г. Санкт-Петербург |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А56-110657/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца: Скорописенко К.О. по доверенности от 11.03.2019
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1102/2019) ООО "Техносила" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2018 по делу N А56-110657/2018(судья Терешенков А.Г.), принятое
по иску Центральной акцизной таможни
к ООО "Техносила"
о взыскании денежных средств
установил:
Центральная акцизная таможня (ОГРН: 1027700552065, ИНН: 7703166563, адрес: 109240, Москва, улица Яузская, 8; далее - таможенный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Техносила" (ОГРН: 1177847320980, ИНН: 7813288740, адрес: 197101, Санкт-Петербург, проспект Каменноостровский, дом 26-28, литер А, помещение 109Н, офис 5, далее - ответчик, Общество) утилизационного сбора в размере 5 250 000 рублей.
Решением суда от 26.11.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт. В качестве обоснования апелляционной жалобы Общество указывает, что ввезло на территорию Российской Федерации бульдозер в некомплектном виде, без гусениц. Ввезенный бульдозер в качестве транспортного средства не оформлялся и не эксплуатировался, целью его ввоза являлась дальнейшая разборка, на основании чего утилизационный сбор незаконен.
В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечило явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество по декларации на товары N 10009194/220118/0000403 (далее - ДТ) задекларировало товар: гусеничный бульдозер KOMATSU D61PX-15, бывший в эксплуатации, 2007 года выпуска, страна происхождения - Германия, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 8429110090. В графе 31 (описание товара) указано: поставляется в некомплектном виде: без гусениц.
Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления без уплаты утилизационного сбора.
По результатам проверки документов и сведений, представленных при таможенном декларировании товара, таможней выявлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного товара, который, согласно расчетам, определен в сумме 5 250 000 рублей. Обществу направлено уведомление от 12.02.2018 N 45-15-09/0739 о необходимости уплаты утилизационного сбора. Отсутствие уплаты Обществом утилизационного сбора послужило основанием для обращения таможни в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующим.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 24.1 названного Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Таким образом, в целях обеспечения экологической безопасности утилизационный сбор подлежит уплате за каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
-осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших утилизационный сбор в нарушение установленного порядка.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Как верно указано судом первой инстанции, ввезенное Обществом транспортное средство не подпадает под исключения, перечисленные в означенном пункте статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
В развитие вышеуказанных положений Правительством Российской Федерации издано Постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81).
Постановлением N 81 утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
В силу пункта 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Правил N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Разделом II постановления Правительства Российской Федерации N 81 определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В соответствии с пунктом 11 указанного раздела, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Обжалуя решение суда, податель жалобы указал, что согласно декларации Обществом заявлен таможне и ввезен на территорию Российской Федерации бульдозер в некомплектном виде, без гусениц, который в качестве транспортного средства не оформлялся и не эксплуатировался, целью его ввоза являлась дальнейшая разборка, на основании чего утилизационный сбор незаконен.
Как следует из материалов дела, в соответствии с 31 графой "Описание товара" ДТ N 10009194/281117/0012724 Обществом ввезен товар: колесный харвестер "JOHN DEERE", VIN 1WJ1470EKАD001532, бывший в эксплуатации, 2009 года выпуска, страна происхождения - Финляндия, что подтверждается спецификацией к контракту N R-N\1\2017. Данный товар поставлялся в некомплектом виде (без гусениц).
В графе 33 декларации на товары указанный код ТН ВЭД ЕАЭС 8429 11 009 0 соответствует наименованию "бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, грейдеры, планировщики, скреперы, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, самоходные: -- гусеничные".
Таможенный орган дает правовую оценку сведениям, изложенным в ДТ, из которых следует, какой товар заявлен к таможенному декларированию. Так, если бы Обществом ввозились лишь составные части указанной техники, то данный товар имел бы иное соответствующее описание и код ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что ввезенный бульдозер в качестве самоходной машины не оформлялся и не эксплуатировался, подлежит отклонению апелляционной коллегией.
Как верно указал суд первой инстанции, Общество не лишено возможности в будущем доукомплектовать ввезенную самоходную машину, тем самым избежав уплаты утилизационного сбора. Подобная практика может создать отрицательный прецедент, что позволит другим участникам внешнеэкономической деятельности также избегать уплаты утилизационного сбора, который является обязательным платежом в соответствии с действующим законодательством, в случае ввоза товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза
Документов, позволяющих отнести ввезенный самоходный бульдозер к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, Обществом не представлено.
Размер утилизационного сбора определен Таможней, исходя из действовавших на момент выпуска транспортного средства базовой ставки для расчета суммы утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора согласно Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291).
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей.
Таким образом, размер суммы неуплаченного Обществом утилизационного сбора составляет 5 250 000 рублей
Доказательства уплаты утилизационного сбора Обществом в материалы дела не представлены, на основании чего суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование таможни о взыскании с ответчика утилизационного сбора.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы Общества, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2018 по делу N А56-110657/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-110657/2018
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ТЕХНОСИЛА"