г. Пермь |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А71-21164/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 января 2019 года
по делу N А71-21164/2018, принятое судьей Л.Ф. Мосиной
по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (ИНН 1808400812, ОГРН 1021800642214)
к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной Службы Исполнения наказаний по Удмуртской Республике" (ИНН 1808400749, ОГРН 1021800646064)
о взыскании 537 500 руб. финансовых санкций,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - заявитель, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной Службы Исполнения наказаний по Удмуртской Республике" (далее - ответчик, страхователь, Учреждение) 537 500 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного государственного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 января 2019 года исковые требования удовлетворены в части, с Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной Службы Исполнения наказаний по Удмуртской Республике" в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано 5375 руб. финансовых санкций.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, снижение судами суммы начисленного Учреждению штрафа до 5375 руб. является неправомерным, а также противоречащим принципам справедливости, поскольку страхователем не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, смягчающих его ответственность.
Ответчиком представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда в отношении ФКУ "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной Службы Исполнения наказаний по Удмуртской Республике" проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что ответчик в нарушение п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ не представил в срок до 01.03.2018 сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а именно сведения о страховом стаже застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 года на 1075 застрахованных лиц.
Фактически сведения представлены 02.03.2018.
Первоначально сведения о страховом стаже застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 г. были представлены ответчиком 01.03.2018.
Форма СЗВ-СТАЖ с типом "исходная" за 2017 года, представленная ответчиком 01.03.2018 по телекоммуникационным каналам связи с использованием квалифицированной электронно - цифровой подписи, была квалифицирована программным комплексом проверки электронной отчетности ПФР "ПФР - ПОДП", как представленная с грубыми ошибками по причине документ не прошел форматно - логический контроль (необходимо исправить ошибки).
Откорректированная форма СЗВ-СТАЖ с соблюдением формата за 2017 год с типом "исходная" представлена ответчиком 02.03.2018.
Таким образом, фактически сведения представлены ответчиком 02.03.2018.
По результатам проверки управлением составлен акт от 23.05.2018 N 019S18180004298.
Рассмотрев материалы проверки, управлением в отношении ответчика вынесено решение от 04.07.2018 N 019S19180005439 о привлечении к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в сумме 537 500 руб.
24.07.2018 ответчику выставлено требование об уплате финансовых санкций в срок до 13.08.2018 года.
Неуплата ответчиком финансовых санкций в добровольном порядке послужила основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Судом первой инстанции исковые требования удовлетворены частично, штраф снижен в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность, поскольку начисленная сумма признана значительной, а допущенное правонарушение не влечет для бюджета негативных последствий.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной Службы Исполнения наказаний по Удмуртской Республике" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных указанным законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилия, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтвержден факт нарушения Учреждением установленного срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного государственного пенсионного страхования.
Размер штрафа за допущенное нарушение Учреждению определен в пределах санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, порядок и сроки привлечения страхователя к ответственности не нарушены.
Как видно из материалов дела, Управление Пенсионного фонда при принятии решения о привлечении Учреждения к ответственности вопрос о возможности снижения штрафа не рассматривало.
Между тем размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
На необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих постановлениях.
Так, в частности, Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что если санкция была применена должностным лицом, суд не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса.
Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ мера ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и заявленные Учреждением доводы, незначительный период просрочки - 1 день, отсутствие умысла, посчитав начисленную Учреждению сумму штрафа значительной, что может оказать негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность бюджетного учреждения, в то время как допущенное правонарушение не влечет для бюджета пенсионного фонда негативных последствий, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, снизил размер штрафных санкций до 5375 руб.
При этом каких-либо пояснений, опровергающих наличие указанных обстоятельств и возможность их учета в качестве смягчающих, органом Пенсионного фонда ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлялось (ст. 70 АПК РФ).
Указанный размер штрафа, по мнению суда апелляционной инстанции, согласуется с конституционным принципом справедливости наказания, так как по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 января 2019 года по делу N А71-21164/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-21164/2018
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Удмуртской Республики
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике"