г. Краснодар |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А32-28290/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сельта" (ИНН 2310053662, ОГРН 1022301614873) - Киселёва В.Ю. (доверенность от 16.07.2019), от заинтересованного лица - Южного межрегионального территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244) - Иваненко Г.Ю. (доверенность от 21.12.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельта" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2018 (судья Купреев Д.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2019 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Ильина М.В.) по делу N А32-28290/2018, установил следующее.
ООО "Сельта" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление) о признании недействительным предписания от 11.05.2018 N 34.
Решением суда от 22.11.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.04.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы наличием оснований для выдачи предписания.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на неисполнимость и неконкретность предписания. Его исполнение фактически лишит общество возможности осуществлять международные перевозки. Транспортные средства, принадлежащие обществу, допущены к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных перевозок и оснащены контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (Женева, 01.07.1970) (далее - Европейское соглашение, ЕСТР). Используемые обществом контрольные устройства "Continental DTCO 1381" соответствуют требованиям ЕСТР. Поскольку на транспортных средствах уже установлены указанные контрольные устройства, общество не может дополнительно установить тахограф, утвержденный к использованию на территории Российской Федерации. Установка такого тахографа фактически лишит общество права осуществлять международные перевозки, поскольку он не утвержден за пределами Российской Федерации, а транспортные средства с российскими тахографами не подлежат вывозу за пределы Российской Федерации по требованиям ФСБ России.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 15 час. 50 мин. 18.07.2019 до 17 час. 55 мин. 24.07.2019.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что управление на основании приказа от 04.04.2018 N 01-30/426 провело внеплановую выездную проверку с целью государственного контроля (надзора) в области обеспечения обществом единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) для установления исполнения ранее выданных предписаний от 24.08.2017 N 63 и 22.08.2018 N 62. В ходе проверки выявлено нарушение обществом требований части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ, выразившееся в применении средств измерений неутвержденного типа в количестве 11 единиц (тахографы DTCO 1381 зав. N 0002181967, 0002167270, 0003097968, 0002215408, 0002217025, 0002215432, 0002215524, 0002213093, 0003808537, 0003090855, 0002215381, годами изготовления 2010 - 2012).
По результатам проверки управление составило акт от 17.05.2018 N 7.06.34-426 и выдало обществу предписание от 11.05.2018 N 34 об устранении до 05.02.2019 нарушений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда; запрете с 11.05.2018 использования указанных тахографов до устранения выявленных нарушений.
Общество обжаловало предписание в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания, суд сослался на пункты 5 и 19 части 3 статьи 1, статьи 2, 5, часть 1 статьи 12 Закона N 102-ФЗ, часть 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения), постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" (далее - постановление N 1213), приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13.02.2013 N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" в редакции от 30.01.2018 (далее - Приказ N 36) (далее - Приказ N 36), Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2013 N 273 (далее - Порядок N 273), пункты 51, 52 приказа Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1034н "Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности", пункты 146 - 148 Перечня измерений, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним, утвержденного приказом Министерство внутренних дел Российской Федерации от 08.11.2012 N 1014.
Суд отметил, что сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Утверждение типа средств измерений осуществляется не в отношении каждого конкретного технического средства, а совокупности средств измерений. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по заявлению осуществляющих разработку, выпуск их производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и использование на территории Российской Федерации стандартных образцов или средств измерений. Из положений действующего законодательства следует, что тахограф относится к утвержденному типу при условиях его внесения в государственный реестр средств измерений; установленные обществом тахографы выпущены в производство германским производителем и внесены в федеральный российский реестр средств измерений (далее - российский реестр) фирмой-изготовителем после срока действия свидетельства об утверждении данного типа тахографа (в 2015 году).
Суд установил и материалами дела подтверждается, что управление в ходе проверки выявило использование обществом при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда и при обеспечении безопасности дорожного движения цифровых тахографов не утвержденного в на 2010 - 2012 годы типа "DTCO 1381" (зав. N 0002181967, 0002167270, 0003097968, 0002215408, 0002217025, 0002215432, 0002215524, 0002213093, 0003808537, 0003090855, 0002215381 в количестве 11 единиц (изготовитель ООО "Континенталь Аутомотив ГмБХ", Германия) 2010 - 2012 годов производства, установлены на грузовых автомобилях).
Указанное оборудование (тахографы "DTCO 1381" 2010 - 2012 годов производства) не включены в российский реестр.
Пунктом 51 приказа Росстандарта от 25.12.2015 N 1658 "Об утверждении типов средств измерений" тахографам цифровым "DTCO 3283" присвоен регистрационный номер в государственном реестре средств измерений 62919-15 по методике поверки средств измерений 651-15-51 МП, утвержденной в 2015 году.
Тип указанного тахографа "DTCO 3283", утвержденного в 2015 году, не распространяется на спорные модели тахографов "DTCO 1381", выпущенные ранее 2015 года.
Поскольку спорный вид тахографов не является утвержденным и поверенным в установленном порядке, суд признал обоснованным выдачу обществу предписания о запрете использования транспортных средств с таким тахографом.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями указанного федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений.
При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта, подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку (пункт 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ).
Поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (пункт 17 статьи 2 Закона N 102-ФЗ).
Пунктом 2 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.06.2013 N 970 (действующего в спорный период), установлено, что заявителями государственной услуги могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и использование на территории Российской Федерации стандартных образцов или средств измерений.
В связи с этим суд счел, что общие требования по поверке используемых обществом на спорных транспортных средствах тахографов как средств измерений следуют из общих норм права.
Судебная коллегия отклонила ссылку общества на необходимость утверждения средств контроля, используемых в международных перевозках, типа контрольного устройства в стране-изготовителе, а также поверки и калибровки согласно международным нормам, а подача второй заявки на утверждение типа устройства в Российской Федерации недопустима.
Суд отклонил довод общества о том, что транспортные средства, имеющие карту допуска к осуществлению международных перевозок, подпадают под исключение на тахографы, применяемые обществом.
Суд также отклонил довод общества о неисполнимости предписания.
Между тем, предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, оно должно содержать конкретные указания, четкие формулировки о конкретных действиях, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (определениеи Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 N 309КГ17-4669).
Предписание управления, по мнению суда, содержи конкретное требование, четкую формулировку конкретных действий - устранить нарушения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охране труда (не применять средства измерения неустановленного типа в количестве 11 единиц). Общество не представило доказательства невозможности исполнения данного предписания.
Однако при этом судебные инстанции не учли следующее.
Статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения установлено специальное требование к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, по оснащению транспортных средств техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей (тахографами).
Приказом N 36 установлено исключение, основанное на ратифицированном Российской Федерацией международном соглашении, имеющим, исходя из базового конституционного правового принципа, приоритетное значение перед национальным законодательством, в части оснащения транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения.
В преамбуле Приложения N 1 к Приказу N 36 указано, что тахографы, установленные на транспортные средства до вступления в силу Приказа Минтранса России от 20.02.2017 N 55, подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего Приказа с момента замены в этих тахографах программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства (далее - блок СКЗИ тахографа). До момента замены блока СКЗИ тахографа требования настоящего приказа на данные тахографы не распространяются. Использование тахографов, установленных на транспортные средства до вступления в силу настоящего приказа, допускается до момента проведения очередной замены в этих тахографах блока СКЗИ тахографа.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 2 и 3 самого Приказа Минтранса России от 20.02.2017 N 55, внесшего изменения в Приказ N 36.
В материалах дела и проверки управления отсутствуют сведения о замене в тахографах блока СКЗИ или истечения иных сроков для замены тахографов.
Довод управления об отсутствии у Минтранса России полномочий на внесение таких изменений подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения Правительство Российской Федерации в постановлении и 1213 определило, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации. Во исполнение данного постановления Минтранс России и принял названные Приказы.
Таким образом, оспариваемый приказ принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти во исполнение указанных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и им не противоречит.
Из смысла апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2016 N АПЛ16-383 усматривается, что требования на выпускаемые в обращение транспортные средства категорий N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки грузов, технические средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами) и их оснащение указанной аппаратурой, определенные порядком, установленным нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза (в Российской Федерации - Порядок, утвержденный Приказом N 273 (с изменениями, внесенными Приказом N 348), пункта 14 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 3 877 (редакция от 25.12.2018) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств"" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств") не применяются в отношении транспортных средств, указанных в статье 2 Европейского соглашения.
Согласно абзацу пятнадцатому Приложения N 2 к Приказу N 36 в числе иных, тахографами оснащаются выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3), за исключением, в том числе находящихся в эксплуатации грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для международных перевозок, оснащенных до 08.11.2013 при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 г. N 982).
Согласно пункту 3 Порядка N 273 в установленные в нем сроки оснащения тахографами транспортных средств, кроме перечисленных в приложении N 2 к приказу N 36 после слов "за исключением", производится в отношении категорий транспортных средств, указанных в этом пункте (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2017 N 12-АД17-10).
В Приложении N 2 к Приказу N 36 в редакции Приказов Минтранса России от 17.12.2013 N 470, 28.01.2016 N 16, 26.07.2017 N 277, 30.01.2018 N 35 "Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами" предусмотрено, что тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N 2); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N 3).
Однако, при этом установлено исключение для: транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16.06.2014 N 158 "Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок" (зарегистрирован Минюстом России 31.07.2014, регистрационный N 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения (в редакции Приказа Минтранса России от 28.01.2016 N 16).
В пункте 3 Порядка N 273 приведен перечень категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, а также установлены сроки их оснащения. Так, оснащение тахографами транспортных средств категорий N2, N3, M2 и M3, оснащенных организациями-изготовителями транспортных средств до 01.04.2014 техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, производится до 01.01.2018 (абзац седьмой данного пункта); транспортных средств категорий N2, N3, M2 и M3, оснащенных мастерскими до вступления в силу Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, - до 01.01.2018 г. (абзац восьмой пункта 3).
В указанный пункт Порядка N 273 приказом Минтранса России от 02.12.2015 N 348 (далее - Приказ N 348) внесены изменения, согласно которым абзац седьмой после слов "(ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.)" дополнен словами ", за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу Минтранса России N 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства)"; абзац восьмой после слов "от 10.09.2009 N 720" дополнен словами ", за исключением аналоговых контрольных устройств". Также в этот пункт добавлен абзац девятый, изложенный в следующей редакции: "транспортных средств категорий N2, N3, M2 и M3, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, - до 01.07.2016".
Дополнительные требования к тахографам Приказ N 348 не содержит, он вносит лишь изменения в Порядок, устанавливающий процедуру и сроки оснащения тахографами транспортных средств, в то время как требования к тахографам определены Приказом N 36 (приложение N 1) (апелляционное определение Верховного Суда России от 15.09.2016 N АПЛ16-383).
При этом Верховным Судом России отмечено, что на правоотношения, связанные с международными перевозками, Приказ N 348 не распространяется.
Транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащаются контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения (абзац восьмой приложения N 2 к Приказу N 36) (апелляционное определение Верховного Суда России от 15.09.2016 N АПЛ16-383).
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает ошибочным отклонение судебными инстанциями ссылок общества на имеющиеся у него карточки доступа на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, копии которых представлены в материалы дела (л. д. 45 - 55 т. 2), и наличие и соответствие которых предъявляемым требованиям управление не оспаривает, считая факт их наличия не влияющим на обязанность общества устанавливать тахографы, зарегистрированные в российском реестре.
Следовательно, внесение Приказом N 36 временнЫх ограничений до момента проведения очередной замены в тахографах их блока СКЗИ установленному в Российской Федерации порядку их эксплуатации не противоречит.
Кроме того, на транспортном средстве устанавливается, активизируется и используется один тахограф, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к Приказу N 55), сведения о котором включены Федеральным бюджетным учреждением "Агентство автомобильного транспорта" (далее - ФБУ "Росавтотранс") в перечне сведений о моделях тахографов.
На транспортном средстве запрещается одновременное использование тахографа, соответствующего Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к приказу N 55) с техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующим требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (Европейское соглашение), и (или) техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, которым транспортные средства ранее оснащались в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (абзац введен Приказом Минтранса России от 20.02.2017 N 55).
Европейским соглашением к международным автомобильным перевозкам отнесены любые автомобильные перевозки с пересечением, по крайней мере, с одной границы (пункт "h" статьи 1 ).
Статьей 2 Европейского соглашения установленные им правила признаны применимыми на территории каждой Договаривающейся стороны ко всем международным автомобильным перевозкам, совершаемым любым транспортным средством, зарегистрированным на территории вышеуказанной Договаривающейся стороны или на территории любой другой Договаривающейся стороны.
Статьей 10 Европейского соглашения "Контрольное устройство" установлено, что договаривающиеся стороны предписывают установку и использование на транспортных средствах, зарегистрированных на их территории, контрольного устройства согласно требованиям Соглашения, включая приложение и добавления к нему (часть 1 статьи 10). Контрольное устройство по смыслу настоящего Соглашения должно отвечать в том, что касается его конструкции, установки, использования и проверки, требованиям настоящего Соглашения, включая приложение и добавления к нему (часть 2 статьи 10). Считается, что контрольное устройство, отвечающее постановлению (СЕЕ) N 3821/85 Совета от 20.12.1985, в том что касается его конструкции, установки, использования и проверки, соответствует требованиям Соглашения, включая приложение и добавления к нему (часть 3 статьи 10).
Из Приложения к Европейскому соглашению (Добавление 2, раздел I "Знак официального утверждения") следует, что знак официального утверждения состоит из прямоугольника, в котором проставлена буква "e", за которой следует указанный ниже общепринятый отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение: Германия - 1.
Судебные инстанции не опровергли доводы общества о наличии на всех тафографах, установленных на спорных автомобилях, знака официального утверждения (прямоугольник с проставленной буквой "е" и 1 (Германия), управление в материалах проверки и предписании не ссылается на их отсутствие.
Статьей 7 Европейского соглашения установлено, что договаривающиеся стороны не должны отказывать в регистрации транспортных средств, оборудованных контрольным устройством, или запрещать введение в эксплуатацию либо использование таких транспортных средств по любой причине, которая связана с тем, что данное транспортное средство оборудовано таким устройством, если на контрольное устройство нанесен знак официального утверждения, указанный в статье 3, и табличка с данными об установке, указанная в статье 9. Пунктом 4 статьи 9 установлено, что подтверждением того, что установка контрольного устройства была произведена в соответствии с требованиями приложения к Соглашению, свидетельствует табличка с данными об установке, предусмотренная в добавлении 1 или 1В.
Для подтверждения того, что установка контрольного устройства была произведена в соответствии с требованиями настоящего приложения, используется табличка с данными об установке, предусмотренная в добавлении 1 или 1В (пункт 4 статьи 9 Европейского соглашения).
Следовательно, международным соглашением прямо установлено, что не допускается запрет на введение в эксплуатацию либо использование транспортных средств, участвующих в международных автомобильных перевозках (пересекающих, по крайней мере, одну границу), по любой причине, связанной с оборудованием такого транспортного средства устройством, на которое нанесен знак официального утверждения, указанный в статье 3, и табличка с данными об установке, указанная в статье 9 Европейского соглашения (в рассматриваемом случае, - табличка с прямоугольником, в котором проставлена буква "e" с номером страны 1 (Германия)).
Отсутствие таких табличек на тахографах в спорных автомобилях управление обществу не вменяет, суд такой факт не установил.
Приложением к Европейскому соглашению (Добавление 1) "Требования к конструкции, проверке, установке и инспекции" (раздел E "Маркировка", пункт 2) также установлено, что табличка описания должна быть наглухо закреплена на устройстве и должна иметь маркировку, которая должна быть видимой при установке контрольного устройства, в том числе: название и адрес завода-изготовителя оборудования; номер, присвоенный заводом-изготовителем, и год изготовления; знак официального утверждения типа контрольного устройства. Разделом V "Установка контрольного устройства", подраздел A "Общие положения" пункт 3 предписано, что после проверки контрольного устройства, проводимой после его установки, на транспортном средстве рядом с устройством или на самом устройстве крепится табличка с данными об установке таким образом, чтобы ее было хорошо видно. В подпункте "А" подраздела "В" раздела V также указано, что пломбы накладываются на табличку с данными об установке за исключением тех случаев, когда она установлена таким образом, что ее нельзя снять без уничтожения указанной на ней маркировки.
Регламентом Европейского Союза (ЕС) N 165/2014 Европейского парламента и Совета ЕС о тахографах на дорожном транспорте и об изменении Регламента (ЕС) 561/2006 Европейского парламента и Совета ЕС о гармонизации определенного социального законодательства относительно автодорожного транспорта" (Вместе с "Требованиями к конструкции, испытаниям, установке и проверке аналоговых тахографов", "Знаком одобрения и сертификатом") (Принят в г. Страсбурге 04.02.2014) (Страсбург, 04.02.2014) (далее - Европейский регламент), действие которого распространяется на Европейское экономическое пространство) установлены обязательства и требования в отношении устройства, установки, применения, тестирования и контроля тахографов на автомобильном транспорте в целях подтверждения соответствия требованиям Регламента (ЕС) 561/2006, Директивы 2002/15/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС и Директивы 92/6/ЕЭС Совета ЕС (статья 1). При этом отмечено, что в вопросах устройства, установки, применения и тестирования тахографы должны соответствовать требованиям Регламента.
Под тахографом или записывающим оборудованием понимается оборудование, предназначенное для установки на дорожных транспортных средствах в целях отображения, записи, печати, хранения и автоматического или полуавтоматического вывода подробных сведений о движении, в том числе данных о скорости указанных транспортных средств, в соответствии со статьей 4 (3), а также сведений о точных периодах работы водителей данных транспортных средств (подпункт "а" пункта 2 статьи 2 Европейского регламента); карточкой водителя - карта тахографа, выданная компетентными органами государства-члена ЕС определенному водителю, которая идентифицирует водителя и позволяет хранить данные о деятельности водителя (подпункт "f" пункта 2 статьи 2); аналоговым тахографом - тахограф, в котором используется регистрационный листок в соответствии с настоящим Регламентом (подпункт "g" пункта 2 статьи 2); установкой - монтаж тахографа на транспортном средстве (подпункт "q" пункта 2 статьи 2); одобрением типа - процесс подтверждения государством-членом ЕС согласно статье 13 соответствия тахографа, его составляющих компонентов или карточки тахографа, которые должны быть представлены на рынке, требованиям настоящего Регламента (подпункт "u" пункта 2 статьи 2).
Исходя из статьи 13 Европейского регламента государство - член ЕС предоставляет официальное одобрение типа любого бортового устройства, датчика движения, образца регистрационного листа или карточки тахографа на предмет соответствия одобренному типу.
Статьей 14 Европейского регламента установлено, что заявителю государства-члена выдается знак официального одобрения, соответствующий заранее установленной модели, для каждого типа бортового устройства, датчика движения, образца регистрационного листа или карточки тахографа.
Тахографы, в том числе внешние компоненты, карты тахографа и регистрационные листы должны отвечать строгим техническим и иным требованиям, направленным на обеспечение надлежащего выполнения положений Регламента (пункт 1 статьи 4 Европейского регламента).
Подпунктом "а" пункта 1 раздела I Приложения II к Европейскому регламенту предъявляются требования к знаку одобрения, который должен состоять из прямоугольной рамки, внутри которой проставлена буква "e" с последующим идентификационным номером или буквой страны, получившей разрешение, в соответствии с нижеследующим списком условных обозначений стран: Германия - 1; а также: номера одобрения, соответствующего номеру сертификата об одобрении, выданного для опытного образца записывающего оборудования или регистрационного листа, или номеру карточки тахографа. Данный номер размещается в любом месте в непосредственной близости от вышеуказанного прямоугольника (подпункт "b" пункта 1 раздела I Приложения II к Европейскому регламенту).
Пунктом 2 раздела I Приложения II к Европейскому регламенту к размещению знака одобрения предъявляются требования, в соответствии с которыми он должен размещаться на описательной табличке каждого комплекта оборудования или на каждом регистрационном листе, а также на каждой карточке тахографа. Знак должен быть нестираемым и всегда должен оставаться легко читаемым.
В пункте 3 раздела I Приложения II к Европейскому регламенту указано, что размеры знака одобрения размеры в миллиметрах являются минимально допустимыми, а соотношение всех размеров должно оставаться неизменным.
Суд и управление не опровергли ссылки общества о подтверждении соответствия контрольных устройств, установленных на указанных в оспариваемом предписании транспортных средствах, участвующих в международных автомобильных перевозках, с нанесенными на них знаками официального утверждения с прямоугольником, в которых проставлена буква "e" с номером страны 1 (Германия) (знак официального утверждения), и расположенными на них табличками с данными об установке знак официального утверждения как об официальном подтверждении легальности использования спорных тахографов в смысле, определенном Европейским соглашением.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии оснований для запрета управлением применять спорные транспортные средства по мотиву их неутверждения установленных в них тахографов в Российской Федерации до 2015 года по правилам, определенным национальным законодательством, основан на неправильном применении норм международного права и противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам. Таким образом, суд неправомерно отклонил ссылки общества на имеющиеся у него на спорных транспортных средствах знаков официального утверждения как не имеющие правового значения.
Кроме того, обратная сила закона на момент введения в оборот на территории Российской Федерации транспортных средств со спорными тахографами (2010 - 2012 годы) при последующем подтверждении Российской Федерацией в 2015 году и Евросоюзом всех предъявляемым требованиям безопасности их соответствия и признания Россией, также нарушает базовый правовой принцип разумных правовых ожиданий общества как субъекта предпринимательской деятельности, который, приобретая ввезенные в Россию в 2010 - 2012 годы без ограничений транспортные средства с установленными на них в действующими на тот момент тахографами, к поведению государства, осуществляющего правовое регулирование на основе стабильности, устойчивости и прогнозируемости.
Так, из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в постановлении от 24.05.2001 N 8-П по делу о проверке положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", следует, что изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающим сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм; с этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Поскольку Российской Федерацией в 2015 году подтверждена правомерность использования российскими транспортными средствами в международных перевозках тахографа той же марки и того же производителя (иная серия), то запрет управлением исключительно по формальным основаниям использования тахографов, выпущенных в 2010 - 2012 годах, применительно к установленным судебными инстанциями фактическим обстоятельствам (в том числе с учетом получения обществом сертификатов проверки цифрового тахографа на все спорные транспортные средства) возлагает необоснованное административное бремя на общество как участника международных перевозок.
Возложение на общество обязанности по применению утвержденных в России средств, применяемых при внутрироссийских перевозках, противоречит также требованиям национальной безопасности, устанавливаемым ФСБ России для транспортных средств, участвующих в международных перевозках, что прямо следует из приказа ФСБ России от 09.02.2005 N 66.
Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005) (далее - ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 09.02.2005 N 66, регулирующим отношения, в том числе возникающие при эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну (далее - информация конфиденциального характера) (пункт 1), к шифровальным (криптографическим) средствам защиты информации конфиденциального характера отнесены средства криптографической защиты информации (далее - СКЗИ) (пункт 2 ПКЗ-2005), в частности, - средства шифрования: аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации при передаче по каналам связи и (или) для защиты информации от несанкционированного доступа при ее обработке и хранении (подпункт "а" пункта ПКЗ-2005).
Однако, пунктом 5 ПКЗ-2005 предусмотрено исключение для объектов контроля - Положение не распространяется на использование шифровальных (криптографических) средств иностранного производства.
В рассматриваемом деле таким средством являются спорные тахографы 2010 - 2012 годов выпуска.
СКЗИ эксплуатируются в соответствии с правилами пользования ими. Все изменения условий использования СКЗИ, указанных в правилах пользования ими, должны согласовываться с ФСБ России и специализированной организацией, проводившей тематические исследования СКЗИ (пункт 46 ПКЗ-2005).
СКЗИ, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться контрольным тематическим исследованиям, конкретные сроки проведения которых определяются заказчиком СКЗИ по согласованию с разработчиком СКЗИ, специализированной организацией и ФСБ России (пункт 47 ПКЗ-2005).
Следовательно, суд необоснованно отклонил довод общества о невозможности использования утвержденных в Российской Федерации германских тахографов в международных перевозках и фактическим запретом обжалуемым предписанием осуществлять коммерческие международные перевозки.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене как основанные на неправильном применении норм права к конкретным фактическим обстоятельствам дела, выводы о наличии которых противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, а предписание управления, - признанию недействительным.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2019 по делу N А32-28290/2018 отменить.
Предписание ЮМТУ Росстандарта по Краснодарскому краю от 11.05.2018 N 34 признать недействительным.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.