Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 августа 2019 г. N Ф07-7702/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А56-91120/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Савиной Е.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Тангиевой С.Б.
при участии:
от истца: представитель Тютюник Е.А. по доверенности от 23.05.2018
от ответчика: представитель Гуттина Н.Н. по доверенности от 28.12.2018
от 3-го лица: представитель Косивцова Т.С. по доверенности от 15.10.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4262/2019) Жилищного комитета
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2018 по делу N А56-91120/2018 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "ЕВРОДОМ"
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (190000, Санкт-Петербург г, Морская М. ул., 12, ОГРН 1027810310274, далее - ГУП "ТЭК СПб", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (191011, Санкт-Петербург, пл.Островского, д.11; ОГРН 1057810448277, далее - Жилищный комитет) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной по договору теплоснабжения N 18166.047.1 от 01.02.2017 за период с октября 2016 года по декабрь 2016 года по разнице в тарифах в размере 66 038 руб. 70 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Евродом" (190031, г Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова 42/А/17Н, ОГРН: 1147847248614, далее - Общество).
Решением от 18.12.2018 арбитражный суд первой инстанции взыскал с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 66 038 руб. 70 коп. задолженности по разнице в тарифах, 2 642 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины; возвратил государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" из федерального бюджета 2 358 руб. государственной пошлины.
Решение обжаловано Жилищным комитетом.
Податель жалобы просит отменить решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета.
В обоснование жалобы Жилищный комитет ссылается на то, что Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга ежегодно утверждаются тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ГУП "ТЭК СПб". Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга ежегодно устанавливаются тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам. Разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ГУП "ТЭК СПб" возмещается из бюджета Санкт-Петербурга. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45 утвержден Порядок предоставления субсидий. Распоряжением Комитета от 28.01.2016 N 55-р утвержден Порядок перечисления субсидий. Меры государственной поддержки предоставляются Комитетом, как главным распорядителем средств бюджета, получателю субсидии, которым является в 2016 году РСО, в данном случае ГУЛ "ТЭК СПб", при соблюдении условий предоставления субсидии и предоставления в Комитет и ГУЛ ВЦКП "ЖХ" подтверждающих документов (расчетов сумм субсидий на возмещение выпадающих доходов для авансирования субсидий, отчетов о фактических объемах, стоимости тепловой энергии, отпущенной для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов, актов сверок об объемах тепловой энергии, отпущенной для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что в силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействии) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В субъекте Российской Федерации Санкт-Петербурге - городе федерального значения меры, направленные на компенсацию РСО потерь, вызванных межтарифной разницей, как указано выше были предусмотрены и установлены. Вышеуказанные обстоятельства, как полагает заявитель, свидетельствуют о том, что Санкт-Петербург как субъект Российской Федерации установил компенсацию потерь, вызванных межтарифной разницей, и установление компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, свидетельствует об отсутствии виновности и бездействия со стороны Санкт-Петербурга. По мнению заявителя, у ГУП "ТЭК СПб" правовых оснований для взыскания с Санкт-Петербурга, в лице Жилищного комитета 66 038 руб. 70 коп. задолженности не имелось.
От ГУП "ТЭК СПб" поступил отзыв на жалобу, в котором истец возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на жалобу просит отменить обжалуемое решение и удовлетворить жалобу Комитета.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно материалам дела, 01.02.2017 ГУП "ТЭК СПб" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "ЕВРОДОМ" (исполнитель) заключен договор теплоснабжения в горячей воде N 18166.047.1, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась обеспечивать подачу (поставку) исполнителю через присоединенную сеть коммунального ресурса на точку поставки, а исполнитель обязался принимать и своевременно оплачивать принятый коммунальный ресурс.
В разделе 6 договора определен порядок расчетов за коммунальные ресурсы, согласно которому стоимость ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов.
В период с октября 2016 года по декабрь 2016 года ГУП "ТЭК СПб" была поставлена тепловая энергия на общую сумму 264 006 руб. 25 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 197 967 руб. 55 коп., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 66 038 руб. 70 коп.
Поскольку Комитет не в полном объеме возместил Предприятию разницу в тарифах за период октябрь-декабрь 2016 года, Предприятие направило в адрес Комитета требование о предоставление субсидии от 31.10.2017 N 58-13/41145,
Отсутствие удовлетворения претензии послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить другой стороне убытки, причиненные этим нарушением.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности наличия совокупности нескольких условий (оснований): факта наступления вреда, противоправности поведения (властно-распорядительных действий (бездействия) государственного органа или его должностных лиц), наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у истца убытками, а также размера убытков. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий ответственности исключает ее применение. При этом юридическое значение имеет только прямая (непосредственная) причинная связь между противоправным поведением (бездействием) государственных органов (их должностных лиц) и возникшими у истца убытками.
В период с октября по декабрь 2016 года Предприятие поставило тепловую энергию на объекты Общества, из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 197 967 руб. 55 коп., по разнице в тарифах поставлено тепловой энергии на сумму 66 038 руб. 70 коп..
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Коммунальными услугами обеспечивалось население жилого дома, в связи с чем, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2016 г." за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 установлен тариф в размере 1541,78 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2016 по 31.12.2016 установлен тариф в размере 1621,95 руб./Гкал (с НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербург" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" в период с 01.2016 по 06.2016 установлен тариф в размере 2 077,92 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2016 по 31.12.2016 установлен тариф в размере 2392,44 руб./Гкал (с НДС).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию. При этом субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П ни отсутствие договора между сторонами, ни отсутствие досудебного обращения истца к Администрации за возмещением межтарифной разницы (выпадающих доходов), не влияют на право истца, на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых (этих убытков) само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
Из вышеизложенного следует, что межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.03.2015 N 222 "О порядке предоставления в 2015 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" установлен порядок получения субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию: перечисление Комитетом средств в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" на основании заключенного ими договора в соответствии с представленными в Комитет и в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" отчетами ресурсоснабжающих организаций (абонентов ресурсоснабжающих организаций) и государственных учреждений о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, находящихся в управлении управляющей организации (пункт 4.2); указанные денежные средства ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" перечисляет получателям субсидий на основании заключаемых с ними договоров о предоставлении субсидий.
Аналогичные положения закреплены в Порядке предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, который регламентирован постановлением правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45 "О порядке предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов".
Факт поставки тепловой энергии в заявленном размере подтверждается материалами дела. Истцом представлены акты, в которых зафиксированы подключенные нагрузки. Ответчик не представил доказательства того, что имела место поставка тепловой энергии в ином объеме.
В отсутствие доказательства перечисления Комитетом спорных денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Предприятия.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Акты сверок объемов тепловой энергии третьим лицом подписаны с разногласиями.
Между тем, отсутствие подписанных исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией) актов сверок объемов, отсутствие отчетов о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах, не влияют на право Предприятия на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых само по себе свидетельствует о нарушенном праве. Исходя из установленных в спорный период тарифов, следует признать, что межтарифная разница объективно существует и из расчета истца усматривается ее размер.
Поскольку ответчик не представил доказательств возмещения в полном объеме потерь, вызванных межтарифной разницей, суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Ответчик не представил суду доказательств перечисления истцу субсидий на возмещение межтарифной разницы за спорный период в полном объеме.
Произведенный истцом расчет разницы в тарифах ответчик не оспорил, альтернативный расчет не представил.
Наличие разногласий с исполнителем коммунальных услуг (третьим лицом) о фактических объемах поставленного ресурса не влияет на право ресурсоснабжающей организации (истца) возместить убытки, возникшие в результате тарифного регулирования.
Как следует из материалов дела, Общество акты сверки объемов поставленного в 2016 году ресурса подписало с разногласиями, при этом причины и суть разногласий с Предприятием по объемам поставленного ресурса в своих возражениях к актам не раскрыло. Никаких объяснений и доказательств по данному вопросу Общество в ходе рассмотрения настоящего дела не представило.
Согласно объяснениям Общества, оно полагает, что приступило к управлению спорным МКД с 01.01.2017 после включения дома в список домов, находящихся в управлении Общества.
Между тем, согласно объяснениям истца, между ГУП "ТЭК СПб" и ООО "ЕВРОДОМ" заключен договор теплоснабжения в горячей: N 18166.047.1 от 01.02.2017. Согласно п. 2.2. раздела 2 Договора N 18166.047.1 датой начала поставки Ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса считается 07.10.2016. Третьим лицом данный договор подписан без разногласий, в настоящий момент является действующим. Указанная дата поставки обусловлена тем, что именно с этой датой у ООО "ЕВРОДОМ" возникает обязанность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Колпино, пр. Ленина, 9/15, лит. Арбитражный суд первой инстанции согласно договору управления N 93/2 от 07.10.2016, заключенному с ГКУ "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга".
В соответствии с п. 19 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся даты начала поставки коммунального ресурса, необходимо учитывать то, что дата начала поставки не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
В момент подписания договора N 18166.047.1 законодательство не связывало момент возникновения обязанности управляющей организации предоставлять коммунальные услуги с внесением в реестр лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирном доме.
Согласно ч. 7 статьи 162 Жилищного кодекса РФ если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания. Таким образом, приведенными нормами -установлен срок, не позже которого лицензиат может приобрести право осуществлять деятельность по управлению определенным многоквартирным домом.
Часть 7 статьи 162 ЖК РФ в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ устанавливающая, управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом вступила в силу 09.01.2018, то есть позднее подписания договора N 18166.047.1.
Таким образом, обязанность по оплате тепловой энергии, отпущенной ГУП "ТЭК СПб" многоквартирный дом по адресу: г. Колпино, пр. Ленина, д. 9/15, лит. А в рамках заключенного договора N 18166.047.1 возникла у ООО "ЕВРОДОМ" с 07.10.2016.
Отсутствие подписанных исполнителем коммунальных услуг (Обществом) без разногласий актов сверок объемов, несоблюдение Предприятием порядка обращения за получением субсидий не влияют на право Предприятия на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
Поскольку ответчик не представил доказательств возмещения в полном объеме потерь, вызванных межтарифной разницей, суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2018 по делу N А56-91120/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-91120/2018
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ
Третье лицо: ООО "ЕВРОДОМ"