г. Самара |
|
15 апреля 2019 г. |
А55-24920/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от ООО "Аверс" - до перерыва и после Сулейманова Н.А., доверенность от 28.11.2018 г.,
от Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области - Наместникова А.В., доверенность от 18.12.2018 г.,
от Собрания представителей муниципального района Нефтегорский - до перерыва и после Наместникова А.В., доверенность от 16.11.2018 г.,
от Администрации муниципального района Нефтегорский - не явился, извещен,
от и.о. Главы муниципального района Нефтегорский Пичугина В.Н. - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании, 03 - 10 апреля 2019 года объявлялся перерыв, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аверс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2019 по делу N А55-24920/2018 (судья Степанова И.К.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аверс",
к Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области,
к Собранию представителей муниципального района Нефтегорский,
с участием третьих лиц: Администрации муниципального района Нефтегорский, и.о. Главы муниципального района Нефтегорский Пичугина В.Н.,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аверс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области в части отсутствия принятия мер по приведению экономического обоснования и расчетов доходности земельных участков по виду разрешенного использования, содержащихся в решении Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 14 ноября 2011 года N 122 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области" в редакции от 18 декабря 2013 года N 354 в соответствие с требованиями законодательства по состоянию на дату принятия решения судом и просит обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области подготовить проект, для внесения изменений в решение Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 14 ноября 2011 года N 122 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области" в редакции от 18 декабря 2013 года N 354 в соответствии с требованиями ч.1 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ", приказа Минэкономразвития РФ от 29.12.2017 N 710 "Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582" и передать на утверждение Собранию представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области в течение 10 дней с момента принятия решения судом. По указанному заявлению возбуждено дело NА55-24920/2018
Общество с ограниченной ответственностью "Аверс" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Собранию представителей муниципального района Нефтегорский, в котором просит признать незаконным бездействие Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области в части непринятия мер по приведению решения Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области от 14 ноября 2011 года N 122 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области" в редакции от 18 декабря 2013 года N 354 в соответствие с требованиями законодательства и обязать Собрание представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области решение Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 14 ноября 2011 года N 122 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области" в редакции от 18 декабря 2013 года N 354 привести в соответствии с требованиями ст. 39.7 Земельного кодекса РФ. По указанному заявлению возбуждено дело NА55-26895/2018
Определением суда от 30.10.2018 г. дела объединены в одно производство, с присвоением общего номера N А55-24920/2018.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Аверс" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В материалы дела поступил отзыв Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателя жалобы, ответчиков и третьих лиц участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, подача заявления вызвана несогласием общества со значением коэффициента Кв, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области.
В частности, заявитель ссылается на Постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов" (с изменениями и дополнениями), на основании которого рассчитывается неосновательное обогащение.
При расчете размера неосновательного обогащения из расчета арендной платы земельного участка с кадастровым номером 63:27:0704004:22 администрацией городского поселения применен коэффициент по видам разрешенного использования земельного участка (Кв) - 0,4 " Земельные участки под гаражами и автостоянками", утвержденный решением Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 14 ноября 2011 года N 122 с изменениями и дополнениями.
Согласно части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленной Правительством РФ (Постановление N 582 от 16.07.2009). Общество обращает внимание на то, что на территории Нефтегорского района до сих пор действует решение Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 14 ноября 2011 N 122 в редакции от 18 декабря 2013 года N 354, что, по мнению общества, является нарушением требований федерального законодательства, т.к. с 2015 года в федеральное законодательство РФ, а также в законодательство Самарской области в части регулирования отношений в сфере земельного права внесены изменения и дополнения, связанные с утверждением коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков, в т.ч. Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 N540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков; Приказом Минэкономразвития РФ от 29.12.2017 N 710 утверждены методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
Общество считает нарушенными свои права в части применения при расчете неосновательного обогащения за пользование земельным участком, Кв-04 (вид разрешенного использования земельного участка) "земельные участки под гаражами и автостоянками", утвержденного решением Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 14 ноября 2011 N 122 (с изменениями и дополнениями) в отсутствие обоснования и расчета доходности земельного участка с коэффициентом вида разрешенного использования - 0,4 "Земельные участки под гаражами и автостоянками" со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Определении Верховного суда РФ от 25.08.2016 N 66-АПГ16-9.
Общество также ссылается на обращение к Губернатору Самарской области по вопросу установления значений коэффициента Кв, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области (исх. N 12/7889 от 17.08.2018).
В обоснование заявленных требований к собранию, общество ссылается на аналогичные доводы.
В обоснование возражений администрация и собрание, ссылаясь на п.11 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому, разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору, считает нет необходимости в приведении решения Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 14.11.2011 г. N 122 в соответствие с классификатором. Администрация указывает на рекомендательный характер утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 29.12.2017 N 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принятых во исполнение Постановления Правительства РФ N 582. Администрация обращает внимание на то, что указанные Методические рекомендации не обладают нормативными свойствами, ссылаясь на судебные акты Самарского областного суда по делу N 33А-1574/2018. Администрация указывает на то обстоятельство, что истцом при подаче искового заявления к администрации не учтен порядок внесения проектов муниципальных правовых актов муниципального района, перечень и форма прилагаемых к ним документов, которые устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального района, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Проекты муниципальных правовых актов муниципального района Нефтегорский могут вноситься на рассмотрение в органы местного самоуправления муниципального района: депутатами Собрания представителей муниципального района; председателем Собрания представителей муниципального района; главой муниципального района; высшими выборными должностными лицами поселений (главами поселений), входящих в состав муниципального района; органами территориального общественного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района; инициативными группами граждан в количестве не менее 10 человек; общественными объединениями; Нефтегорским межрайонным прокурором Самарской области; контрольно-счетной палатой.
Администрация в обоснование своих возражений также указывает на следующие обстоятельства. На заседании Собрания представителей муниципального района Нефтегорский 18 декабря 2013 года рассмотрен вопрос N 8 "О внесении изменений в Решение Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 14.11.2011 г. N 122 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области" с учетом экономического обоснования коэффициентов видов использования и приближенности к административному центру муниципального району Нефтегорский от 02.12.2013, подписанное главой муниципального района Нефтегорский В.И. Корневым (в отставке с 24.08.2018 г.). Глава муниципального района Нефтегорский, действуя от имени Администрации муниципального района Нефтегорский, подписал разработанное экономическое обоснование, подтвердив его подлинность, а не издавал каких-либо властных предписаний по вопросам определения размера указанных коэффициентов, обязательных для исполнения на территории муниципального района. Депутаты Собрания представителей муниципального района Нефтегорский посчитали данное экономическое обоснование законным и руководствовались им при утверждении коэффициентов. Администрация обращает внимание на то, что действующим законодательством не установлено требований к форме и содержанию указанного обоснования, а также на законность решений, принятых изменений, а также факт наличия экономического обоснования при принятии изменений Решения Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 14.11.2011 г. N 122 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области", подтвержденных судебными актами Самарского областного суда (Апелляционным определением но делу N 33-11626/2014 от 21.11.2014, Апелляционным определением по делу N 33А-11574/2018 от 18.09.2018).
Суд первой инстанции, доводы администрации и собрания представителей нашел обоснованными и отклонил доводы заявителя, поскольку заявителем не учтен порядок внесения проектов муниципальных правовых актов муниципального района, перечень и форма прилагаемых к ним документов, которые устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального района, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Суд первой инстанции сослался также на то, что законность решений, принятых изменений, а также факт наличия экономического обоснования при принятии изменений Решения Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 14.11.2011 г. N 122 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области", подтверждается судебными актами Самарского областного суда - Апелляционным определением но делу N 33-11626/2014 от 21.11.2014, Апелляционным определением по делу N 33А-11574/2018 от 18.09.2018 (т.3 л.д.11-21).
В материалы дела администрацией представлено экономическое обоснование коэффициентов видов использования и приближенности к административному центру муниципального района Нефтегорский от 02.12.2013 - т.3 л.д.3-24-33).
С запросом о предоставлении указанного экономического обоснования общество к администрации не обращалось, невозможность составить обоснование и расчет доходности земельных участков по виду разрешенного использования земельного участка - земли гаражей и автостоянок, по которым утвержден коэффициент (Кв)-0,4 к решениям Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 14.11.2011 N 122, от 18.12.2013 N354, на основании указанного экономического обоснования обществом не доказана.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного суд первой инстанции сослался на то, что не установлена совокупности обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ, для признания незаконным бездействия администрации и собрания и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, что в силу п.4) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения в части отказа в удовлетворении требований, заявленных к Собранию представителей муниципального района Нефтегорский и прекращения производства по делу в этой части.
Заявляя требования к собранию представителей, которые сформулированы как "признание незаконным бездействия", заявитель фактически выражает несогласие с нормативными установлениями, которые содержатся в решения Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области от 14 ноября 2011 года N 122 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области".
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дел об оспаривании нормативно-правовых актов исполнительной власти не относится к подведомственности арбитражных судов.
Независимо от того, каким образом заявителем сформулированы требования - признание недействующим нормативного правового акта (в данном случае - решения собрания представителей районного уровня) или признание незаконным бездействия того же собрания, в виде невнесения в решение собрания изменений, которые требует заявитель, речь идет о проверке судом этого решения на соответствие его нормативным правовым актам более высокого уровня.
Если расценивать требования заявителя, как требования, заявленные в порядке главы 24 АПК РФ, то в случае их удовлетворения, суд должен указать на совершение муниципальным представительным органом действий, направленных на устранение допущенных в отношении заявителя нарушений. Иными словами, в случае удовлетворения требований по настоящему делу, суд должен указать на обязанность представительного органа внести изменения в принятый им нормативно-правовой акт. Такие полномочия у суда отсутствуют. Даже в случае рассмотрения дел о признании недействующими нормативно-правовых актов судами общей юрисдикции, суд только указывает на признание акта недействующим, но не может указать на совершение принявшим его органом каких-либо действий или тем более, на принятие им нового нормативно-правового акта иного содержания (ст. 215 КАС РФ).
В рассматриваемом случае, заявитель настаивает на несоответствии решения положениям Постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов" и Земельному Кодексу Российской Федерации.
Таким образом, требование заявителя о признании незаконным бездействия Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области, в виде непринятия мер по приведения решения собрания в соответствие с требованиями законодательства, представляет собой требование о признании недействующим нормативного акта.
Рассмотрение дел указанной категории не отнесено к подведомственности арбитражных судов.
Тот факт, что заявитель обращался в суд общей юрисдикции с заявлением о признании недействующим решения Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области от 14 ноября 2011 года N 122 и производство по делу было прекращено (определение Самарского областного суда от 02 августа 2018 г. N 3а-1251/2018), не свидетельствует о нарушении права на судебную защиту, в случае прекращения производства и по настоящему делу, поскольку в качестве основания для прекращения производства, Самарским областным судом указано не на неподведомственность дела суду общей юрисдикции, а на то, что такие требования уже были предметом рассмотрения (по заявлению иного лица - предпринимателя Звягинцевой Н.А.).
Решение суда первой инстанции в части рассмотрения требований о признании незаконными бездействия Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области в части отсутствия принятия мер по приведению экономического обоснования и расчетов доходности земельных участков по виду разрешенного использования, следует оставить без изменения.
Фактически, заявитель просит обязать администрацию района обратиться с инициативой внесения изменений в нормативно-правовой акт - то же самое решение собрания представителей, по причине несоответствия этого решения нормативным актам более высокого порядка, т.е. основанием для заявленных требований опять таки, является несогласие заявителя с нормативно-правовым актом и его предполагаемое несоответствие нормативным актам более высокого порядка.
Однако, поскольку заявителю отказано в рассмотрении такого заявления судом общей юрисдикции, со ссылкой на то, что такие дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде (определение Нефтегорского районного суда Самарской области от 15 августа 2018 года), заявление правомерно рассмотрено судом первой инстанции по существу. Отказ в принятии такого заявления повлечет нарушение права на судебную защиту.
Поскольку, в части требований к Администрации муниципального района Нефтегорский решение суда первой инстанции оставлено без изменения, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу в размере 1500 руб.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2019 года по делу N А55-24920/2018 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области в части непринятия мер по приведению решения Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области от 14 ноября 2011 года N 122 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области" в редакции от 18 декабря 2013 года N 354 в соответствие с требованиями законодательства и обязании Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области решение Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 14 ноября 2011 года N 122 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального района Нефтегорский Самарской области" в редакции от 18 декабря 2013 года N 354 привести в соответствии с требованиями ст. 39.7 Земельного кодекса РФ.
В указанной части производство по делу прекратить.
В оставшейся части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Аверс" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24920/2018
Истец: ООО "Аверс"
Ответчик: Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области, Собрание представителей муниципального района Нефтегорский