г. Чита |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А19-2682/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевым И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" на определение Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2019 года по делу N А19-2682/2019 по заявлению Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252; место нахождения: г. Иркутск, ул. Ширямова, д. 54) к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539, адрес: 125993, г. Москва, улица Садовая-Кудринская, дом 11) о признании незаконным решения от 29 декабря 2018 года N 09/108929/18,
(суд первой инстанции: Назарьева Л.В.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Федеральной антимонопольной службе о признании незаконным и отмене решения от 29 декабря 2018 года о рассмотрении жалобы на постановление о прекращении производства по делу N 4-9.21-218/38-18 об административном правонарушении.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2019 года поданное заявление возвращено Обществу на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации). Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что настоящее дело не подсудно Арбитражному суду Иркутской области и подлежит рассмотрению по месту нахождения ответчика (в Арбитражном суде г. Москвы).
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что ранее уже обращался с аналогичным заявлением о признании незаконным и отмене решения ФАС России от 29 декабря 2018 года N 09/108929/18 в Арбитражный суд города Москвы, определением которого от 31 января 2019 года по делу N А40-16364/2019 заявление было возвращено в связи с нарушением правил территориальной подсудности.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания лица участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается, в том числе, телефонограммой от 27 марта 2019 года, а также отчетом о публикации 23 марта 2019 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии с процессуальным законом не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из имеющихся у суда апелляционной инстанции материалов дела, на основании жалобы Губина Р.С. 30 марта 2018 года Иркутским УФАС в отношении Общества вынесено определение N 763/18 "О возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования".
По окончании административного расследования должностным лицом Иркутского УФАС составлен протокол от 21 мая 2018 года N 102/18 об административном правонарушении.
В тот же день вынесено определение N 1242/18 о назначении времени и места рассмотрения дела N 4-9.21-218/38-18 об административном правонарушении.
Постановлением Иркутского УФАС от 9 августа 2018 года N 461/18 производство по делу N 4-9.21-218/-18 об административном правонарушении было прекращено.
Названное постановление было обжаловано в Федеральную антимонопольную службу, решением которой от 29 декабря 2018 года N 09-108929/18 о рассмотрении жалобы на постановление о прекращении производства по делу N 4-9.21-218/38-18 об административном правонарушении постановление Иркутского УФАС о прекращении производства по делу N 4-9.21-218/-18 об административном правонарушении было отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
Не согласившись с решением ФАС России, ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обжаловало его в Арбитражный суд города Москвы.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2019 года о возвращении искового заявления по делу N А40-16364/19-120-125, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 апреля 2019 года по тому же делу, заявление возвращено ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в связи с нарушением установленных главой 25 АПК Российской Федерации специальных правил территориальной подсудности.
7 февраля 2019 года ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением (жалобой) о признании незаконным и отмене решения ФАС России от 29 декабря 2018 года N 09/108929/18 (л.д. 5-11).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2019 года поданное заявление возвращено Обществу на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК Российской Федерации, поскольку суд первой инстанции посчитал, что настоящее дело не подсудно Арбитражному суду Иркутской области и подлежит рассмотрению по месту нахождения ответчика.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для возвращения заявления, исходя из следующего.
Частью 2 статьи 189 АПК Российской Федерации предусмотрено, что заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным настоящим Кодексом, если в настоящем разделе не установлено иное.
По общему правилу, установленному статьей 35 АПК Российской Федерации, которой и руководствовался суд первой инстанции при принятии обжалуемого определения, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Помимо статьи 35 АПК Российской Федерации, суд первой инстанции сослался и на положения статьи 198 данного Кодекса, закрепляющей право граждан и организаций на оспаривание в судебном порядке ненормативных правовых актов и решений органов государственной власти.
Таким образом, суд первой инстанции исходил из того, что решение ФАС России от 29 декабря 2018 года N 09-108929/18 относится к ненормативным правовым актам (решениям), которые подлежат оспариванию по правилам главы 24 АПК Российской Федерации.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что названное решение принято Федеральной антимонопольной службой в порядке главы 30 КоАП Российской Федерации (в связи с подачей жалобы на постановление Иркутского УФАС о прекращении производства по делу N 4-9.21-218/38-18 об административном правонарушении).
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что подсудность дела об оспаривании решения, вынесенного вышестоящим органом, должностным лицом по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, определяется исходя из подсудности дела об обжаловании указанного постановления, поскольку при рассмотрении соответствующего заявления арбитражным судом оценивается также и само постановление.
При этом порядок рассмотрения указанных дел определяется параграфом 2 главы 25 АПК Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19 октября 2015 года N 309-АД15-6092.
В свою очередь, в соответствии со статьей 208 АПК Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.
В рассматриваемом случае постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 9 августа 2018 года N 4-9.21-218/38-18 вынесено Иркутским УФАС.
Кроме того, ОГУЭП "Облкоммунэнерго", согласно сведениям выписки из ЕГРЮЛ (https://egrul.nalog.ru/index.html), также зарегистрировано в городе Иркутске.
Таким образом, исходя из положений статьи 208 АПК Российской Федерации, настоящее дело (об оспаривании решения ФАС России, принятого по результатам рассмотрения жалобы на постановление Иркутского УФАС по делу об административном правонарушении), подсудно именно Арбитражному суду Иркутской области.
Применительно же к рассматриваемому конкретному делу суд апелляционной инстанции дополнительно отмечает следующее.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45). Одним из таких способов является судебная защита, которая согласно статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантируется каждому. Право на судебную защиту, как следует из данной нормы во взаимосвязи со статьей 17 Конституции Российской Федерации, относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и гражданина. Поэтому суды, на которые возложена государственная обязанность по защите нарушенных прав физических и юридических лиц, должны действовать строго в рамках АПК Российской Федерации, не допуская со своей стороны ущемления прав обращающихся за защитой лиц.
В ходатайстве о восстановлении срока на подачу заявления в суд ОГУЭП "Облкоммунэнерго" прямо указывало, что до обращения в Арбитражный суд Иркутской области подавало аналогичное заявление в Арбитражный суд г. Москвы, определением которого от 31 января 2019 года данное заявление было возвращено.
Копия определения Арбитражного суда г. Москвы от 31 января 2019 года по делу N А40-16364/2019 была приложена к ходатайству Общества о восстановлении срока.
Однако, несмотря на приведенные обстоятельства, Арбитражный суд Иркутской области возвратил заявление Общества, тем самым существенно ограничив его право на защиту своих нарушенных интересов в судебном порядке.
В пункте 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что на основании пункта 2 части 4 статьи 272 АПК Россйиской Федерации на новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине, в том числе, необоснованного возврата искового заявления, тогда как в полномочия суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании определение суда первой инстанции от 14 февраля 2019 года не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с направлением вопроса о принятии заявления ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Рассмотрев апелляционную жалобу на определение Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2019 года о возвращении заявления по делу N А19-2682/2019, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 271 и 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2019 года о возвращении заявления по делу N А19-2682/2019 отменить.
Вопрос о принятии к производству заявления Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы от 29 декабря 2018 года N 09/108929/18 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2682/2019
Истец: Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1799/19
23.10.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1799/19
09.10.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1799/19
23.07.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-2682/19
15.04.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1799/19
14.02.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-2682/19