Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 июля 2019 г. N Ф05-11193/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
12 апреля 2019 г. |
Дело N А40-169333/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2018 г. по делу N А40-169333/18
принятое судьей Кузиным М.М.
по заявлению АО "Банк "Агророс"
к Департаменту городского имущества города Москвы,
третье лицо: Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
о признании незаконным решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Жуган С.В. по дов. от 21.05.2018; |
от заинтересованного лица: |
Александрова И.В. по дов. от 04.03.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Банк "Агророс" (далее - Заявитель, АО "Банк "Агророс", Банк) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Заинтересованное лицо, ДГИ, Департамент) о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы от 26.04.2018 г. N 33-5-39725/18-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги заключения договора аренды земельного участка и обязании предоставить государственную услугу и заключить договор аренды земельного участка, с адресными ориентирами: Москва, Зеленый проспект, д.20, с кадастровым номером 77:03:0006013:46 с собственником помещений (кадастровый номе 77:03:0006013:12034) АО "Банк "Агророс" на срок 49 лет.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечено Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2018 г. заявление АО "Банк "Агророс" удовлетворено.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель ДГИ доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель АО "Банк "Агророс" с доводами апелляционной жалобы не согласилися, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 06.04.2018 г. АО "Банк "Агророс", с целью урегулирования прав на земельный участок и приведения земельных правоотношений в соответствие с нормами земельного законодательства РФ, обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "О предоставлении земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках".
26.04.2018 г. за исх. N 33-5-39725/18-(0)-1) Департаментом было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
Банк обжаловал данное решение об отказе в вышестоящий орган исх. от 17.05.2018 г. N 01-25/03389.
28.06.2018 г. за исх. N ДГИ-Э-45315/18/1 Банком был получен ответ Департамента, которым данное решение об отказе признано соответствующим законодательству.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с Административными регламентами.
На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, предоставление государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений.
В целях соблюдения требований вышеуказанного Федерального закона, а также реализации возложенных на Департамент полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП утверждены административные регламенты предоставления Департаментом государственных услуг (далее - Административный регламент).
Департамент, осуществляя свои функции и возложенные полномочия, при предоставлении государственных услуг должен применять нормы Административного регламента так, как они изложены не допуская их самовольного толкования и нарушения.
Предоставление государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" регламентировано приложением 15 Административного регламента.
Согласно пункту 2.2 Приложения 15 Административного регламента правовыми основаниями предоставления указанной государственной услуги являются:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ);
- Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ);
- Закон города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N 48 "О землепользовании в г. Москве");
- Федеральный закон от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - 137-ФЗ);
- Федеральный закон от 5.04.2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральный закон от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
- Закон города Москвы от 26.09.2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
В обоснование своего решения об отказе в предоставлении государственной услуги Департамент указал, что на испрашиваемом земельном участке самовольно возведена надстройка двух этажей общей площадью 458 кв.м. к пристройке помещений летнего сада здания по адресу: Зеленый проспект, д.20, указав на акт уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 22 ЗК РФ, земельные участки могут быть предоставлены в аренду согласно гражданскому законодательству и Земельному кодексу Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками (в том числе и объектов незавершенного строительства) и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 9 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
Порядок приобретения заявителями права аренды на земельный участок, в том числе, перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, определен статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ, Административным регламентом, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Согласно пункту 6 статьи 39.20 ЗК РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Как следует из материалов дела, Банк является собственником нежилых помещений площадью 422,5кв.м., расположенных по адресу г.Москва, Зеленый проспект, д.20 этаж 1, помещение IV - комнаты с 7 по 23, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.02.2018 N 99/201884111213.
Здание расположено на земельном участке, с адресными ориентирами: г.Москва, Зеленый проспект, д.20, с кадастровым номером 77:03:0006013:46;
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - объекты размещения офисных помещений, деловых центров с несколькими функциями (1.2.7), объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5), объекты размещения помещений и технологических устройств многоэтажных и подземных гаражей, стоянок (1.2.3),что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.02.2018.
В целях получения государственной услуги заключения договора аренды земельного участка АО "Банк "Агророс" были совершены все действия и предоставлены все документы, предусмотренные статьей 39.14 ЗК РФ.
Действующее законодательство, а именно статья 39.16 ЗК РФ содержит перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Для принятия уполномоченным органом соответствующего решения об отказе достаточно одного основания. Приведенный в статье перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из обжалуемого решения, Департаментом было отказано в предоставлении государственной услуги аренды земельного участка, с адресными ориентирами: Москва, Зеленый проспект, д.20, с кадастровым номером 77:03:0006013:46 с собственником помещений (кадастровый номе 77:03:0006013:12034) АО "Банк "Агророс" на срок 49 лет в связи с наличием на земельном участке объекта, обладающего признаками самовольной постройки.
Однако такое основание отказа как наличие в здании самовольной постройки в действующем законодательстве отсутствует.
В судебном процессе Департаментом были предоставлены пояснения, согласно которым бизнес-центр, расположенный по адресу : г.Москва, Зеленый проспект, 20 состоит из 14 этажей, в котором имеется самовольная пристройка.
Однако Департаментом не предоставлено доказательств, что данная самовольная пристройка имеет отношение к предоставлению государственной услуги, истребованной АО "Банк" "Агророс" - заключению договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора, которая фактически является присоединением к уже действующему договору аренды.
Суд первой инстанции правильно указал, что к объекту недвижимости АО "Банк "Агророс" данная надстройка не имеет отношения. Доказательств обратного Заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
АО "Банк "Агророс" согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, имеет в собственности помещение площадью 422,5 кв.м., расположенное в строении на 1 этаже помещение IV комнаты с 7 по 23, также размещение нежилых помещений подтверждается техническим паспортом, выданным ГБУ города Москвы МГБТИ. На основании изложенного Банк направил заявление о заключении договора аренды земельного участка для урегулирования земельных правоотношений только в отношении собственного помещения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Департамента городского имущества города Москвы от 26.04.2018 г. N 33-5-39725/18-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги заключения договора аренды земельного участка, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое Заявителем решение Департамента городского имущества города Москвы от 26.04.2018 г. N 33-5-39725/18-(0)-1 является незаконным; суд также правомерно обязал Департамент городского имущества города Москвы направить в адрес АО "Банк "Агророс" проект договора аренды земельного участка, с адресными ориентирами: Москва, Зеленый проспект, д.20, с кадастровым номером 77:03:0006013:46 с собственником помещений (кадастровый номе 77:03:0006013:12034) АО "Банк "Агророс" на срок 49 лет.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2018 по делу N А40-169333/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169333/2018
Истец: АО "БАНК "АГРОРОС", АО "Банк"АГРОРОС"
Ответчик: Департамен городского имущества г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы
Третье лицо: Госинспекция по недвижимости