г. Самара |
|
15 апреля 2019 г. |
дело N А65-31603/2018 |
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Демина Е.Г., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Транспортно-Экспедиционная компания "Алабуга" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.12.2018 по делу N А65-31603/2018 (судья Юшков А.Ю.), принятое в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью Транспортно-Экспедиционная компания "Алабуга" (ОГРН 1111674003935, ИНН 1646031020) к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Автолайн" (ОГРН 1170280077560, ИНН 0265045920) о взыскании убытков, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Северсталь-Гонварри-Калуга" (ОГРН 1094029001373, ИНН 4029041303), общество с ограниченной ответственностью "Джошкуноз Алабуга" (ОГРН 1121674004099, ИНН 1646033764), Нуртдинов Кавакип Гависович,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Транспортно-Экспедиционная компания "Алабуга" (далее - истец, ООО ТЭК "Алабуга") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Транспортная компания Автолайн" (далее - ответчик, ООО "ТК Автолайн") о взыскании ущерба в размере 146 591,30 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СеверстальГонварри-Калуга", общество с ограниченной ответственностью "Джошкуноз Алабуга", Нуртдинов Кавакип Гависович.
Решением от 28.12.2018 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, недоказанность обстоятельств дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что вывод суда о нарушении истцом статьи 8 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон о транспортной экспедиции) основан на неверном толковании документов, имеющихся в материалах дела, поскольку при доставке груза в присутствии представителя ответчика водителя Нуртдинова К.Г. был составлен акт N 7 от 12.05.2018. Наличие подписи в акте водителя ответчика свидетельствует о соблюдении истцом порядка извещения перевозчика для составления акта о повреждении груза.
Вывод суда о невозможности определения момента возникновения повреждения груза основан на неправильной оценке доказательств. Доказательством того, что груз был поврежден в процессе перевозки, является транспортная накладная от 10.05.2018, согласно которой груз был передан без повреждений и принят перевозчиком без замечаний к состоянию упаковки и самому грузу.
По мнению заявителя жалобы, истец доказал наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным ущербом.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик представил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы, как необоснованные.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом ответчика, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Между третьим лицом ООО "Северсталь-Гонварри-Калуга" (грузоотправитель) и истцом ООО "ТЭК "Алабуга" (экспедитор) заключен договор N 88/99 на оказание транспортно - экспедиционных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, согласно которому экспедитор обязуется за вознаграждение от клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой грузов клиента автомобильным транспортом.
10.05.2018 от ООО "Северсталь-Гонварри-Калуга" поступила заявка на доставку груза (металл в пачках) из г. Калуги, ул. Автомобильная, д.1 грузополучателю ООО 2 Джошкуноз Алабуга", по адресу г. Елабуга, территория ОЭЗ " Алабуга", улица Ш-2, здание 4/2.
В соответствии с пунктом 1.2 договора, при необходимости, в целях исполнения своих обязательств по настоящему договору, экспедитор имеет право заключить от своего имени договор перевозки с третьими лицами.
С целью исполнения полученной заявки между ООО "ТЭК "Алабуга" и ООО "ТК Автолайн" был заключен договор N 40992 от 10.05.2018, на основании которого истец направил ответчику заявку N 40992 от 10.05.2018 на осуществление перевозки.
В соответствии с пунктом 5.1 договора экспедиции N 40992 от 10.05.2018 экспедитор несет ответственность перед заказчиком в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза грузополучателю, либо уполномоченному лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предвидеть и устранение которых от него не зависело.
Согласно пункту 5.2 договора транспортной экспедиции N 40992/от 10.05.2018 экспедитор и заказчик несут полную ответственность согласно законам РФ за несоблюдение условий договора и некачественное выполнение работ.
Согласно заявке на осуществление перевозки ответчиком для выполнения обязанностей по договору было выделено транспортное средство: тягач MERCEDES г/н У 531 ОМ/116, прицеп: АС 2582/16, водитель Нуртдинов Кавакип Гависович. Заявка была согласована сторонами, в том числе первоначальными клиентами.
В соответствии с транспортной накладной от 10.05.2018 N 1403017917 груз был получен у грузоотправителя без повреждений и замечаний, что подтверждено подписью водителя Нуртдинова К.Г., а также доставлен грузополучателю.
Однако, при выполнении заявки водителем ответчика был причинён ущерб грузополучателю, который был выявлен при разгрузке транспорта.
Согласно акту N 7 от 12.05.2018, составленному в присутствии сотрудников грузополучателя и водителя Нуртдинова К.Г., при перевозке произошло смещение упаковки в сторону в количестве 1 шт.
Согласно акту N 52 от 12.05.2018 об установлении расхождения по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей было установлено повреждение груза REF 25 панели боковины кузова внешней правой, общей стоимостью 243 127,30 руб. из-за смещения и сильного загрязнения в момент перевозки.
Согласно акту N 53 от 29.05.2018 о комиссионном списании продукции по результатам сортировку по качеству данный поврежденный груз был списан как не пригодный к дальнейшему использованию (позиция N5 таблицы).
Согласно приемо-сдаточному акту N 2/163/1 от 31.05.2018 ООО "Промвест" приняло от ООО " Джошкуноз Алабуга" вышеуказанный груз в качестве металлоотходов на утилизацию.
Общая стоимость убытков организации грузоотправителя с учетом утилизации металлоотходов составила 196 591,30 руб.
30.05.2018 года истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием о возмещении причинённого ущерба за вычетом невыплаченного вознаграждения в размере 50 000 руб. по заявке от 10.05.2018, в общем размере 146 591,30 руб.
Ответчик не согласился с предъявленной суммой ущерба, что послужило основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что согласно акту N 7 выгрузка произведена без дополнительных повреждений с указанием отсутствия каких-либо повреждений, влекущих за собой невозможность дальнейшего использование металла в производстве. Несмотря на фиксацию незначительного смещения одной упаковки в сторону, согласно товарной накладной N 1403017917 от 10.05.2018 и транспортной накладной, сдача груза произведена без замечаний к фактическому состоянию груза, тары, упаковки, маркировки и опломбировки. Груз принят массой брутто 18 058 кг в количестве 7 мест без замечаний к фактическому состоянию груза, тары и упаковки.
Ответчик подчеркнул, что согласно акту выполненных работ от 14.05.2018 истцом предоставленные услуги ответчика приняты в полном объеме без каких либо замечаний и иных сведений о получении и приемке.
Не согласившись с доводами, изложенными в претензии от 30.05.2018, ответчик направил требование грузополучателю о предоставлении поставленного товара для осмотра представителем грузоперевозчика с целью проведения экспертизы качества поставленной продукции, а так же установления характера повреждений и размера ущерба.
Однако, истец и грузополучатель на предложение ответчика об урегулировании спорного вопроса в досудебном порядке не ответили. Требование грузоперевозчика о предоставлении поврежденного товара для проведения экспертизы оставлено без ответа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
Таким образом, требованиями закона обязанность по фиксации повреждений груза и их характера лежит на грузополучателе, который несет риск отрицательных последствий не совершения подобных действий.
Из материалов дела следует, что акт N 7 от 12.05.2018, составленный сторонами, информации о конкретных моделях металлопроката, поврежденных во время перевозки, а также их стоимости, либо иных индивидуализирующих признаках, позволяющих выделить поврежденные бланки из всей партии металлопроката, не содержит.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о транспортной экспедиции в случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.
Между тем, истец не представил документов, свидетельствующих о том, что при приемке спорного груза обычным способом не могло быть установлено повреждение упаковки, повлекшее сильное загрязнение металлопроката, повлекшее невозможность его дальнейшего использования.
Суд правильно указал, что в данном случае истец должен доказать наличие убытков, факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств, причинно-следственную связь между действиями ответчика и причиненными убытками, а также размер убытков, а в данном случае - это сумма, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза или - при взыскании полной стоимости груза - невозможность восстановления поврежденного груза и его дальнейшего использования.
Истцом в подтверждение наличия и размера убытков представлен акт N 7 от 12.05.2018, акт N 52 от 12.05.2018 с заключением о смещении и сильном загрязнении (не подписанный экспедитором), акт N53 от 29.05.2018 о комиссионном списании продукции в связи с деформацией при транспортировки.
Указанные документы судом первой инстанции правомерно признаны ненадлежащими доказательствами.
Акт N 52 содержит выводы о смещении и сильном загрязнении при транспортировке, акт N 53 о деформации при транспортировке, но указанные выводы - о моменте, когда имело место механическое воздействие, условиях возникновения такого воздействия в актах не мотивированы, при том, что повреждение могло произойти как до передачи груза к перевозке, так и во время его погрузки или разгрузки.
Кроме того, вывод о невозможности использования поврежденных бланков по функциональному назначению в актах также никак не мотивирован, как не содержатся в них и вывода о возможности восстановления металлопроката и их дальнейшего использования, остаточной стоимости.
С учетом того, что груз фактически был получен грузополучателем, экспертиза повреждений груза не была проведена суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказанности как полной утраты стоимости груза, так и степени частичной утраты стоимости груза.
Кроме того, недоказанность истцом заявленных требований подтверждена также представленными в материалы дела документами, в том числе в заявке, накладных, актах и т.д. имеются разночтения относительно характера повреждений, что не позволяет сделать однозначный вывод о том, что представленные документы относятся к одному и тому же грузу.
Таким образом, с учетом того, что внутритарный осмотр груза при его приемке экспедитором не производился, а груз был принят грузополучателем без замечаний и возражений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не представлено безусловных и однозначных доказательств, что к перевозке был передан именно груз, приобретенный им по товарной накладной N1403017917 от 10.05.2018 и что указанные выше акты были составлены именно в отношении спорного груза.
Совокупность изложенных обстоятельств свидетельствует о недоказанности причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением убытков истцу.
Ответчик также указал, что утилизация груза до удовлетворения претензионных требований свидетельствует о злоупотреблении истца правом и недобросовестном поведении как со стороны грузополучателя, так и истца, что недопустимо в силу закона.
При таких обстоятельствах и на основании статей 15, 393, 801, 803, 805, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции признал заявленные требования не доказанными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на истца по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции неверно истолковал статью 8 Закона о транспортно - экспедиционной деятельности отклоняется как необоснованный.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
Согласно пункту 2 указанной статьи в случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.
Заявитель полагает, что составленный акт N 7 от 12.05.2018 подтверждает, что представитель перевозчика был уведомлен о повреждении груза.
Указанный довод отклоняется как необоснованный, поскольку в указанном акте отражено лишь смещение одной упаковки в сторону, что не свидетельствует о повреждениях, влекущих за собой невозможность дальнейшего использования металла. Несмотря на фиксацию незначительного смещения одной упаковки в сторону, согласно транспортной накладной и товарной накладной сдача груза произведена без замечаний к фактическому состоянию груза, тары, упаковки, маркировки и опломбировки.
Также отклоняются доводы заявителя жалобы о доказанности причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным ущербом.
Обязанность по фиксации повреждений груза и их характера лежит на грузополучателе в силу закона. В акте N 7 от 12.05.2018 не содержатся данные, позволяющие установить признаки, позволяющих идентифицировать поврежденные бланки из общей массы, характер повреждений.
Также истец не представил документы, свидетельствующие о том, что при приемке спорного груза обычным способом не могло быть установлено повреждение упаковки, повлекшее сильное загрязнение металлопроката, повлекшее невозможность его дальнейшего использования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.12.2018 по делу N А65-31603/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Транспортно-Экспедиционная компания "Алабуга" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г.Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31603/2018
Истец: ООО Транспортно-Экспедиционная компания "Алабуга", Кемеровская область, г.Кемерово
Ответчик: ООО "Транспортная компания Автолайн", Республика Башкортостан, г.Октябрьский
Третье лицо: Нуртдинов Кавакип Гависович, ООО "Джошкуноз Алабуга*, г. Елабуга, ООО "Северсталь-Гонварри-Калуга", Калужская область, г.Калуга, Адресно-справочное бюро при МВД РТ, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, ООО представитель ТЭК "Алабуга" Илюков Данил Олегович Правовой центр "Реформа"