г. Хабаровск |
|
15 апреля 2019 г. |
А73-11782/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Васильев": Дацук Ю.Ю. по доверенности от 01.04.2019;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Нагорная Е.В. по доверенности от 11.08.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Васильев"
на решение от 15.02.2019
по делу N А73-11782/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Васильев" (ИНН 2720022890, ОГРН 1022700860698)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Васильев" (далее - ООО "Васильев", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган) от 20.07.2017 N 6, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-11782/2017.
Решением суда от 15.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить, производство по делу о привлечении ООО "Васильев" к административной ответственности прекратить.
Заявитель считает решение незаконным и необоснованным, привел следующие доводы:
- в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения оно не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, могло быть признано малозначительным (к моменту вынесения оспариваемого постановления нарушения были устранены);
- поскольку административное наказание не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, а также может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, у суда первой инстанции имелись основания для снижения административного наказания.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Хабаровскому краю не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель антимонопольного органа отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Хабаровска проведен открытый конкурс на право осуществления услуг перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам N N 10, 24-1, 40, 56-1.
Извещение о проведении открытого конкурса опубликовано в газете "Хабаровские вести" 29.04.2016 и размещено на официальном сайте администрации города Хабаровска (www.khabarovskadm.ru) на странице управления транспорта 29.04.2016.
В извещении о проведении открытого конкурса указаны сведения, в том числе, дата начала действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - 29.08.2016, дата окончания свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - 29.08.2021, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, сроки, место и время приема конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, дата, место и время вскрытия конвертов с заявками, дата, место и время рассмотрения заявок и подведение итогов открытого конкурса.
С извещением опубликована конкурсная документация, включающая: заявку на участие в конкурсе по форме согласно приложению N 1 к Порядку, образец надписи на конверте с заявкой, документы, входящие в состав заявки, срок приобретения транспортных средств в случае отсутствия у претендента на праве собственности или на ином законном праве транспортных средств - до 29.08.2016, перечень критериев и оценок заявок на участие в конкурсе.
В заявке на участие в конкурсе по маршрутам N N 10, 24-1, 40, 56-1 ООО "Васильев" предложило для осуществления перевозок нужное количество автобусов большого класса, максимальным сроком эксплуатации 7 лет, имеющих наличие низкого пола, наличие оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, наличие информационных электрических табло в качестве указателей маршрута, наличие устройства автоматического информирования пассажиров, наличие громкой связи для оповещения пассажиров, наличие видеонаблюдения в салоне транспортного средства, кондиционеры.
При этом Общество дало обязательство по приобретению транспортных средств в установленные конкурсной документацией сроки - до 29.08.2016.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии N 12 от 11.08.2016 победителем открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам NN 10, 24-1, 40, 56-1 стало ООО "Васильев".
Осуществлять перевозки пассажиров по вышеуказанным маршрутам Общество начало с 29.08.2016.
ИП Чураков С.А. и ИП Шишак Н.А. полагая, что Обществом нарушено антимонопольное законодательство, выразившееся во введении конкурсной комиссии в заблуждение, путем размещения в составе заявки на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок недостоверных сведений о характеристиках транспортных средств, предлагаемых к осуществлению регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам N N 10, 24-1, 40, 56-1, обратились с заявлениями в УФАС по Хабаровскому краю.
Уполномоченным органом - Межрегиональным УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в результате осмотра установлено, что транспортные средства, осуществляющие перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам N N 10, 24-1, 40, 56-1, имеют иные характеристики, чем те, которые предусмотрены картами маршрутов регулярных перевозок.
23.06.2017 по факту нарушения антимонопольного законодательства в отношение ООО "Васильев" составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ. При составлении протокола присутствовал представитель Общества Ниценко Д.Я.
Определением от 23.06.2017 N 4/4607 рассмотрение дела N 04-3/9 об административном правонарушении назначено на 20.06.2017.
20.07.2017 УФАС по Хабаровскому краю вынесено постановление о назначении административного наказания N 6, которым ООО "Васильев" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ, назначен штраф в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недобросовестную конкуренцию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 Кодекса и частью 2 настоящей статьи, в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона недобросовестной конкуренции выражается в любых действиях хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ООО "Васильев" всех зависящих от него необходимых и достаточных мер по соблюдению действующего антимонопольного законодательства в материалы дела не представлено. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод, что за допущенное нарушение (введение конкурсной комиссии в заблуждение, путем предоставления в составе заявок недостоверных сведений относительно срока эксплуатации, характеристик предлагаемых к перевозкам транспортных средств по маршрутам N N 10, 24-1, 40, 56-1) Общество обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
В указанной части решение суда Обществом не оспаривается.
Существенных нарушений порядка и процедуры привлечения ООО "Васильев" к административной ответственности, влекущих нарушение его прав и влияющих на законность вынесенного административным органом постановления, судом не установлено.
Довод Общества о возможности применения к нему статьи 2.9 КоАП РФ рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Согласно указанной норме при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 Постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Между тем, действия Общества, нарушающие пункт 1 статьи 14.2 Закона N 135-ФЗ, привели к ущемлению прав иных участников конкурса.
Таким образом, рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.
Также не принимается во внимание довод Общества о наличии оснований для снижения размера административного штрафа.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
С целью соблюдения принципа справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, при решении вопроса о возможности снижения размера назначенного юридическому лицу административного штрафа необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Из приведенных положений в совокупности следует, что назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, является правом суда, административного органа, а не их обязанностью, и только в исключительных случаях - с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, а также иных имеющих существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельств.
Между тем, материалы дела не содержат исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, что позволило бы суду реализовать право на снижение размера назначенного обществу административного наказания ниже низшего предела.
Доказательств того, что примененное антимонопольным органом административное наказание носит карательный характер, либо явно противоречит принципам и целям административного наказания Обществом не приведено.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 15.02.2019 по делу N А73-11782/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.