Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июля 2019 г. N Ф08-6024/19 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
12 апреля 2019 г. |
дело N А32-28290/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Сельта": Барыбина А.А. по доверенности от 27.02.2019;
от Южного межрегионального территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: Иваненко Г.Ю. по доверенности от 21.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельта" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2018 по делу N А32-28290/2018,
принятое в составе судьи Купреева Д.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельта" к Южному межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о признании ненормативного акта недействительным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сельта" (далее - ООО "Сельта", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 11.05.2018 N 34.
Решением суда от 22.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о наличии у контролирующего органа достаточных правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания. Довод общества об отсутствии необходимости оснащать тахографами транспортные средства, имеющие карты допуска для международных перевозок, суд признал основанным на неверном толковании норм действующего законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сельта" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на то, что судом не применены нормы международного права. По мнению общества, тахографы, соответствующие требованиям ЕСТР, не осуществляют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в связи с чем, требование об утверждении типа средства измерений на такое устройство не распространяется, как и требования об утверждении контрольных устройств в качестве средств измерений, а также проведению их поверки. Полагает, что если измерения осуществляются в одной из указанных в Федеральном законе от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" областях, но к ним не установлены обязательные метрологические требования, такие измерения не относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. По мнению общества ЕСТР не содержит требования об утверждении контрольных устройств в качестве средств измерений, а также проведению их поверки. Средства контроля, используемые в международных перевозках, подлежат утверждению типа контрольного устройства в стране-изготовителе, а также поверке и калибровке согласно международным нормам, подача второй заявки на утверждение типа устройства в Российской Федерации недопустима.
От общества поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых ООО "Сельта" просило решение суда отменить.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Сельта" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить.
Представитель управления просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Сельта" осуществляет деятельность по перевозке грузов.
На основании приказа от 04.04.2018 N 01-30/426 управлением в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка с целью государственного контроля (надзора) в области обеспечения единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) для установления исполнения ранее выданных предписаний от 24.08.2017 N 63 и от 22.08.2018 N 62.
В ходе проверки управлением установлено нарушение обществом требований части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ, выразившееся в применении средств измерений неутвержденного типа.
По результатам проверки контролирующим органом составлен акт проверки от 17.05.2018 N 7.06.34-426.
Обществу выдано предписание от 11.05.2018 N 34 об устранении выявленных нарушений.
Полагая, что указанное предписание является недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 102-ФЗ тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений - документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа (статья 2 Федерального закона N 102-ФЗ).
Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1034н утвержден Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности.
Согласно пунктов 51 - 52 указанного Перечня измерение показателей тяжести (длина пути перемещения груза, мышечное усилие, масса перемещаемых грузов, угол наклона корпуса тела работника, время удержания груза) и напряженности (длительность сосредоточенного наблюдения, время активного наблюдения за ходом производственного процесса, продолжительность выполнения единичной операции, время работы с оптическими приборами, нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) трудового процесса отнесены Минздравом к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной нормой Правительство Российской Федерации в постановлении от 23.11.2011 N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" определило, что указанные требования утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Во исполнение этого постановления приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.02.2013 N 36 утверждены Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, а приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2013 N 273 - Порядок оснащения транспортных средств тахографами.
В соответствии с п. 5, п. 19 ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются, в том числе, при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда; при обеспечении безопасности дорожного движения.
Приказом МВД России от 08.11.2012 N 1014 "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним", в раздел "5. Осуществление мероприятий государственного контроля (надзора)" 20.01.2015 включены позиции 146 - 148: измерение координат, времени, скорости с использованием глобальных навигационных спутниковых систем, измерение интервалов времени, измерения линейных расстояний.
Указанные измерения обязаны, в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 102-ФЗ, проводиться с применением средств измерений утвержденного типа, прошедшими поверку.
Сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносится в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Утверждение типа средств измерений осуществляется не в отношении каждого конкретного технического средства, а совокупности средств измерений. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по заявлению осуществляющих разработку, выпуск их производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и использование на территории Российской Федерации стандартных образцов или средств измерений.
Из анализа положений действующего законодательства следует, что тахограф считается утвержденного типа при условиях, что тип тахографа внесен в Государственный реестр средств измерений; данный тип тахографа выпущен из производства указанной в Государственном реестре фирмой в срок действия свидетельства об утверждении данного типа тахографа.
Из материалов дела следует, что управлением в ходе проверки установлено, что общество допустило использование при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда и при обеспечении безопасности дорожного движения цифровых тахографов DTCO 1381 зав. N 0002181967, 0002167270, 0003097968, 0002215408, 0002217025, 0002215432, 0002215524, 0002213093, 0003808537, 0003090855, 0002215381 - 11 единиц, (изготовитель ООО "Континенталь Аутомотив ГмБХ", Германия, дата изготовления - 2010, 2011, 2012 годы, установлены на грузовых автомобилях) не утвержденного типа.
Административным органом установлено, что спорное оборудование DTCO 1381 датой изготовления 2010 - 2012 годов не включено в Государственный реестр средств измерений.
Согласно пункту 51 Приказа Росстандарта от 25.12.2015 N 1658 "Об утверждении типов средств измерений" тахографам цифровым DTCO 3283 присвоен регистрационный номер в Государственном реестре средств измерений 62919-15 по Методике поверки средств измерений 651-15-51 МП, утвержденной в 2015 году.
Вместе с тем, учитывая вышеизложенное, тип тахографов DTCO 1381 утвержденный в 2015 году, не распространяется на спорные модели, выпущенные ранее 2015 года.
С учетом вышеизложенных положений действующего законодательства, измерения, проводимые с помощью спорных тахографов, установленных на транспорте общества, являются сферой государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Тахографы, применяемые обществом, являются средствами измерений и в соответствии с п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 12 и п. 1 ст. 13 Федерального закона N 102-ФЗ, должны быть утвержденного типа и поверенными в установленном порядке.
В связи с чем, обществу обоснованно выдано оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений.
Предписание принято уполномоченным органом в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылка общества на то, что средства контроля, используемые в международных перевозках, подлежат утверждению типа контрольного устройства в стране-изготовителе, а также поверке и калибровке, согласно международным нормам, подача второй заявки на утверждение типа устройства в Российской Федерации недопустима, судебной коллегией не принимается.
Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, оснащать эти средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографами), закреплена в пункте 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения.
При этом законодателем указано, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной нормой Закона о безопасности дорожного движения Правительство Российской Федерации в постановлении от 23.11.2012 N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" определило, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 9 Федерального закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие средства измерения, обязаны своевременно представлять их на поверку.
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 25.06.2013 N 970 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений, согласно которому определены сроки и последовательность административных процедур (действий) Росстандарта (его структурных подразделений и должностных лиц) при взаимодействии с заявителями государственной услуги (пункт 1 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 25.06.2013 N 970, заявителями государственной услуги могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и использование на территории Российской Федерации стандартных образцов или средств измерений.
Таким образом, общие требования к тахографам, как средствам измерения, быть поверенными, следуют из общих норм.
Довод общества о том, что транспортные средства, имеют карту допуска к осуществлению международных перевозок, судом первой инстанции обоснованно отклонен. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2018 по делу N А32-28290/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28290/2018
Истец: ООО "Сельта"
Ответчик: Краснодарский территориальный отдел государственного надзора по Краснодарскому краю Южного Межрегионального территариального управления Федерального агенства по техническому регилированию и метрологии, ЮМТУ Росстандарт
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6024/19
12.04.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-618/19
22.11.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28290/18
19.07.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28290/18