г. Санкт-Петербург |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А56-83811/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Желтянникова В.И., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Смирновой Н.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Назаров С.И. (доверенность от 28.11.2018), Филиппова Д.А. (доверенность от 28.11.2018)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32247/2018) ООО "Алекс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2018 по делу N А56-83811/2018 (судья Васильева Н.В.), принятое
по иску Комитета по природным ресурсам Ленинградской области
к ООО "АЛЕКС"
о взыскании,
установил:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Алекс" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 1 243 518 руб. 72 коп. задолженности по арендной плате по договору от 05.12.2008 N 2-2008-12-40-Р в федеральный бюджет, 66 916 руб. 79 коп. пеней за период с 01.12.2017 по 31.03.2018, 248 703 руб. 74 коп. задолженности по арендной плате по договору от 05.12.2008 N 2-2008-12-40-Р в областной бюджет, а также 13 383 руб. 35 коп. пеней.
Решением от 17.09.2018 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, полагая, что при определении размера арендной платы подлежал применению понижающий коэффициент - 0,1%, установленный дополнительным соглашением от 01.07.2010 к договору и соответствующий цели использования лесного участка -рекреационной.
Истец возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор ) заключен договор аренды от 05.12.2008 N 2-2008-12-40-Р лесного участка, общей площадью 30,5 га, расположенного на территории Ленинградской области, Выборгского района, Рощинского лесничества, Октябрьского участкового лесничества, квартал N 120 (выделы 6, 7, 8, 9, 10 (ч.), 16 (ч.), 19 (ч.)).
Согласно п.п. 6, 7 договора арендная плата составляет 3 097 714 руб. 20 коп. в год и вносится арендатором ежеквартально в соответствии с Приложением N 4 не позднее 15 числа последнего месяца соответствующего квартала.
Согласно пункту 10 договора при неуплате арендатором арендных платежей в установленные настоящим договором сроки начисляются пени в размере одной трехсотой (1/300) действующей ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом условий договора, наличие задолженности по арендной плате, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что требования истца удовлетворены судом правомерно, обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, договор аренды участка лесного фонда от 17.12.2004 N 85 заключен по результатам лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда Ленинградской области.
Во исполнение требования статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" договор аренды участка лесного фонда от 17.12.2004 N 85 приведен в соответствие с положениями Лесного кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса)
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310).
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
В данном случае сторонами не оспаривается, что при приведении договора от 17.12.2004 N 85 в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации и заключении договора от 11.06.2008 N 21-23 объем использования лесов и размер арендной платы соответствовали условиям конкурса и статье 73 ЛК РФ.
Вместе с тем, внесение арендной платы Обществом осуществлялось с учетом дополнительного соглашения от 01.07.2010, то есть в размере меньшем, чем предусмотрено договором от 05.12.2008, в связи с чем и возникла задолженность арендатора по договору.
Договорная обязанность Общества как арендатора вносить арендную плату в установленных порядке и размере определена условиями проведенного конкурса по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, рассматриваемого договора аренды, требованиями статей 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам подателя жалобы оснований для расчета арендной платы исходя из дополнительного соглашения от 01.07.2010 в спорный период не имеется, что подтверждается вступившим в законную силу судебным актом по делу А56-28894/2018, которым с ответчика взысканы задолженность и неустойка за предыдущие периоды пользования лесным участком, исчисленные без учета указанного дополнительного соглашения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2018 по делу N А56-83811/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-83811/2018
Истец: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Рощинское лесничество-филиал ЛОГКУ "Ленобллес"
Ответчик: ООО "АЛЕКС"
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32247/18
27.02.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32247/18
14.02.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32247/18
24.10.2018 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28553/18
17.09.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-83811/18