г. Хабаровск |
|
15 апреля 2019 г. |
А37-2912/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Магаданнефто": Емельянов А.В. по доверенности от 06.04.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магаданнефто"
на решение от 23.01.2019
по делу N А37-2912/2018
Арбитражного суда Магаданской области,
принятое судьей Скороходовой В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магаданнефто"
к Тихоокеанскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о признании недействительным и отмене предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Магаданнефто" (далее - Общество, ООО "Магаданнефто") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Тихоокеанскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) о признании недействительным и отмене предписания от 15.10.2018 N 657/03, которым Обществу указано разработать план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А37-2912/2018. Решением суда от 23.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ООО "Магаданнефто" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы, ссылаясь на арбитражную практику, указывает на неверное толкование судом первой инстанции норм права.
В отзыве на апелляционную жалобу управление не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Тихоокеанское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя управления.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Выслушав пояснения представителя ООО "Магагданнефто", исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
ООО "Магагданнефто" имеет лицензию от 21.11.2013 серия МР-4 N 001141 на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, а именно - на выполнение работ по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через нефтебазу. Согласно приложению к лицензии, указанная деятельность осуществляется на части нефтепирса в бухте Нагаева морского порта Магадан и части причала N 7 морского порта Магадан.
В период с 18.09.2018 по 15.10.2018 управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Магаданнефто", в ходе которой управлением выявлено нарушение статьи 16.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ), постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Постановление N 1189), выразившееся в отсутствии Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт от 15.10.2018 N 657/2018.
Предписанием от 15.10.2018 N 657/03, направленным в адрес Общества, предписано в срок до 15.01.2019 разработать план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и принадлежащей зоне Российской Федерации.
Полагая, что предписание управления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества с сфере предпринимательской деятельности, ООО "Магаданнефто" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.
Погрузочно-разгрузочная деятельность включает в себя работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу и работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261 "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", перевалка грузов представляет собой комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление (временное хранение на складских площадках), или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта (положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193).
Воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов, относятся к внутренним морским водам (часть 2 статьи 1 Закона N 155-ФЗ).
Статья 16.1 Закона N 155-ФЗ устанавливает особенности эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведения буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, особенности осуществления деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в названии данной нормы деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море поименована как отдельный вид деятельности, вне зависимости от эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов.
Частью 1 статьи 16.1 Закона N 155-ФЗ предусмотрено, что эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, осуществление деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (далее - план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов).
Таким образом, при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море требуется наличие плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Поскольку заявитель осуществляет деятельность по перевалке нефтепродуктов (перегрузка с одного транспортного средства на другое) во внутренних морских водах (в морском порту Магадан), на него возлагается обязанность по составлению плана предупреждения и ликвидации разливов нефтепродуктов.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписания является реально исполнимым, и содержат четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить Обществу с учетом отраженных в акте проверки нарушений, что соответствует принципам конкретности и исполнимости властного предписания контролирующего органа.
Поскольку оспариваемое предписание вынесено в соответствии с законом и не нарушает права и законные интересы ООО "Магаданнефто", данные обстоятельства в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влекут отказ в удовлетворении требования о признании его незаконным.
Ссылка апеллянта на иную судебно-арбитражную практику по аналогичным, по его мнению, делам не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства с учетом представленных лицами, участвующими в деле, доказательств.
Таким образом, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 23.01.2019 по делу N А37-2912/2018 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.