г. Самара |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А65-25209/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бросовой Н.В.,
судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ягудиным Р.У.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Резервнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 января 2019 года по делу N А65-25209/2018 (судья Коротенко С.И.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Резервнефтепродукт" (ОГРН 1097746100187, ИНН 7709825967) к обществу с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" (ОГРН 1061644064371, ИНН 1644040195) о взыскании 27 000 рублей штрафа за сверхнормативный оборот вагонов,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ЛукойлТранс" (ОГРН 1087746837210, ИНН 7725642022),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Резервнефтепродукт" (далее -истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" (далее - ответчик) о взыскании 27 000 рублей штрафа за сверхнормативный оборот вагонов.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.08.2018 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик заявил ходатайство о пропуске срока исковой давности, просил в иске отказать.
Определением суда от 15.10.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 07.11.2018 к участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - ООО "ЛукойлТранс".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 января 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Резервнефтепродукт" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.01.2019 по делу N А65-25209/2018 и принять новый судебный акт. Взыскать с ООО "Татнефть-АЗС Центр" в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт": 27 000,00 рублей - штраф за сверхнормативное использование арендованных цистерн; 5 000,00 рублей - расходы по уплате госпошлины.
В апелляционной жалобе указывает, что необходимо считать срок исковой давности с момента, когда истец узнает о нарушении своего права, а узнал истец после получения претензии. Суд первой инстанции начало течения срока исковой давности по настоящему делу отсчитывал со дня начала сверхнормативного простоя цистерн, тем самым нарушил положения п. 1 ст. 200 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, а также с учетом позиции Верховного Суда РФ по указанной норме ГК РФ, начало течение срока исковой давности по настоящему делу не совпадает со днем нарушения права истца. Начало течения срока исковой давности по настоящему делу должно начинаться со дня получения истцом информации о нарушении своего права, а именно с момента получения претензии грузоотправителя с приложением реестра о сверхнормативных простоях цистерн. Исходя из этого требования истца были заявлены в пределах срока исковой давности (претензия грузоотправителя получена 26.01.2016, иск поступил в суд 15.08.2018).
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
От общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС Центр" поступил отзыв, согласно которому просили решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-25209/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание стороны не явились.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 13.07.2015 между сторонами заключено генеральное соглашение N 0302/15 -Р (для внутреннего учета договоров поставки, заключенных в ЗАО "СПбМТСБ") с целью обеспечения взаимодействия в соответствии с Правилами проведения организованных торгов в Секции "Нефтепродукты" Закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа".
В силу пункта 02.01 Правил договор заключается на основании заявок по результатам проведения торгов. В соответствии с условиями заключенного договора, содержащимися в выписке из реестра договоров, Правилах торгов и Спецификации биржевого товара, истец (поставщик по договору) обязуется передать, а ответчик (покупатель по договору) принять (выбрать) и оплатить биржевой товар в количестве и качестве, по номенклатуре, по ценам и срока поставки, установленным в договоре.
Согласно разделу 6 Правил отгрузка биржевого товара железнодорожным транспортом производится цистернами по действующей отгрузочной норме грузовой скоростью. Отгрузка отдельных товаров может производиться в иных специальных емкостях, например, вагонах, танк-контейнерах. Такая особенность отгрузки устанавливается Спецификацией биржевого товара. Поставщик осуществляет поставку Товара в цистернах парка ОАО "Российские железные дороги", либо цистернах парка ГО "Белорусская железная дорога", либо в арендованных цистернах. Право выбора принадлежности цистерн, в которых будет поставлен Товар, принадлежит Поставщику. Покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.19 настоящего Приложения N 01 к Правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на гружёный рейс, либо на иную станцию по усмотрению Поставщика. Технически исправными являются порожние вагоны, у которых исправны основные узлы и детали, что включает в себя: герметичность и целостность котла, рамы, надёжность крепления котла, техническая исправность колёсных пар и тормозной системы. Коммерчески пригодными являются опломбированные порожние вагоны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаков надписей и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливно-наливной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которыми произведены все действия, определённые Приказом МПС N 25 от 18.06.2003. В соответствии с пунктом 6.19 срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х (двух) суток. Срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату отправления порожней цистерны на станцию погрузки или другую станцию, указанную Поставщиком, согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной на возврат порожней цистерны в графе "Оформление приема груза к перевозке". Срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) определяется согласно записям в транспортных железнодорожных накладных (квитанций), либо согласно данным Главного вычислительно центра (ГВЦ) -филиала ОАО "РЖД", либо согласно данным из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате. Отсчет срока нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днём прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до момента отправки порожней цистерны на первоначальную станцию отправления либо на иную станцию, указанную Поставщиком. Неполные сутки считаются за полные.
В силу пункта 15.05 правил в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения Покупатель уплачивает Поставщику неустойку в размере 1 500 рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны; или возмещает документально подтвержденные расходы Поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми Поставщиком заключены Договоры на организацию транспортировки Товара Покупателя. Право выбора порядка определения неустойки (фиксированная сумма) или возмещение расходов принадлежит Поставщику.
Как указал истец, в процессе поставки ответчик допустил сверхнормативный простой вагонов N 51115350, N 57090037, N 51229649 прибывших на станцию назначения Чебоксары 03.08.2015, отправленных только 11.08.2015 (л.д.24).
Учитывая данное обстоятельство, истец направил в адрес ответчика претензию с требованием предоставить документы, подтверждающие факт отсутствия простоя цистерн, либо перечислить 27 000 рублей штрафа.
Поскольку ответчик требования претензии в добровольном порядке не исполнил, истец обратился в суд с настоящим иском.
Возражая относительно заявленных требований, ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, а также об отсутствии вины ответчика в простое вагонов, произошедшем по причине отсутствия перевозочных документов на отправку порожних вагонов в системе ЭТРАН.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статья 196 ГК РФ предусматривает, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Истец указал, что о нарушении своего права узнал из поступившей в его адрес претензии грузоотправителя 26.01.2016.
Однако, суд полагает данные доводы несостоятельными, поскольку в силу п. 06.19.3 Правил торгов, срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) определяется согласно записям в транспортных железнодорожных накладных (квитанций), либо согласно данным Главного вычислительно центра (ГВЦ) - филиала ОАО "РЖД", либо согласно данным из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате.
Поскольку оформление перевозочных документов производится через Автоматизированную базу ОАО "РЖД", следовательно, Истец должен был узнать о нарушении своих прав - в день отправления порожних вагонов, т. е. 10.08.2015 согласно представленной ЦФТО ОАО "РДЖ" информации о датах прибытия и отправления вагонов.
Ссылка Истца на отсутствие у него возможности знакомится с данными ГВЦ ОАО "РЖД", либо с информацией, содержащейся в накладных, так как он не является ни грузоотправителем, ни грузополучателем, не является основанием для увеличения срока исковой давности.
Исковое заявление подано в суд 15.08.2018.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 1 постановления Пленума от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 19.07.2016 N 1503-О, пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации сформулирован таким образом, что наделяет суд необходимыми полномочиями по определению момента начала течения срока исковой давности, исходя из фактических обстоятельств дела.
На основании, о наличии у истца права на взыскание штрафа стало известно 10.08.2015.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что иск предъявлен истцом за пределами срока исковой давности.
Однако судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с частью 6 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным. Как видно из материалов дела исковое заявление в суд поступило по почте. Следовательно, днем предъявления заявления следует считать дату сдачи его в отделение связи и указанную на входящем штемпеле почты на конверте (03.08.2018). (т. 1 л.д. 43)
Согласно части 5 статьи 114 АПК РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока, однако с 10.08.2015 г. (как правильно определил суд первой инстанции) три года истекает 10.08.2018 г., а подано на почту 03.08.2018 г..
Следовательно срок не пропущен заявителем.
Однако это не повлияло на правильность вынесение решения.
Простой вагонов N 51115350, N 57090037, N 51229649 на станции Чебоксары произошел по причине отсутствия перевозочных документов на отправку порожних вагонов в АС ЭТРАН, что подтверждается актами общей формы ГУ- 23 вц.
Поставка нефтепродуктов осуществлялась Истцом железнодорожным транспортом.
Пунктом 06.12. Правил торгов установлено, Поставщик осуществляет поставку Товара в цистернах парка ОАО "Российские железные дороги", либо цистернах парка ГО "Белорусская железная дорога", либо в арендованных цистернах. Право выбора принадлежности цистерн, в которых будет поставлен Товар, принадлежит Поставщику.
Согласно пункту 06.14. Правил торгов, Покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.19 настоящего Приложения N 01 к Правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на гружёный рейс, либо на иную станцию по усмотрению Поставщика. Технически исправными являются порожние вагоны, у которых исправны основные узлы и детали, что включает в себя: герметичность и целостность котла, рамы, надёжность крепления котла, техническая исправность колёсных пар и тормозной системы. Коммерчески пригодными являются опломбированные порожние вагоны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаков надписей и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливно-наливной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которыми произведены все действия, определённые Приказом МПС N 25 от 18.06.2003.
Согласно пункту 06.17. Правил торгов, Покупатель и его контрагенты обязуются не производить переадресовку железнодорожных цистерн и не предоставлять их третьим лицам, в том числе не осуществлять отправку порожних железнодорожных цистерн в адрес третьих лиц.
Условиями Договора не предусмотрена обязанность ООО "Татнефть-АЗС Центр" по оформлению накладных на возврат порожних вагонов. Напротив установлен запрет на отправку порожних вагонов в адрес третьих лиц.
Согласно транспортным железнодорожным накладным N ЭГ 342536, ЭГ 342475, ЭГ 342564, грузоотправителем является ООО "ЛУКОИЛ-Пермнефтеоргсинтез", собственник вагонов - ООО "ЛУКОЙЛ-Транс". Данные организации не являются сторонами по сделке, не являются Поставщиками. В связи с чем, исходя из условий п. 06.17 Правил торгов, ООО "Татнефть-АЗС Центр" не имел право распоряжаться порожними вагонами.
Груз, прибывший в адрес Грузополучателя-Чувашского филиала ООО "Татнефть-АЗС Центр", поступил по накладным, оформленным в АС (Автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов ОАО "РЖД") ЭТРАН.
Вагон N 51115350 прибыл на станцию Чебоксары по транспортной железнодорожной накладной ЭГ342536 03.08.2015 в 2133.
Вагон N 57090037 прибыл на станцию Чебоксары по транспортной железнодорожной накладной ЭГ342475 03.08.2015 в 2133.
Вагон N 51229649 прибыл на станцию Чебоксары по транспортной железнодорожной накладной ЭГ342564 03.08.2015 в 2133.
Указанные вагоны были приняты, разгружены и возвращены на выставочный путь в пределах, установленного Правилами торгов, двух суточного срока. Согласно Памяткам приемосдатчика N 3941 (на подачу) и N 4067 (на уборку) вагоны поданы на Чебоксарскую нефтебазу под разгрузку, слиты и возвращены на выставочный путь - 04.08.2015 г.
Согласно Актам общей формы ГУ-23ВЦ N 1/6435 и N 1/6622 вагоны простаивали с 04.08.2015 по 10.08.2015 г. на железнодорожных путях в ожидании оформления перевозочных документов, ввиду отсутствия заготовок в системе "ЭТРАН".
Нормами статьи 401 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданская ответственность сторон наступает только вследствие не исполнения или ненадлежащего исполнения принятых обязательств, при наличии умысла или неосторожности, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Условия договора не возлагают на ООО "Татнефть-АЗС Центр" ответственность за действия владельцев вагонов.
В соответствии с Приказом Минтранса Российской Федерации N 258 от 03.10.2011 г. "О внесении изменений в акты Министерства путей сообщения РФ" в "Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 28" были внесены изменения, в частности, добавлен пункт 25.5, который определяет моменты прекращения обязательств отправителя: "25.5. При приеме собственного порожнего вагона на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом перевозчика - подпись отправителя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" в момент уборки вагона. (действовавший на момент указанных правоотношений)
Следовательно, с момента получения приемосдатчиком ОАО "РЖД" уведомления от грузополучателя о завершении грузовых операций обязанности по возврату порожнего вагона считаются исполненными. Время и дата уведомления о завершении грузовых операция являются моментом прекращения обязательства по возврату порожнего вагона.
В соответствии с пунктом 10.1 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39, заполнить перевозочный документ при оформлении перевозки собственных порожних вагонов имеет право только владелец вагона или уполномоченное, собственником вагона, лицо.
Порядок отправки порожних цистерн, принадлежащих собственникам вагонов, регламентирован ОАО "РЖД" в документе от 09.10.2008 N 44 "Порядок взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных ЭПЦ". Указанный Порядок определяет технологию взаимодействия ОАО "РЖД" как перевозчика с собственниками вагонов и компаниями-операторами при оформлении перевозок принадлежащих им или используемых ими порожних вагонов повагонными, групповыми и маршрутными отправками в прямом железнодорожном сообщении с использованием электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью. Работникам компании-собственника вагона (вагонов) и компаниям- операторам открыт доступ к перечню со сведениями о прибывших вагонах с признаком по каждому вагону в системе ЭТРАН в том числе о причинах задержки отправления вагонов.
Согласно пункту 22 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 28, отправителем собственных порожних вагонов может являться: владелец вагона (в том числе оператор железнодорожного подвижного состава); грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на железнодорожную станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона.
В соответствии с пунктом 22 Правил оформить перевозочный документ и предъявить собственный порожний вагон к перевозке имеет право также любое лицо, имеющее полномочие или указание владельца вагона на предъявление порожнего вагона к перевозке, выданное в письменной форме, в том числе с использованием телеграфных или иных средств связи.
У ООО "Татнефть-АЗС Центр" отсутствовали полномочия или указания владельца спорных вагонов (Инструкции) на их предъявление к перевозке, напротив Правила торгов (п. 06.17) запрещает отправлять вагоны в адрес третьих лиц, в связи с чем, ООО "Татнефть-АЗС Центр" объективно не мог выступать отправителем этих вагонов, у грузополучателя отсутствовала возможность самостоятельно оформить указанные порожние вагоны для их отправки в обратном направлении.
Ответчик, несет ответственность за своевременную выгрузку груза и отправку порожнего вагона на станцию отправления. В случае возникновения обстоятельств, препятствующих своевременной отправке цистерн, покупатель, проявив должную степень осмотрительности, имеет возможность составить акт общей формы (ГУ-23) с указанием причин, вызвавших задержку их отправки.
Акты общей формы ГУ-23, подтверждающие задержку отправки порожних вагонов на станцию назначения по обстоятельствам, не зависящим от ответчика, были представлены в материалы дела.
Согласно акту общей формы ГУ-23ВЦ N 1/6435 от 04.08.2015 после выгрузки вагон был поставлен на простой по причине "в ожидании оформления перевозочных документов, ввиду отсутствия заготовок в системе "ЭТРАН". Дата и время начала простоя 04.08.2015 в 13:45.
Согласно акту общей формы ГУ-23вц N 1/6622 - окончание простоя в ожидании оформления перевозочных документов, ввиду отсутствия заготовок в системе "ЭТРАН" дата и время окончания простоя 10.08.2015 в 11:20.
В статье 44 Устава железнодорожного транспорта РФ указано, что после выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, владелец вагонов, который указан в транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза (далее - владелец вагона), или в течение двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов грузополучатель по указанию владельца вагонов обязан обеспечить уборку порожних вагонов с мест общего пользования либо предъявить порожние вагоны для перевозки, если договором между владельцем вагонов и владельцем инфраструктуры или владельцем железнодорожных путей необщего пользования не установлено иное.
Согласно действующему законодательству (Устава железнодорожного транспорта, Правил перевозок, Правил торгов) Грузополучатель для своевременного возврата вагонов должен совершить только действия технологического характера: своевременно выгрузить вагоны и доставить их в порожнем виде на выставочные железнодорожные пути для сдачи перевозчику.
Согласно транспортному законодательству обязанность по отправке порожних вагонов, в том числе и по оформлению перевозочных накладных на порожние вагоны возложена на собственника и (или) владельца вагонов.
Порожние вагоны были приняты перевозчиком для их последующей перевозке лишь после оформления владельцем вагонов в системе ЭТРАН перевозочных документов.
Исходя из условий Правил торгов исполнение обязательства по соблюдению нормативного срока нахождения вагонов у грузополучателя связано с исполнением Истца Владельца вагонов, встречного обязательства по оформлению железнодорожных накладных на возврат порожних вагонов.
В связи с указанным, у ООО "Татнефть-АЗС Центр" отсутствовали полномочия или указания владельца спорных вагонов на их предъявление к перевозке, в связи с чем, ООО "Татнефть-АЗС Центр" объективно не могло выступать отправителем этих вагонов, у грузополучателя отсутствовала возможность самостоятельно оформить указанные порожние вагоны для их отправки в обратном направлении.
Какие-либо отметки в транспортных железнодорожных накладных (на перевозку нефтепродуктов) относительно последующей отправки порожних вагонов и станции, на которую их следовало направить, отсутствуют. Грузополучатель для своевременного возврата вагонов должен совершить только действия технологического характера: своевременно выгрузить вагоны и доставить их в порожнем виде на выставочные железнодорожные пути для сдачи перевозчику.
Согласно транспортному законодательству обязанность по оформлению перевозочных накладных на порожние вагоны возложена на собственника и (или) владельца вагонов.
Порожние вагоны были приняты перевозчиком для их последующей перевозке лишь после оформления владельцами вагонов в системе ЭТРАН перевозочных документов.
Между тем, как видно из материалов дела, ответчик не является собственником вагонов. Условия договора также не возлагают на ответчика обязанность по оформлению перевозочных документов.
В рассматриваемом случае у ответчика отсутствовали полномочия или указания владельца спорных вагонов на их предъявление к перевозке, в связи с чем ответчик объективно не мог выступать отправителем вагонов.
Какие-либо отметки в транспортных железнодорожных накладных относительно последующей отправки порожних вагонов и станции, на которую их следовало направить, также отсутствуют.
Исследовав представленные ответчиком документы и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что прибывшие вагоны были разгружены ответчиком и переданы для осуществления отправки в предусмотренный договором срок, а их последующий простой был связан исключительно с ожиданием оформления владельцами (собственниками) вагонов перевозочных документов для дальнейшего следования этих вагонов. При этом у ответчика отсутствовала техническая возможность самостоятельно оформить указанные порожние вагоны для их отправки в обратном направлении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности истцом обстоятельств, на которые он сослался в обоснование заявленных исковых требований.
Каких-либо других доводов о наличии оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что оснований для отмены обжалуемого истцом решения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 января 2019 года по делу N А65-25209/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Бросова |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.