г. Москва |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А41-2620/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от АО "МОСОБЛГАЗ": Астафьев, представитель по доверенности от 29.12.2018;
от МКУ "НАРА-РИТУАЛ": Щербакова И.М., представитель по доверенности от 28.03.2019;
от Администрации НароФоминского городского округа: Щербакова И.М., представитель по доверенности от 09.01.2019;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Росреестра по МО: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "МОСОБЛГАЗ" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2018 года по делу N А41-2620/18, принятое судьей Петропавловской Ю.С., по исковому заявлению АО "МОСОБЛГАЗ" к МКУ "НАРА-РИТУАЛ", Администрации НароФоминского городского округа, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Росреестра по МО, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
АО "Мособлгаз" обратилось в Арбитражный суд Московской области к МКУ "Нара-Ритуал" с требованием (с учетом принятых судом уточнений) обязать МКУ "Нара-Ритуал", а при недостаточности денежных средств Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области, в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения охранной зоны газопровода высокого давления, составляющую 2 метра с каждой стороны газопроводов высокого давления и зоны минимально-допустимых расстояний до газопроводов высокого давления < 0,6 МПа ДУ-200 мм., расположенных на земельных участках с КН 50:26:0100104:933 и КН 50:26:0100105:156 по адресу Наро-Фоминский район г.Наро- Фоминск ул.Володарского ул.Автодорожная (территория старого и нового кладбищ) путем компенсации истцу затрат на реконструкцию (перекладку) газопроводов.
В качестве третьих лиц в деле приняли участие Министерство имущественных отношений Московской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Определением Арбитражного суда Московской области от 09.07.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Наро-Фоминского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2018 года по делу N А41-2620/18 в удовлетворении исковых требований АО "Мособлгаз" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, АО "МОСОБЛГАЗ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель АО "МОСОБЛГАЗ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представители МКУ "НАРА-РИТУАЛ", Администрации НароФоминского городского округа в судебном заседании поддержали решение суда, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в хозяйственном ведении истца и в собственности Московской области находится объект: газопроводы высокого давления Ду-200 мм, Р = 0,6 Мпа по адресу г.Наро-Фоминск ул. Володарского ул. Автодорожная (территория старого и нового кладбища) (далее - газопровод), что подтверждается свидетельствами о госрегистрации прав от 04.07.2006 и от 13.12.2012 (л.д.14-15 т.1).
По адресу г.Наро-Фоминск ул. Автодорожная находится территория старого кладбища, КН земельного участка 50:26:0100104:933.
По адресу г.Наро-Фоминск ул. Володарского находится территория нового кладбища, КН земельного участка 50:26:0100105:156 (л.д.144 т.1 - выписка из ЕГРН от 21.08.2018).
Участки под кладбища находятся в собственности муниципального образования "Наро-Фоминский городской округ Московской области".
Согласно акту осмотра земельных участков от 03.04.2018, составленного при участии представителей администрации, МКУ "Нара-Ритуал" и АО "Мособлгаз", установлено, что на территории старого кладбища (участок с КН 50:26:0100104:933) выявлено 14 мест захоронений, которыми нарушена охранная зона газопровода высокого давления; на территории нового кладбища (участок с КН 50:26:0100105:156) выявлено 16 мест захоронений, которыми нарушена охранная зона газопровода высокого давления.
Из материалов дела следует, что в пределах охранных зон газопровода находятся 30 захоронений старого и нового кладбищ города Наро-Фоминска, что по мнению истца нарушает охранную зону газопровода и требования Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878.
В связи с чем, истец в порядке ст. 304 ГК РФ просит обязать ответчиков устранить допущенные нарушения, переместив захоронения с охранной зоны в другое место. При этом, истец указывает на то, что линии газопровода построены и введены в эксплуатацию еще в 1983 году (что подтверждается актом приемки газопровода в эксплуатацию от 08.08.1983, техническим паспортом на газопровод - л.д.11, 21 т.1) т.е. задолго до того, как были образованы земельные участки под кладбища.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что размещение в границах охранных зон путей газопровода захоронений нарушает требования, установленные правилами N 878, однако не нарушает прав и законных интересов истца.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Согласно подпунктам е, ж п. 3 Постановления Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" (далее - правила N 878) "охранная зона газораспределительной сети" - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения; "нормативные расстояния" - минимально допустимые расстояния от газораспределительной сети до зданий и сооружений, не относящихся к этой сети, устанавливаемые при проектировании и строительстве этой сети, зданий и сооружений в целях обеспечения их безопасности, а также находящихся в них людей в случае возникновения аварийной ситуации на газораспределительной сети.
Пунктом 14 правил N 878 предусмотрено, что на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил:
а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;
б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;
в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;
г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;
д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;
е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;
ж) разводить огонь и размещать источники огня;
з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;
и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;
к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;
л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.
Хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не предусмотренная пунктами 14 и 15 настоящих Правил, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей (п. 16 правил N 878).
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Однако, как установил суд первой инстанции, истцом не доказано, что действиями ответчика нарушаются права и законные интересы истца.
В силу ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Частью 8 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Часть 8 ст. 39.8, ст. 39.23 ЗК РФ предусматривают возможность заключения договоров аренды земельных участков для размещения линейных объектов, установления сервитутов.
Согласно ч. 13 ст. 39.8 ЗК РФ в случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, полностью или частично расположен в охранной зоне, установленной в отношении линейного объекта, договор аренды такого земельного участка должен содержать условия допуска представителей собственника линейного объекта или представителей организации, осуществляющей эксплуатацию линейного объекта, к данному объекту в целях обеспечения его безопасности.
Таким образом, закон предусматривает способы защиты прав собственника линейного объекта, расположенного на земельном участке, принадлежащем другому лицу.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ограничения по использованию земельных участков являются императивными нормами права, при нарушении которых не требуется предоставление доказательств, подтверждающих, что нарушение ответчиками п.14 Правил влияет либо не влияет на газопровод, либо на права и законные интересы истца, отклоняется апелляционным судом, ввиду следующего.
Статья 90 Земельного кодекса Российской Федерации относит земельные участки под объектами системы газоснабжения к землям транспорта, а согласно подпункту 3 пункта 6 названной нормы границы охранных зон определяются на основании строительных норм и правил, Правил охраны трубопроводов, других, утвержденных в установленном порядке, нормативных документов.
Статьей 28 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, Правил охраны магистральных трубопроводов, других, утвержденных в установленном порядке, нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией-собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации-собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878, обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность, определено, что нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства.
В силу пункта 17 Правил утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании заявления об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
Указанные в пунктах 14, 15 и 16 настоящих Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 17 Правил).
Между тем, из материалов дела следует, что охранная зона и зона нормативного расстояния газопровода в установленном порядке не определена, то есть отсутствует сам предмет спора.
Правилам охраны газораспределительных сетей (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 определены вопросы взаимоотношений эксплуатационной организации газораспределительной сети с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления:
- исполнительная съемка газораспределительных сетей и границ их охранных зон выполняется в единой государственной или местной системах координат и оформляется в установленном порядке. Организации - собственники газораспределительных сетей или эксплуатационные организации обязаны включать материалы исполнительной съемки в состав материалов по межеванию границ охранных зон, которые передаются органам, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра (п. 13);
- утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16 Правил, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей (п. 17);
- решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 18);
- для проведения кадастровых работ организация - собственник газораспределительной сети или эксплуатационная организация направляет в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, заявку с приложением решения органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об установлении охранных зон и материалов по межеванию границ этих зон (п. 19);
- по результатам кадастровых работ организации - собственнику газораспределительной сети или эксплуатационной организации выдаются кадастровые планы земельных участков с указанием границ и учетных кадастровых номеров частей земельных участков, входящих в охранную зону (п. 20);
- указанные в пунктах 14, 15 и 16 настоящих Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 21); эксплуатационные организации газораспределительных сетей, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны взаимодействовать в части обеспечения сохранности газораспределительных сетей, предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций, а также ликвидации их последствий (п. 44).
Истцом не представлены документы, подтверждающие факт обращения эксплуатирующей организации в администрацию Наро-Фоминского г.о. по вышеуказанным вопросам для постановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища.
Согласно имеющейся в деле публичной кадастровой карте земельных участков с КН 50:26:0100104:933 и КН 50:26:0100105:156 имеют вид разрешенного использования "для размещения кладбищ" (л.д.67-68).
Поскольку охранная зона газопроводов не утверждена в установленном Правилами порядке, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2018 года по делу N А41-2620/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.