Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22 августа 2019 г. N Ф09-4562/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А60-57634/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.О.
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя - Юдина Т.Н. по доверенности от 11.01.2018,
от заинтересованного лица и третьего лица - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 января 2019 года по делу N А60-57634/2018,
принятое судьей Ремезовой Н.И.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Фьючер Медиа" (ИНН 6661079410, ОГРН 1026605246612)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928),
третье лицо - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области,
о признании недействительным решения,
установил:
закрытое акционерное общество "Фьючер Медиа" (далее - ЗАО "Фьючер Медиа", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловское УФАС России, Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения N 19 от 05.07.2018.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2019 (резолютивная часть решения объявлена 14.01.2019) оспариваемое решение признано недействительным.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо приводит доводы, согласно которым Оргкомитет не является уполномоченной организацией FIFA по смыслу части 1 статьи 18 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конференций FIFA 2017 года и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о Чемпионате мира по футболу), следовательно, письмо АНО "Оргкомитет "Россия - 2018" N 18558-ЛОК-02 от 17.05.2018 не является письменным согласием уполномоченной организации FIFA на осуществление деятельности, предусмотренной частью 1 статьи 18 Закона о чемпионате мира по футболу.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение МУГИСО о распространении рекламы, в том числе, на рекламных конструкциях, установленных в городе Екатеринбурге по адресам: ул. Ясная, 2, ул. Ленина 24/8, ул. Радищева, 1, ул. Малышева, 5, то есть, в 2-х километровой зоне от внешних границ стадиона "Екатеринбург Арена", что свидетельствует о наличии признаков нарушения требований части 1 статьи 18 Закона о чемпионате мира по футболу.
По результатам рассмотрения дела Управлением вынесено решение по делу N 19 от 09.07.2018.
В соответствии с данным решением реклама, распространяемая с 04.06.2018 на рекламных конструкциях, расположенных в городе Екатеринбурге по ул. Ясная, 2 (медиаэкран), ул. Ленина, 24/8 (крышная конструкция (медиаэкран)), ул. Радищева, 1 (медиаэкран), ул. Малышева, 5 (медиаэкран), признана ненадлежащей, как не соответствующей требованиям части 1 статьи 18 Закона о Чемпионате мира по футболу, поскольку реклама распространена на расстоянии ближе чем две тысячи метров от внешних границ места осуществления спортивных соревнований - стадиона "Екатеринбург-Арена", при отсутствии соответствующего договора с FIFA или уполномоченной организацией FIFA либо письменного согласия FIFA или уполномоченной организации FIFA на осуществление указанной деятельности.
Полагая, что указанное решение является незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции принял вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Целями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 04.06.2018 на рекламных конструкциях, размещенных в городе Екатеринбурге по ул. Ясная, 2 (медиаэкран), ул. Ленина, 24/8 (крышная конструкция (медиаэкран)), ул. Радищева, 1 (медиаэкран), ул. Малышева, 5 (медиаэкран), то есть на расстоянии ближе, чем две тысячи метров от внешних границ места осуществления спортивных соревнований - стадиона "Екатеринбург-Арена", была распространена информация "Суперсемейка", "Московский театр "Ленком", эксклюзивные показы, "Инна Чурикова, эксклюзивные показы, "Гастроли российских театров, Малый театр".
Информация, размещенная на всех вышеуказанных рекламных конструкциях является рекламой хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также мероприятий (театральных показов, кинопоказа мультфильма), направлена на привлечение внимания к данным объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
В Письме ФАС России от 16.03.2012 N ИА/7867 "О рекламе на дорожных знаках" разъяснено, что к информации, направленной на формирование и поддержание интереса к определенному лицу и его продвижение на рынке относится указание следующей информации о лице: наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя или название торгового предприятия данного лица (независимо от указания вида деятельности), выполненное с использованием товарных знаков, логотипов или иных индивидуализирующих данное лицо обозначений, цветов: контактная информация о лице (почтовый адрес, телефон, адрес сайта, электронной почты и т.п.); характеристика, описание лица, его деятельности; информация о производимых или реализуемых товарах.
Согласно части 9 статьи 40 Закона о рекламе требования к рекламе, особенности размещения, распространения рекламы в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года устанавливаются Законом о чемпионате мира по футболу.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о чемпионате мира по футболу в период с наступления даты за один месяц перед датой проведения соответствующего спортивного соревнования до наступления даты, следующей после даты финального матча, а также в период с наступления даты за два дня перед датой предварительной или финальной жеребьевки до наступления даты, следующей после даты окончания соответствующей жеребьевки, размещение, распространение рекламы в местах осуществления мероприятий и на расстоянии ближе чем две тысячи метров от внешних границ мест осуществления спортивных соревнований, а также в воздушном пространстве над такими местами допускаются только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченной организацией FIFA либо получения от FIFA или уполномоченной организации FIFA письменного согласия на осуществление указанной деятельности.
Временной период, о котором идет речь в части 1 статьи 18 указанного Закона о подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, установлен с 14.05.2018 (первый футбольный матч в рамках чемпионата мира по футболу состоится 14.06.2018) по 16.07.2018 (15.07.2018 - дата финального матча).
Распространение рекламы на расстоянии ближе чем две тысячи метров от внешних границ места осуществления спортивных соревнований - стадиона "Екатеринбург-Арены" - зафиксировано актами от 04.06.2018, то есть в обозначенный временной период в определенной зоне.
При этом антимонопольный орган указывает, что у ЗАО "Фьючер медиа" осуществляющей распространение рекламы на вышеуказанных рекламных конструкциях отсутствуют договоры с FIFA или уполномоченной организацией FIFA либо письменное согласие FIFA или уполномоченной организации FIFA на осуществление указанной деятельности.
Для регламентирования организации и проведения Кубка Мира ФИФА 2018, Кубка Конфедерации ФИФА 2017 года между Администрацией города Екатеринбурга, международной федерацией футбола (ФИФА) и Автономным некоммерческой организацией "Организационный комитет Россия 2018/2022" (ЛОК) было подписано Соглашение с Принимающим городом, заключенное в 2012 году.
В Администрации города Екатеринбурга вопросы организации мероприятий Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года были отнесены к Комитету по организации значимых общероссийских и международных мероприятий (распоряжение от 12.12.2013 N 3229-р "Об утверждении Положения о Комитете по организации значимых общероссийских и международных мероприятий Администрации города Екатеринбурга.
14.11.2017 ЗАО "Фьючер Медиа" была подана заявка в адрес Председателя указанного Комитета о согласовании размещения рекламной информации на рекламных конструкциях в границах двух километровой зоны внешних границ места осуществления спортивных соревнований в период с 14.05.2018 по 16.07.2018.
Запрос ЗАО "Фьючер Медиа" о возможности размещения рекламной информации на рекламных конструкциях расположенных на расстоянии ближе чем две тысячи метров от внешних границ мест осуществления спортивных соревнований в период с 14.05.2018 по 16.07.2018 был направлен в АНО "Организационный комитет Россия 2018/2022".
Письмом N 18558-ЛОК-02 от 17.05.2018 АНО "Оргкомитет "Россия - 2018" выражено согласие на размещение рекламы третьих лиц, не являющихся конкурентами коммерческих партнеров FIFA на рекламных конструкциях расположенных в двухкилометровой зоне стадиона "Екатеринбург Арена" в нематчевые дни.
После получения согласия АНО "Оргкомитет "Россия - 2018", выраженного в письме N 18558-ЛОК-02 от 17.05.2018 ЗАО "Фьючер Медиа" с июня 2018 года возобновило размещение рекламной информации с учетом ограничений, предусмотренных в указанном письме.
АНО "Оргкомитет "Россия - 2018" по согласованию размещения рекламной информации во время проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в адрес Свердловского УФАС России было направлено письмо N 19668-ЛОК-02 от 28.06.2018, в котором указано, что в силу заключенного 20.12.2010 между Оргкомитетом и Международной федерацией футбольных ассоциаций (FIFA) соглашения "Об организации и проведении соревнований" Оргкомитет назначен FIFA в качестве организации, отвечающую за организацию и проведение соревнований в принимающей стране.
Также в указанном выше письме было указано, что согласие на размещение рекламной информации на условиях, изложенных в письме N 18558-ЛОК-02 от 17.05.2018, было получено Оргкомитетом непосредственно у FIFA и только после этого Оргкомитет направил информацию об этом в адрес Администрации города Екатеринбурга.
Таким образом, из материалов дела следует, что заявителем было получено письменное согласие по осуществление указанной деятельности, действия общества соответствовали условиям части 1 статьи 18 Закона о чемпионате мира по футболу, согласно которой в период с наступления даты за один месяц перед датой проведения соответствующего спортивного соревнования до наступления даты, следующей после даты финального матча, а также в период с наступления даты за два дня перед датой предварительной или финальной жеребьевки до наступления даты, следующей после даты окончания соответствующей жеребьевки, размещение, распространение рекламы в местах осуществления мероприятий и на расстоянии ближе чем две тысячи метров от внешних границ мест осуществления спортивных соревнований, а также в воздушном пространстве над такими местами допускаются только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченной организацией FIFA либо получения от FIFA или уполномоченной организации FIFA письменного согласия на осуществление указанной деятельности.
В письме Международной Федерации Футбола (заверенный перевод имеется в материалах дела) указано, что в неигровые дни размещать рекламу разрешено).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия заявителя не образуют нарушения, вменяемого обществу заинтересованным лицом, поскольку на размещение рекламы на рекламных конструкциях, расположенных на расстоянии ближе чем две тысячи метров от внешних границ мест осуществления спортивных соревнований в отношении рекламных конструкций в городе Екатеринбурге по ул. Ясная, 2, по ул. Малышева, 5, по пр-т Ленина, 24/8, ул. Радищева, 1, письменное согласие FIFA, а также уполномоченной организации FIFA на размещение рекламной информации, расположенных на торговых центрах в двухкилометровой зоне стадиона "Екатеринбург Арена", в нематчевые дни было получено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение антимонопольного органа недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены и им дана надлежащая оценка
Из части 1 статьи 3 Закона о чемпионате мира по футболу следует, что FIFA является единственным организатором спортивных соревнований и осуществляет свои полномочия по их подготовке и проведению в соответствии со своими требованиями к мероприятиям по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедераций FIFA, с соглашением о проведении спортивных соревнований.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о чемпионате мира по футболу Оргкомитет "Россия-2018" на основании соглашения о проведении спортивных соревнований осуществляет подготовку и проведение в Российской Федерации спортивных соревнований, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, требованиями FIFA к мероприятиям по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедераций FIFA, соглашением о проведении спортивных соревнований и заявочной книгой.
Оргкомитет "Россия-2018" является автономной некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией и Российским футбольным союзом в целях подготовки и проведения в Российской Федерации спортивных соревнований в соответствии с положениями соглашения о проведении спортивных соревнований и заявочной книги, а также требованиями FIFA к мероприятиям по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедераций FIFA (часть 1 статьи 4 Закона о чемпионате мира по футболу).
К основным полномочиям Оргкомитета "Россия-2018" относятся осуществление мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, требованиями FIFA к мероприятиям по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедераций FIFA, соглашением о проведении спортивных соревнований и заявочной книгой (пункт 1 часть 1 статьи 5 Закона о чемпионате мира по футболу).
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что Оргкомитет не является уполномоченной организацией FIFA, отклонены судом апелляционной инстанции как основанные на ошибочном толковании положений указанного законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Более того суд апелляционной инстанции учитывает также, что антимонопольным органом ни при принятии оспариваемого решения, ни при рассмотрении дела в арбитражном суде, доказательств, подтверждающих факт отсутствия надлежащего согласования, в нарушение положений статей 9, 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, не представлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 января 2019 года по делу N А60-57634/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.