заявка ООО "Умный дом" не соответствует требованиям пунктов 52 и 53, подпунктов 4, 5 пункта 18 указанных Правил N 75.
При этом судом учтено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 02.04.2018 с учётом пояснений данных заявителем антимонопольному органу, ООО "Умный дом" не было допущено к участию в конкурсе по причине несоответствия претендента требованиям подпункта 2 пункта 18 Правил ввиду несоблюдения требований, предъявляемых к раскрытию информации в ГИС ЖКХ в соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ и стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утверждённым Постановлением N 731.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судом по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Таким образом, вывод антимонопольного органа, поддержанный судом первой инстанции и о том, что при проведении конкурса Комитетом было нарушено действующее законодательство в части недопуска ООО "Умный дом" к участию в торгах, является обоснованным.
Указанный вывод суда подтверждается позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях от 20.03.2019 по делу N А57-9900/2018, от 21.03.2019 по делу N А57-9907/2018.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 декабря 2018 года по делу N А57-9901/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9901/2018
Истец: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
Ответчик: Управление ФАС по СО
Третье лицо: ООО " УК Авангард", ООО "ЖКО", ООО "Умный Дом"