15 апреля 2019 г. |
Дело N А84-3768/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А |
|
судей |
|
Рыбиной С.А., |
|
|
|
Чертковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевой А.С.
при участии представителей:
от Федерального государственного унитарного предприятия "13 судоремонтный завод Черноморского Флота" Министерства обороны Российской Федерации - Щеглова М.Е. на основании доверенности N 31-3 от 09.01.2019;
от Федерального казенного учреждения "Военный Комиссариат города Севастополя" - Гвай М.А. на основании доверенности N 2719 от 25.10.2018;
в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания представителя Министерства обороны Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Севастополя" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.01.2019 по делу N А84-3768/2018 (судья Морозова Н.А.) по исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "13 судоремонтный завод Черноморского Флота" Министерства обороны Российской Федерации к Федеральному казённому учреждению "Военный Комиссариат города Севастополя" о взыскании расходов,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "13 судоремонтный завод Черноморского Флота" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Военный Комиссариат города Севастополя" (далее - Учреждение, Военный комиссариат) о взыскании компенсации расходов, связанных с выплатой среднего заработка работающим гражданам в связи с вызовом их военным комиссариатом для решения вопросов о воинском учете, в сумме 308 781,02 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 23.01.2019 исковые требования ФГУП "13 судоремонтный завод Черноморского Флота" МО РФ удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда, ФКУ "Военный Комиссариат города Севастополя" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование своей жалобы апеллянт ссылается на то, что при проведении расчетов истцом нарушена методика расчета среднемесячного заработка, кроме того ответчиком были установлены факты не прибытия работников на медицинское освидетельствование в комиссариаты города Севастополя; также апеллянт указывает на невозможность возмещения в текущее время истцу суммы расходов, связанных с выплатой заработной платы и страховых взносов за 2016 год.
В судебном заседании 09.04.2019 представитель апеллянта просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить; представитель ответчика просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу ФГУП "13 судоремонтный завод Черноморского Флота" МО РФ следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.01.2019 - без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в 2016 году граждане в количестве 57 человек, находящиеся в трудовых отношениях с ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ, призваны и направлены на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, с сохранением за ними среднего заработка по месту постоянной работы.
Предприятием работникам начислен и выплачен средний заработок в общей сумме 308 781,02 руб., выплата среднего заработка работникам, проходившим военные сборы, подтверждается расчетными листками.
Для возмещения расходов, связанных с выплатой средней заработной платой и страховых взносов за время исполнения работниками воинских обязанностей, Предприятие направило Военному комиссариату письмо N 31-13/4982 от 18.07.2018 с приложением счета на оплату компенсации и документов, подтверждающих понесенные расходы, а именно копий: справок о фактически начисленной суммы среднего заработка на время исполнения государственных обязанностей, табелей учета рабочего времени, справок о среднем заработке работников, приказов об освобождении от работы на время исполнения государственной обязанности, расчетных листков, повесток.
Заявление оставлено Военным комиссариатом без исполнения, что явилось причиной обращения Предприятия с иском в Арбитражный суд города Севастополя.
Суд удовлетворил заявленные требования, исходя из следующего.
В силу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ) предусмотрено, что граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно пункту 3 вышеуказанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона).
Факт нахождения указанных граждан на военных сборах подтверждается копиями повесток с соответствующей отметкой, копиями приказов начальника ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ "Об освобождении от работы на время выполнения государственных обязанностей", также предоставленным сторонами Актом сверки вызывавшихся работников Предприятия в отделы Военного комиссариата города Севастополя (т.5, л. 39-41).
Согласно Приложению N 1 к Акту сверки общая сумма расходов к возмещению составляет 282 819, 46 руб.
Исходя из системного толкования перечисленных норм, суд первой инстанции пришел к верным выводам о том, что в период мероприятий, связанных с призывом на военную службу, работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются; средний заработок, выплачиваемый в период проведения названных мероприятий, облагается страховыми взносами, и работодатель несет обязанность по выплате заработной платы исходя из фонда оплаты труда с соответствующими отчислениями в страховые фонды.
Поскольку доказательства компенсации истцу указанных расходов в порядке статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены, суд правомерно удовлетворили требования ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ о взыскании с Военного комиссариата города Севастополя в возмещение расходов 282 819,46 руб.
Таким образом, при рассмотрении спора суд принял расчет учитывающий только заработную плату работников, прибывших в районные отделы Военного комиссариата, поэтому соответствующий довод апеллянта является несостоятельным.
Доводы Военного комиссариата о невозможности возмещения истцу суммы расходов, связанных с выплатой средней заработной платы и страховых взносов, поскольку бюджетный год 2016 завершен, отклоняется на основании того, что зависимость указанных выплат не установлена от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов, подлежащих возмещению. Финансирование мероприятий, предусмотренных Законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Общий срок исковой давности истец не нарушен.
Довод апеллянта относительно применения неправильного расчета среднего заработка несостоятелен в силу следующего.
Согласно статье 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Кодексом, устанавливается единый порядок его исчисления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Положение N 922), согласно пункту 2 которого для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
К таким выплатам относятся, в частности: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В силу пункта 4 Положения N 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы, производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
В соответствии с пунктом 13 Положения N 922 при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок.
Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 Положения N 922, на количество часов, фактически отработанных в этот период.
Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащих оплате. Учреждение доказательств неверного исчисления истцом среднего заработка не представило.
Произведенный истцом расчет компенсации соответствует имеющимся в материалах дела документам о выплате заработной платы работникам, проходившим военные сборы в спорный период, основан на правильном применении вышеуказанным норм права, а также абзацу первому подпункта "а" пункта 25 Положения, включающему в состав компенсации помимо заработной платы, в том числе соответствующие начисления на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что с него неправомерно взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины, ввиду того, что он освобожден о ее уплаты, является несостоятельной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 и частью 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации после уплаты заявителем государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются. Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы (к которым относится и государственная пошлина), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, после прекращения отношений заявителя с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения дела судом возникают отношения между сторонами судебного спора по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых включается уплаченная сумма государственной пошлины.
Взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежной суммы, равной понесенным им судебным расходам.
То обстоятельство, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ФКУ "Военный комиссариат города Севастополя" освобождено от уплаты государственной пошлины, не является основанием для отказа истцу в возмещении его судебных расходов. Законодательство не предусматривает освобождения государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов стороне в случае, если решение принято не в их пользу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу п. 1 ст. 333.37 НК РФ ФКУ "Военный комиссариат города Севастополя" как учреждение, выполняющее отдельные функции органа государственной власти, освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, поэтому государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.01.2019 по делу N А84-3768/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Севастополя" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ольшанская Н. А. |
Судьи |
Рыбина С. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.