город Омск |
|
12 апреля 2019 г. |
Дело N А46-20161/2018 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рожкова Д.Г.,
рассмотрев в порядке упрощённого производства апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2041/2019) общества с ограниченной ответственностью Жилищно-коммунальное хозяйство "Каскад" на мотивированное решение Арбитражного суда Омской области от 29.01.2019 по делу N А46-20161/2018 (судья Глазков О.В.), принятое по иску акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) к обществу с ограниченной ответственностью Жилищно-коммунальное хозяйство "Каскад" (ИНН 5501172793, ОГРН 1165543074289) о взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения от 01.10.2017 N 50232 за период с марта по июнь 2018 года в сумме 34 699 руб. 68 коп.,
установил:
акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - АО "ОмскВодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области к обществу с ограниченной ответственностью Жилищно-коммунальное хозяйство "Каскад" (далее - ООО ЖКХ "Каскад", ответчик) с иском о взыскании задолженности в сумме 34 699 руб. 68 коп.
Арбитражный суд определил 23.11.2018 рассмотреть дело в порядке упрощённого производства.
Решением арбитражного суда в виде резолютивной части от 18.01.2019 исковое требование АО "ОмскВодоканал" удовлетворено полностью, с ООО ЖКХ "Каскад" в пользу АО "ОмскВодоканал" взыскана задолженность по договору холодного водоснабжения N 50232 от 01.10.2017 за период с марта по июнь 2018 года в сумме 34 699 руб. 68 коп., а также 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
На основании заявления ООО ЖКХ "Каскад" судом изготовлено мотивированное решение от 29.01.2019.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО ЖКХ "Каскад" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей жалобы ответчик приводит следующие доводы:
- ответчик не является исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых жителям многоквартирного жилого дома (МКД) при прямом договоре, поставляет ресурсы для содержания общего имущества МКД. При прямом договоре только у ресурсоснабжающей организации имеются данные о показаниях приборов учёта в жилых и нежилых помещениях, от которых зависит выставляемая организацией управляющей компании сумма оплаты;
- из представленных истцом счетов-фактур и расшифровок невозможно определить правильность начисления показаний индивидуальных приборов учёта без предоставления исходных данных по этим приборам учёта в разрезе каждого жилого и нежилого помещения МКД, а также проверить правильность начисления по нормативам в жилых и нежилых помещениях, где не установлены индивидуальные приборы учёта, без предоставления сведений по жилым помещениям, в которых производились данные начисления. Такие сведения истцом не представлены;
- суд не принял во внимание возражения ответчика.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 апелляционная жалоба принята к производству, установлен срок для представления истцом отзыва на апелляционную жалобу не позднее 22.03.2019.
От АО "ОмскВодоканал" поступил отзыв на жалобу, в котором оно просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьёй 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судьёй единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощённом производстве").
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268, 272.1. АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 01.10.2017 между ОАО "ОмскВодоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО ЖКХ "Каскад" (абонент) заключён по типовой форме договор холодного водоснабжения N 50232 (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 23.03.2018) (далее - договор), согласно условиям которого истец обязался подавать абоненту в целях содержания общего имущества МКД, включённых в договор, через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду (пункт 1).
Согласно пункту 7 договора расчётный период равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду до 10-го числа месяца, следующего за расчётным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчётным.
Для учёта объёмов поданной абоненту холодной воды стороны используют приборы учёта, если иное не предусмотрено Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776) (пункт 14 договора).
На основании пункта 16 договора коммерческий учёт полученной холодной воды обеспечивает абонент.
Количество поданной холодной воды определяется стороной, осуществляющей коммерческий учёт поданной (полученной) холодной воды, в соответствии с данными учёта фактического потребления холодной воды по показаниям приборов учёта, за исключением случаев, когда такой учёт осуществляется расчётным способом в соответствии с Правилами N 776 (пункт 17).
В этом же пункте 17 установлен сторонами порядок определения объёмов холодной воды, поставляемой по договору.
АО "ОмскВодоканал" в рамках договора исполнило принятые на себя обязательства, осуществило в период с марта по июнь 2018 года отпуск холодной воды в целях содержания общего имущества в МКД, расположенные в г. Омске по адресам: ул. Бородина, д. 17; ул. Коммунальная, д. 17 и д. 9, корп. 2; пр-т Менделеева, д. 19, корп. 1.
Для оплаты стоимости поставленной воды истцом выставлены счета-фактуры на общую сумму 40 968 коп. 68 коп. (11774,22 + 8196,84 + 9927,03 + 11070,59).
С учётом частично полученной оплаты в общем размере 6 269 руб. сумма оставшегося долга составила 34 699 руб. 68 коп., которая предъявлена истцом ответчику в рамках настоящего дела.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьёй 71 АПК РФ, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований, с чем выразил несогласие ответчик.
Повторно рассмотрев настоящее дело, суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объёме, определённом договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учёта.
Исходя из пункта 2 указанной статьи к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно положениям статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Особенности правового регулирования обеспечения энергетическими ресурсами собственников помещений МКД установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), имеющим приоритет над другими законами и нормативными правовыми актами, содержащими применимые к этим отношениям нормы права (статья 5 ЖК РФ).
В силу статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду.
Наниматели и собственники жилого помещения обязаны вносить плату за коммунальные ресурсы, потребляемые в том числе при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (статьи 153, 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В рассматриваемом случае вышеназванные МКД находятся в управлении ответчика (управляющая организация).
В силу части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют электроснабжение.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учётом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 13 указанных Правил).
В пункте 13 Правил N 354 также указано, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путём их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключённому управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (пункт 14 Правил N 354).
Основанием исковых требований АО "ОмскВодоканал" как раз выступает заключённый с ответчиком договор.
Поэтому применительно к положениям статьи 539 ГК РФ в отношениях по поставке коммунальных ресурсов обязательственные отношения возникают между управляющей и ресурсонабжающей организациями.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - постановление N 1498) с 01.01.2017 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации.
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объёма коммунальных услуг, потреблённых в жилом или нежилом помещении.
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объём коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объёмом коммунальных ресурсов, определённых по показаниям общедомовых приборов учёта коммунальных ресурсов, и объёмом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учёта - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Законодательством допускается внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы таким способом признаётся выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечёт за собой возникновение у неё статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчётом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется, и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов.
В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Исходя из сказанного выше ответчик как исполнитель коммунальной услуги обязан производить оплату истцу как ресурсоснабжающей организации за поставленную в МКД холодную воду в целях содержания общего имущества данных МКД.
В силу части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено постановление N 1498, которым в том числе предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом на управляющую организацию в соответствии со статьёй 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД.
В пункте 40 Правил N 354 указано, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (в частности, холодное водоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (в частности, холодное водоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потреблённые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников.
По общему правилу объём коммунальной услуги в размере превышения над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счёт собственных средств.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Указанная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 2 (2016), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016 (вопрос N 3 "Обязательственное право").
Из материалов дела следует, что АО "ОмскВодоканал" исполнило надлежащим образом обязательства по договору, осуществив ответчику в период с марта по июнь 2018 года отпуск холодной воды в целях содержания общего имущества в МКД на общую сумму 40 968 коп. 68 коп.
Однако ответчиком данная сумма оплачена частично.
В связи с чем на стороне ответчика образовалась задолженность в сумме 34 699 руб. 68 коп., в отношении которой у него имеются возражения.
Ответчик считает, что истец должен представить суду показания индивидуальных приборов учёта жилых помещений, а также начисления по жилым помещения, где нет таких приборов.
Без таких данных ответчику непонятен алгоритм расчёта истца по сумме долга.
Однако ответчиком не учитывается то, что порядок осуществления коммерческого учёта холодной воды, по которому истцом произведён расчёт объёма поставленной воды в спорный период, установлен сторонами прямо в разделе 5 договора, в частности, в пункте 17, а также в Правилах N 354.
Из расшифровок начислений за спорный период усматривается, что начисление стоимости водопотребления в МКД осуществлено истцом как с учётом объёма воды по ОДПУ (Бородина, 17, Менделеева пр-т, 10, корп 1), так и без ОДПУ (Коммунальная, 17 и 9 корп. 2).
Собственного контррасчёта объёма полученной воды по каждому МКД, в том числе с приведением нормативов, где нет приборов учёта (ОДПУ), в целях проверки доводов ответчика вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ им в дело не представлено.
В то же время, как следует из условий договора (пункт 12), в обязанности самого ответчика входит обеспечение учёта получаемой холодной воды, устанавливать приборы учёта на границах эксплуатационной ответственности.
А исходя из обязанностей истца по договору, изложенных в пункте 10, у ответчика имеется право запрашивать у истца информацию в связи с исполнением договора, передавать ответчику по его письменному запросу показания индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта воды, установленных в жилых и нежилых помещениях МКД, включённых в договор, или иную информацию, используемую для определения объёмов потребления коммунального ресурса (холодной воды) в таких МКД.
Тем самым, учитывая, что до обращения в арбитражный суд 16.11.2018 истец направил ответчику претензию от 16.08.2018, ответчик вполне имел возможность урегулировать с истцом возникший спор и реализовать предоставленные ему договором права на получение соответствующей информации для приведения в суде аргументированных возражений относительно предъявленного истцом объёма ресурса (холодной воды) для оплаты его стоимости.
В данном же случае ответчик по сути в условиях рассмотрения судом первой инстанции дела в порядке упрощённого производства перекладывает на истца бремя доказывания собственных возражений, ничем документально не подтверждённых (как-то: конкретными данными о поставке по каждому МКД, где есть ОДПУ, о количестве полученного ресурса, имеющимися в распоряжении самого ответчика, а также об объёме ресурса по домам, где нет ОДПУ, исходя из установленных нормативов потребления в подобных случаях для жилых помещений).
На основании части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При вышеизложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании долга в заявленном размере.
Обратного податель жалобы апелляционному суду не доказал.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. при подаче апелляционной жалобы в связи с отказом в её удовлетворении суд апелляционной инстанции по правилам статьи 110 АПК РФ относит на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Мотивированное решение Арбитражного суда Омской области от 29.01.2019 по делу N А46-20161/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20161/2018
Истец: АО "ОМСКВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО "КАСКАД"