г. Пермь |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А50-28496/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Дюкина В.Ю., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой О.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Линии связи": Костарева Е.Ф., представитель по доверенности, паспорт,
от Департамента земельных отношений администрации города Перми: представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 11 декабря 2018 года,
принятое судьей Лядовой Г.В.,
по делу N А50-28496/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Линии связи" (ОГРН 1155958087230, ИНН 5905033509)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании решения незаконным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Линии связи" (далее - общество "Линии связи", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент земельных отношений, заинтересованное лицо) от 15.06.2018 N 21-01-06-И-5241 об отказе в размещении объектов.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.12.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент земельных отношений обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы ее заявитель указывает, что из представленных обществом документов следует, что планируется размещение линейно-кабельного сооружения связи, которое прочно связано с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба назначению невозможно. Отмечает, что размещение такого объекта предполагает получение разрешения на строительство. По мнению заинтересованного лица, из представленных документов невозможно сделать однозначный вывод, что на испрашиваемых землях предполагается размещение сооружения связи, не требующего разрешения на строительство.
Общество "Линии связи" с доводами апелляционной жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Указывает, что на земельном участке планировалось расположение сооружения связи по типу конструкции, являющейся сборной металлической конструкцией, представляющей из себя отдельно стоящий столб высотой 30 метров, составного сечения. Считает, что данное сооружение не может быть отнесено к особо опасным или технически сложным сооружениям связи, для его размещения не требуется разрешение на строительство.
От Департамента земельных отношений поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества "Линии связи" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Апелляционным судом рассмотрено ходатайство Департамента земельных отношений о рассмотрении дела в отсутствие представителя и удовлетворено (статьи 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, общество "Линии связи" обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением от 06.06.2018 о предоставлении разрешения на размещение объекта сооружения связи (антенна сотовой связи) на землях площадью 211 кв.м., расположенных по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Мира, не требующего разрешения на строительство в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Департамент принял решение об отказе в размещении объектов от 15.06.2018 N 21-01-06-И-5241, в качестве основания для отказа указано: в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не соответствующие перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления сервитутов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300. Департамент также указал, что из представленных документов невозможно сделать однозначный вывод, что на испрашиваемых землях предполагается размещение сооружения связи, не требующего разрешения на строительство.
Полагая, что решение об отказе является незаконным и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, разрешая данный спор и удовлетворяя заявленные требования, исходил из незаконности оспариваемого отказа Департамента земельных отношений в предоставлении разрешения на размещение спорного объекта, доказанности нарушения прав заявителя.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Оспариваемый отказ в выдаче решения о размещении объекта мотивирован заинтересованным лицом тем, что указанный в заявлении предполагаемый к размещению объект не предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу пункта 11 Перечня отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно пункту 5 части 4 статьи 20 Закона Пермского края от 14.09.2011 N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае" выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях строительства, реконструкции в границах городского округа, муниципального района следующих объектов связи, не относящихся к особо опасным, технически сложным сооружениям связи - сборно-разборных конструкций, предназначенных для размещения средств связи, кабелей связи, средств коллективного доступа; кабелей связи, предназначенных для присоединения предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта объектов к сетям связи.
Постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015 N 478-п утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Пунктом 2 Положения N 478-п установлено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение испрашиваемыми землями или земельными участками, на которых планируется размещение объектов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 478-п для размещения на землях или земельных участках объектов заинтересованное лицо (далее - заявитель) обращается в уполномоченный орган с заявлением о размещении объектов.
Уполномоченный орган в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, принимает решение о размещении объектов по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению либо об отказе в размещении объектов по основаниям, указанным в пункте 9 настоящего Положения (пункт 8 Положения N 478-п).
Согласно пункту 10 Положения N 478-п в решении об отказе в размещении объектов указывается основание отказа, предусмотренное пунктами 9.1-9.7 настоящего Положения.
Основания принятия решения об отказе в размещении объектов предусмотрены пунктом 9 Положения N 478-п. В частности таким основанием является то, что предполагаемые к размещению объекты не предусмотрены перечнем (пункт 9.2 Положения N 478-п).
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, проанализировав основания отказа, суд первой инстанции правомерно счел его необоснованным, как не соответствующий приведенным выше нормативным актам, пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ, пункту 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, согласно которым допускается размещение на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Установив, что основания принятого решения не соответствуют требованиям закона и нарушают права заявителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Надлежащих доказательств, опровергающих данные обстоятельства, Департаментом суду не представлено (статьи 8, 9, 65, 66 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к несогласию подателя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и произведенной судом оценкой доказательств.
Как указано выше Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, и предусматривает в числе объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи.
Статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О связи" установлено, что под линиями связи понимают линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи; линейно-кабельными сооружениями связи являются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.
Возможность размещения линий и сооружений связи в соответствии с Постановлением N 1300 в случае, если они являются временными, вспомогательными, или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации не требуют выдачи разрешения на строительство, разъяснена в Письме Минстроя России от 29.02.2016 N 7064-ОГ/08.
В материалы дела представлен типовой проект сооружения связи, о размещении которого заявитель обратился в Департамент земельных отношений с соответствующим заявлением, согласно которому предполагается возведение антенно-мачтовое сооружение из металлических конструкций.
Учитывая, что для возведения сборно-разборных конструкций, предназначенных для размещения средств связи, выдача разрешений на строительство не требуется, что предусмотрено пунктом 5 части 4 статьи 20 Закона Пермского края от 14.09.2011 N 805-ПК, спорный объект, как следует из имеющегося в материалах дела проекта, является металлической сборно-разборной конструкцией, оснований полагать отказ в выдаче разрешения на размещение объекта правомерным не установлено.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 декабря 2018 года по делу N А50-28496/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-28496/2018
Истец: ООО "ЛИНИИ СВЯЗИ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ