Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июля 2019 г. N Ф07-7728/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А56-95320/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ракчеевой М.А.,
судей Изотовой С.В., Тимухиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нетрусовой Е.А.,
при участии:
от истца: генеральный директор Норокос М. (протокол общего собрания участников от 11.01.2019) и представитель Корчагина Ю.А. (доверенность от 28.11.2018);
от ответчика: представитель Степанкевич Е.В. (доверенность от 15.10.2018);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (регистрационный номер 13АП-1414/2019) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2018 по делу N А56-95320/2018 (судья Кротов С.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фортуна", место нахождения: 198330, Санкт-Петербург, ул. Десантников, д. 15, ОГРН 1027806066628, ИНН 7811107131 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), об уменьшении квартальной арендной платы за земельный участок площадью 4185 кв. м с кадастровым номером 78:40:8307А:8, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Десантников, уч. 1 (юго-западнее пересечения с Ленинским пр.), начиная с 10.01.2017 до 35 003 руб. 34 коп. в соответствии с ведомостью его инвентаризации по функциональному использованию территории от 06.03.2017 N 46577Г-17/1, составленной по состоянию на 22.02.2017, а также внесении соответствующих изменений в договор от 09.09.2010 N 8/ЗКС-000142 аренды названного участка на инвестиционных условиях.
Решением от 28.11.2018 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить судебный акт и вынести новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, арендная плата по договору рассчитывалась на основании отчета о рыночной и инвестиционной стоимости, между тем данный отчет Обществу для ознакомления не представлялся; в действительности истец был введен в заблуждение относительно реальной рыночной стоимости арендной платы за земельный участок; изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении спорного договора, произошло после получения истцом спорной ведомости инвентаризации участка по его функциональному использованию, которая была составлена подведомственным Комитету государственным унитарным предприятием "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости".
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Комитата просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению городским имуществом (в настоящее время Комитет, арендодатель) и Общество (арендатор) на основании постановления правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство) от 27.07.2010 N 976 (далее - Постановление N 976) в сентябре 2010 года заключили сроком до 30.07.2012 договор 8/ЗКС-000142 аренды земельного участка площадью 4185 кв. м с кадастровым номером 78:40:8307А:8, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Десантников, уч. 1 (юго-западнее пересечения с Ленинским пр.), для осуществления инвестиционного проекта по проектированию и строительству многоэтажной автостоянки (паркинга).
В пункте 4.1 договора его стороны определили общий размер арендной платы на период его действия, установленный пунктом 9.1 договора, в соответствии с отчетом от 16.03.2010 N Р-18-1/10 о рыночной и инвестиционной стоимости комплекса прав на сдаваемый в аренду объект недвижимости, который составил 14 900 000 руб. за 23 месяца пользования участком (с 09.09.2010 по 30.07.2012).
В силу пункта 4.3 договора если по окончании периода его действия он будет возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок, исполнение обязательства по внесению арендной платы осуществляется путем перечисления денежных средств поквартально равными долями, уплачиваемыми не позднее 10-го числа первого месяца оплачиваемого квартала (в первом квартале календарного года - не позднее 31-го января).
Согласно пункту 6.2.16 договора в случае изменения площади фактического землепользования арендатор обязуется за свой счет обеспечить проведение необходимых землеустроительных работ и представить арендодателю уточненный кадастровый паспорт участка вместе с ведомостью площадей по функциональному использованию по установленной форме в течение месяца с момента изменения такой площади. В этой ситуации арендодатель вправе в одностороннем порядке изменить размер арендной платы.
В разделе 10 договора стороны согласовали порядок его изменения и расторжения, указав, что любые дополнения и изменения в него оформляются дополнительными соглашениями.
Впоследствии в связи с принятием Правительством постановлений от 25.12.2012 N 1378 и от 28.01.2015 N 22 срок реализации инвестиционного проекта дважды продлевался на основании дополнительных соглашений от 13.05.2013 N 1 и от 07.02.2015 N 2 - сначала до 31.10.2013, потом до 31.12.2016.
Поскольку по окончании определенного в договоре срока в отсутствие возражений со стороны арендодателя, Общество продолжило пользоваться арендуемым участком, договор в силу статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) возобновился на неопределенный срок.
В декабре 2015 года Службой государственного строительного надзора и экспертизы выдано разрешение на строительство Обществом автостоянки на арендуемом земельном участке за номером 78-008-0201.1-2015.
В марте 2017 года ГУП ГУИОН по заказу Общества была составлена ведомость инвентаризации предоставленного ему участка по функциональному использованию территории от 06.03.2017 N 46577Г-17/1, из которой видно, что размер квартальной арендной платы за данный участок, рассчитанный в соответствии с постановлением Правительства от 26.11.2009 N 1379 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 1379) по коду функционального использования 10.1 (строительство жилых и нежилых объектов, тип 1 (строительство многоэтажной автостоянки)), не превышает 35 003 руб. 34 коп.
Получив указанную ведомость, Общество неоднократно обращалось в адрес Комитета с просьбами учесть представленный им расчет арендной платы (письма от 09.03.2017 N 28/4), пересчитать с первого квартала 2017 года размер арендных платежей (письмо от 01.06.2017 N 31/4), разъяснить, каким образом была рассчитана предусмотренная договором арендная плата (письмо от 30.01.2018 N 8), а также рассмотреть вопрос о внесении изменений в договор в соответствующей части и оформить к нему дополнительное соглашение (письмо от 16.04.218 N 22).
В ответ на данные обращения Комитет в письмах от 04.07.2017 N 69198-32, от 19.03.2018 N 17370-39, от 18.06.2018 N 43044-32 сослался на то, что в отсутствие документов, подтверждающих ввод многоэтажной автостоянки (паркинга) в эксплуатацию на спорном земельном участке, оснований для применения представленной Обществом ведомости инвентаризации не имеется, а величина квартальной арендной платы в соответствии с ранее направлявшимся Комитетом уведомлением от 19.03.2018 N 17368-39 на основании пункта 4.3 договора равна 1 943 478 руб. 26 коп. (14 900 000 руб./23 месяца (срок строительства) х 3 месяца (количество месяцев в квартале)).
Не согласившись с указанным расчетом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что спорный договор заключался в порядке, предусмотренном Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43), а решение о корректировке размера платы Правительством не принималось, отказал в иске.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из постановления Правительства N 976 видно, что земельный участок предоставлялся Обществу в аренду на основании Закона N 282-43.
Как следует из пункта 1 статьи 1 Закона N 282-43, он устанавливает порядок и условия предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для целей осуществления инвестиционной деятельности, если результатом такой деятельности является вновь созданное недвижимое имущество (новая вещь).
В силу пункта 1 статьи 9 названного Закона предоставление объектов недвижимости по общему правилу осуществляется за плату.
При этом размеры платежей устанавливаются, в том числе, на основе начальной цены права на заключение инвестиционного договора и рыночной стоимости арендной платы за земельный участок (пункт 2 этой же статьи).
Изложенное подтверждается положениями пункта 4.1 договора, где прямо указано на то, что общий размер арендной платы рассчитан в соответствии с отчетом от 16.03.2010 N Р-18-1/10 о рыночной и инвестиционной стоимости комплекса прав на спорный земельный участок.
Таким образом, с учетом положений пункта 4.3 договора размер арендной платы за земельный участок, используемый Обществом за пределами срока реализации инвестиционного проекта, подлежал исчислению исходя из условий договора, а основания для применения методики определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 21.11.2007 N 608-119, на основании которой Обществом осуществлен расчет арендной платы, требование об изменении размера которой заявлено в иске, отсутствовали.
Доказательств, подтверждающих необходимость применения иного порядка исчисления размера арендной платы, чем тот, что предусмотрен договором, в частности, что инвестиционный проект, для реализации которого истцу предоставлялся земельный участок, завершен, Общество не представило.
Договор в пункте 6.2.16 предусматривает возможность изменения размера арендной платы исключительно в результате изменения площади фактического землепользования и функционального использования. Между тем из представленной самим Обществом ведомости инвентаризации видно, что участок по состоянию на февраль 2017 года (спустя почти 7 лет после его предоставления в пользование) до сих пор используется под строительство автостоянки (Кфи 10.1).
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2018 по делу N А56-95320/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.