Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 августа 2019 г. N Ф01-3584/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А82-16198/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Курочкина А.Н., действующего на основании доверенности от 02.04.2019, представителя ответчика Мирошниченко Ю.Л., действующей на основании доверенности от 11.05.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Смазочные материалы"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.12.2018 по делу N А82-16198/2018, принятое судом в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Смазочные материалы" (ОГРН 1077762940331; ИНН 7728640182)
к Ярославской таможне
с участием в деле третьего лица: Федеральной таможенной службы,
о признании незаконным и отмене решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Смазочные материалы" (далее - заявитель, ООО "Газпромнефть-СМ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными решений Ярославской таможни (далее - ответчик, Таможня, таможенный орган) от 23.05.2018 N 10117000/210/230518/Т000037/001 и N 10117000/210/230518/Т000037/003 об отказе в предоставлении полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об обязании ответчика произвести возврат необоснованно взысканных на основании указанных решений таможенных платежей за период с 01.01.2017 по 12.09.2017.
Определением суда первой инстанции от 09.10.2018 (т.3 л.д.25-26) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная таможенная служба (далее - третье лицо, ФТС).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 11.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Газпромнефть-СМ" с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель настаивает на незаконности и необоснованности оспариваемых решений таможенного органа, считает, что в данном случае имелись основания для предоставления таможенным органом льгот по уплате таможенной пошлины в отношении спорных товаров. В апелляционной жалобе Общество выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о неприменении телетайпограмм ФТС таможенными органами; отмечает, что в сложившейся ситуации правовой неопределенности в связи с отсутствием утвержденных индикативных балансов в срок до 31.12.2016, таможенные органы и участники внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) руководствовались положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также телетайпограммой ФТС от 23.12.2014 N ТФ-1106, в которой таможенным органам поручено руководствоваться телетайпограммой от 18.03.2011 N ТФ-225, которой, в свою очередь, до таможенных органов доведены сведения о неприменении ставок ввозных таможенных пошлин при совершении таможенных операций в отношении товаров, выработанных из нефти, вывозимых из РФ в Киргизию. ООО "Газпромнефть-СМ" обращает внимание на то, что судом первой инстанции необоснованно не принят к рассмотрению факт отсутствия доказательств, подтверждающих возврат (зачет) таможенными органами излишне уплаченных таможенных пошлин за товары, вывезенных из РФ в Киргизию участниками ВЭД до 18.09.2017, объем и номенклатура которых с 18.09.2017 включена в индикативные балансы на 2017 год. Общество также находит не соответствующим нормам действующего законодательства вывод арбитражного суда о распространении действия утвержденных лишь в сентябре 2017 года индикативных балансов на товары, экспортированные из РФ до сентября 2017 года; по мнению заявителя, в связи с отсутствием утвержденных в предписанный срок индикативных балансов, участниками ВЭД и таможенными органами подлежали применению нормы международного договора, а именно: Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (23.12.2014 к Договору присоединилась Киргизская Республика), согласно пункту 3 статьи 28 которого в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства-члены не применяют ввозные или вывозные таможенные пошлины. Кроме того, ООО "Газпромнефть-СМ" находит не основанным на нормах права вывод суда о том, что в отношении вывезенных заявителем товаров вывозные таможенные пошлины не подлежали взиманию лишь в том случае, если спорные товары поставлялись в Киргизию для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами.
Более подробно доводы Общества со ссылками на положения действующего законодательства и конкретные обстоятельства дела приведены в апелляционной жалобе.
Ярославская таможня в отзыве на апелляционную жалобу возражает против приведенных в ней доводов и опровергает их, находит обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
ФТС мотивированный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.01.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.01.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Участвующие в деле лица в судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном 06.03.2019, поддержали соответствующие правовые позиции по делу.
В порядке статьи 158 АПК РФ рассмотрение дела было отложено апелляционным судом на 10.04.2019.
После отложения ФТС своих представителей в судебное заседание не направила, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается апелляционным судом после отложения в отсутствие представителей третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 08.12.2015 между ООО "Газпромнефть-СМ" (продавец, Россия) и ОсОО "ПРИМЭКС" (покупатель, Киргизия) заключены внешнеэкономические контракты N СМ-15/01100/279/Д (т.2 л.д.56-63) и N СМ-15/01100/281/Д (т.2 л.д.73-80) на экспорт нефтепродуктов.
В период с 01.01.2017 по 31.12.2017 во исполнение вышеуказанных контрактов ООО "Газпромнефть-СМ" на Ново-Ярославский и Ярославский таможенные посты Ярославской таможни с целью таможенного декларирования товаров: нефтепродуктов (масла и смазки общепромышленного назначения) -, поданы декларации на товары (далее - ДТ) N 10117010/040417/0000923 (т.1 л.д.28-42) и N 10117070/310717/0017859 (т.1 л.д.14-25), страна назначения - Киргизия, заявленная таможенная процедура - экспорт, без уплаты ввозной таможенной пошлины.
Декларантом при таможенном декларировании товаров в упомянутых ДТ заявлены следующие сведения:
- в графе 31 "Грузовые места и описание товаров": масла моторные, полученные из битумных пород, всесезонное, минеральное для дизельных двигателей; всесезонное, универсальное минеральное; масло моторное всесезонное, универсальное для карбюраторных и дизельных двигателей; универсальное всесезонное синтетическое; масло для гидромеханических и гидрообъемных передач; масло трансмиссионное;
- в графе 33 "Код товара" коды в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС): 2710198200, 2710198400, 2710198800;
- в графе 36 "Преференция" в соответствии с Классификатором льгот по уплате таможенных платежей, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378, (далее - Решение), указано: ОСПН-----освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенные операции в отношении товаров в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации и освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины в отношении нефти и нефтепродуктов, вывозимых из Российской Федерации в государства-участники Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999, а также в государства, образующие вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, если, такое освобождение предусмотрено международными договорами;
- в графе 44 "Дополнительная информация. Представленные документы": в качестве документов, дающих право на освобождение от вывозной таможенной пошлины, под кодом 07011 указаны следующие документы: Федеральный закон N 311-ФЗ от 27.11.2010 (подпункт 25 пункта 1 статьи 131); Постановление Правительства РФ N 529 от 01.07.2011; Договор от 18.10.2011 "О зоне свободной торговли" (пункт 1 статьи 2); Договор о ЕАЭС от 29.05.2014.
- в графе 47 "Исчисление платежей" в соответствии с Классификатором видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, утвержденных Решением, под кодами 1010 "Таможенные сборы за совершение таможенных операций", 3040 "Вывозная таможенная пошлина на товары, выработанные из нефти" исчислены таможенные сборы и пошлины. В колонке "СП" указан код "УН", который означает условное исчисление таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, освобождение от которых предусмотрено актами таможенного законодательства Таможенного союза и законодательством государств-членов Таможенного союза.
Товары выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной процедурой без уплаты ввозной таможенной пошлины. Общая сумма предоставленных льгот составила 113 660 рублей 69 копеек, без учета пени.
В ходе проведенной в отношении ООО "Газпромнефть-СМ" камеральной таможенной проверки по вопросу контроля правомерности предоставления льготы по уплате таможенных платежей, Таможней установлено, что решения о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей, в отношении товаров, продекларированных по вышеназванным ДТ, являются неправомерными, поскольку не соответствуют требованиям таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а сведения, заявленные Обществом в графе 47 о коде особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, являются недостоверными. Так, в частности, таможенный орган пришел к выводу о том, что на заявленные Обществом в ДТ номенклатуру (масла моторные) и коды товаров по ТН ВЭД ЕАЭС (2710198200, 2710198400, 2710198800) не распространяется освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины, так как данные товары не включены в индикативные балансы на 2017 год, утвержденные Минэнерго России.
Результаты проверки зафиксированы в акте камеральной таможенной проверки от 23.05.2018 N 10117000/210/230518/А000037 (т.1 л.д.10-21).
23.05.2018 таможенным органом приняты решения N 10117000/210/230518/Т000037/001 (т.1 л.д.115-123) и N 10117000/210/230518/Т000037/003 (т.1 л.д.124-132) об отказе в предоставлении полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под определенную таможенную процедуру, в соответствии с содержанием которой таможенные пошлины, налоги не были уплачены (уплачены частично), либо не помещенных под какую-либо таможенную процедуру, принимаемое в случае обнаружения фактов совершения с указанными товарами действий (операций), влекущих наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом ЕАЭС, продекларированных по ДТ N 10117010/040417/0000923 и N 10117070/310717/0017859 с применением таможенной процедуры экспорт (ЭК 10).
Полагая, что принятые таможенным органам решения не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Газпромнефть-СМ" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением (т.1 л.д.3-10).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемых решений таможенного органа незаконными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рассматриваемом случае ООО "Газпромнефть-СМ" заявлено требование о признании незаконными решений таможенного органа от 23.05.2018 N 10117000/210/230518/Т000037/001 и N 10117000/210/230518/Т000037/003 в части отказа в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей в отношении продекларированных по ДТ N 10117010/040417/0000923 и N 10117070/310717/0017859 товаров с применением таможенной процедуры экспорт по декларациям на товар в период с 01.01.2017 по 12.09.2017.
Согласно статье 122 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС; действовал на момент возникновения спорных правоотношений) таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного Союза и законодательством государств-членов Таможенного союза. При таможенной проверке таможенными органами проверяются, в том числе, достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров.
На основании подпункта 10 пункта 1 статьи 183 ТК ТС при подаче таможенной декларации декларант обязан представлять таможенному органу документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей.
В статье 188 ТК ТС предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с Кодексом; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом.
В соответствии с подпунктом 34 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее - Инструкция) в графе 36 по каждому виду таможенного платежа указывается соответствующий код в соответствии с Классификатором льгот по уплате таможенных платежей.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон 101-ФЗ) предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы (часть 1 статьи 5 Закона N 101-ФЗ).
Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республикой 06.06.2016 подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов (далее - Соглашение), которое вступило в силу 17.01.2017.
Целью Соглашения является определение условий сотрудничества сторон в сфере поставок нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику (пункт 1 статьи 1 Соглашения).
В отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами, Российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины (пункт 1 статьи 5 Соглашения).
Согласно части 2 статьи 5 Соглашения от 06.06.2016 в отношении товаров, поставляемых из Российской Федерации в Киргизскую Республику в календарном году сверх объемов, предусмотренных индикативными балансами, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза.
Таким образом, из положений статьи 5 Соглашения следует, что условиями для начисления таможенных пошлин является следующее:
- наличие индикативных балансов, предусматривающих объем и номенклатуру внутреннего потребления поставок нефти и нефтепродуктов;
- товары вывозятся из Российской Федерации в Киргизскую Республику сверх указанных в индикативных балансах объемов;
- вывозимые товары не поименованы в индикативных балансах.
В соответствии со статьей 3 Соглашения компетентные органы Сторон до 31 декабря текущего календарного года согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на следующий календарный год и утверждают по ним индикативные балансы на следующий календарный год, учитывающие рост экономики Киргизской Республики (далее - Индикативные балансы).
Согласно статье 2 Соглашения координацию деятельности по Соглашению и контроль его исполнения осуществляют компетентные органы: от Российской Стороны - Министерство энергетики Российской Федерации; от Киргизской Стороны - Министерство экономики Киргизской Республики. При этом Федеральная таможенная служба и подчиненные таможенные органы являются органами государственной власти, к функциям которых относится, в том числе непосредственное исполнение положений Соглашения.
12.09.2017 Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение. Статьей 2 Протокола определен порядок его вступления в силу. Так, данный протокол вступает в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Стороны начинают временно применять положения с учетом изменения, внесенного Протоколом, по истечении 30 дней с даты подписания настоящего Протокола. Таким образом, положения Соглашения в редакции Протокола подлежали применению с 12.10.2017.
Согласно статье 1 Протокола статья 3 Соглашения редактирована и применяется в новой редакции: "Компетентные органы Сторон в 2017 году согласовывают объемы и номенклатуру потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на 2017 год и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 год. Уточнение индикативных балансов на каждый календарный год может осуществляться до 15 ноября текущего года с учетом обоснованного изменения внутреннего потребления товаров на территории Киргизской Республики".
Индикативные балансы доведены до сведения таможенных органов письмами Минэнерго России от 18.09.2017 N КМ-10284/06, от 28.11.2017 N КМ-13351/06 "О беспошлинных поставках нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику в 2017 году".
В соответствии с Индикативными балансами в 2017 году установлены объемы для следующих наименований товаров: нефть сырая (код ТН ВЭД ЕАЭС 270900), бензин автомобильный (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710124110, 2710124120, 2710124130, 2710 124190, 271012 4500, 271012490), топливо дизельное (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710194210, 2710 19 4220, 2710194230, 2710194240, 2710194250, 2710194260, 2710194290, 2710194600, 2710194800), топливо для реактивных двигателей (код ТН ВЭД ЕАЭС 2710192100).
Вместе с тем, приведенные в индикативных балансах наименование и коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС не соответствуют наименованиям и кодам товаров, заявленным Обществом в спорных декларациях на товары (масло и смазки общепромышленного назначения, коды товаров по ТН ВЭД ЕАЭС - 2710198200, 2710198400, 2710198800), соответственно на них не распространяется освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины.
При таких обстоятельствах, как верно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении, основания для освобождения в 2017 году от уплаты вывозных таможенных пошлин товаров, оформленных Обществом по ДТ 10117010/040417/0000923, 10117070/310717/0017859 (коды ТН ВЭД ЕАЭС 2710198200, 2710198800, 2710198400), отсутствуют.
Довод заявителя, изложенный в апелляционной жалобе, об отсутствии надлежащей публикации Индикативных балансов и их неприменимости к правоотношениям сторон отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В соответствии со статьей 24 Закона N 101-ФЗ международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом о международных договорах в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами.
Официальные сообщения Министерства иностранных дел Российской Федерации о вступлении в силу международных договоров Российской Федерации, заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации, опубликовываются в порядке, предусмотренном статьей 30 Закона N 101-ФЗ.
В пункте 2.1 статьи 30 Закона 101-ФЗ закреплено, что международный договор, который предусматривает до вступления в силу временное применение Российской Федерацией всего договора или его части либо договоренность о временном применении которых достигнута каким-либо иным образом (за исключением договоров межведомственного характера), незамедлительно подлежит по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации официальному опубликованию в Бюллетене международных договоров и размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации".
Соглашение вступило в законную силу 17.01.2017 в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Соглашения и официально опубликовано в Бюллетене международных договоров за 2017 год N 5. с. 19-22, официальном интернет-портале правовой информации, Собрании законодательства Российской Федерации от 06.03.2017 N 10. ст. 1425.
Кроме этого, 13.04.2016 на официальном интернет-портале правовой информации, в Собрании законодательства Российской Федерации от 18.04.2016 N 16, ст. 2260 опубликован текст распоряжения Правительства Российской Федерации 09.04.2016 N 632-р "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов", содержащий текст Соглашения.
29.12.2016 на официальном интернет-портале правовой информации, 02.01.2017, в Собрании законодательства Российской Федерации N 1 (часть I) ст. 20, 09.01.2017, в Российской газете N 1 опубликован текст Федерального закона от 28.01.2016 N 479-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов". Данный федеральный закон вступил в законную силу 09.01.2016 и ратифицировал Соглашение. Согласно пункту "б" статьи 2 Закона N 101-ФЗ ратификация означает форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора.
Согласно информации, размещенной на "Официальном интернет-портале правовой информации", Протокол был опубликован 11.10.2017. Информация о подписании уполномоченными органами Сторон Соглашения от 06.06.2016 Протокола была размещена 12.09.2017 на официальном сайте Минэнерго России.
Исходя из изложенного, публикация Соглашения и Протокола в официальных источниках и на официальных сайтах и свидетельствует о соответствующем информировании всех заинтересованных лиц о порядке и особенностях беспошлинного вывоза из Российской Федерации в Киргизскую Республику нефти и нефтепродуктов в объемах, утвержденных индикативными балансами.
Являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, специализирующимся на поставках нефтепродуктов, Общество имело возможность ознакомиться и должно было знать, что с 17.01.2017 вопросы беспошлинного вывоза нефти и нефтепродуктов из России в Киргизию регулируются Соглашением, а также, что беспошлинному вывозу подлежат только нефть и нефтепродукты, предусмотренные Индикативными балансами в согласованных сторонами объемах и номенклатуре, исходя из потребностей Киргизской Республики.
Довод Общества о том, что в отсутствие предусмотренных Соглашением от 06.06.2016 индикативных балансов применению подлежали телетайпограммы ФТС России от 18.03.2011 N ТФ-225, от 23.12.2014 N ТФ-1106 не принимается судом апелляционной инстанции, так как телетайпограммы не являются нормативными актами, которые могут освобождать от уплаты вывозных таможенных пошлин, а носят рекомендательный характер.
При этом Соглашение в редакции Протокола является международным межправительственным договором Российской Федерации с Киргизской Республикой.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, с момента принятия Соглашения правоотношения в сфере поставок нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в Киргизскую Республику стали регулироваться исключительно им, а не телетайпограммами ФТС России, разъясняющими вопросы поставок нефти и нефтепродуктов в Киргизскую Республику в отсутствие четкого нормативного урегулирования в данной сфере правоотношений.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией таможенного органа, поддержанной также судом первой инстанции о том, что если объем конкретного товара в индикативном балансе не установлен, сам товар в нем не поименован, оснований для распространения освобождения от уплаты пошлины не имеется, в связи с чем, выпуск товаров осуществляется таможенными органами при условии уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с действующим законодательством.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на статью 6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" несостоятельна, так как она регулирует порядок применения актов законодательства и других нормативных правовых актов Российской Федерации, а не международных договоров.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные его участниками доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи и в совокупности с подлежащими применению положениями действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в данном случае совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания оспариваемых Обществом решений таможенного органа незаконными.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал ООО "Газпромнефть-СМ" в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для иных выводов, при соответствующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, из имеющихся материалов дела не усматривается.
Доводы заявителя жалобы о незаконности оспариваемых решений подлежат отклонению, поскольку, принимая во внимание изложенное, основаны на ошибочном толковании норм права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.12.2018 по делу N А82-16198/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, а также пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на заявителя.
При подаче апелляционной жалобы Общество по платежному поручению от 19.12.2018 N 444 уплатило государственную пошлину в размере 6 000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 4 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.12.2018 по делу N А82-16198/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Смазочные материалы" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Смазочные материалы" (ОГРН 1077762940331; ИНН 7728640182) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 4 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 19.12.2018 N 444.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-16198/2018
Истец: ООО "Газпромнефть-Смазочные материалы"
Ответчик: Федеральная таможенная служба Центральное таможенное управление Ярославская таможня
Третье лицо: Федеральная таможенная служба