г. Самара |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А72-18373/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А., с участием:
от открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" - представитель не явился, извещено,
от Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.02.2019 по делу N А72-18373/2018 (судья Овсяникова Ю.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" (ОГРН 1067327027899, ИНН 7327039640), г.Ульяновск,
к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (ОГРН 1197325000014, ИНН 7325163755), г.Ульяновск,
о признании недействительным предписания от 12.10.2018 N У-167,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района" (далее - заявитель, ОАО "ГУК Засвияжского района") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным (незаконным) и отмене предписания Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее - Министерство) N У-167 от 12.10.2018.
Определением от 15.01.2019 суд первой инстанции в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произвел замену Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области в связи с реорганизацией.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "ГУК Засвияжского района" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает на то, что в соответствии с п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491), собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом, а также на то, что принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в этом доме, в связи с чем управляющая организация не должна была самостоятельно устранять выявленные недостатки, обнаруженные в ходе проведения внеплановой проверки содержания общего имущества многоквартирного дома по ул. Богдана Хмельницкого, д.1/19, г.Ульяновска.
Податель жалобы считает, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права, выводы суда противоречат материалам дела.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 13.02.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "ГУК Засвияжского района" - без удовлетворения
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании ст.ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "ГУК Засвияжского района", действующее на основании лицензии N 073-000056 от 03.03.2015, выданной Главрегионнадзором Ульяновской области, осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: ул.Богдана Хмельницкого, д.1/19 в г.Ульяновске в соответствии с договором управления от 01.06.2008.
12.10.2018 на основании распоряжения заместителя министра промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 08.10.2018 N 001226/У-167 в связи с поступившей от жителя квартиры N 18 жалобы проведена внеплановая проверка в отношении ОАО "ГУК Засвияжского района" в рамках лицензионного контроля по факту несоблюдения лицензионных требований в части неисполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, которые не обеспечивают надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома по ул. Богдана Хмельницкого, д.1/19, г.Ульяновска.
В ходе проверки выявлены нарушения п.п. "а", "б" п.3, п.13 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162, ч. 3 ст. 192 ЖК РФ, п. 10, 11 Правил N491, абз. 1, 2, 3 п. 4.6.1.1, п. 4.6.1.2, абз. 1,8 п. 5.1.3, абз. 1,2,3,10,12 п. 5.5.6, абз. 1,3,4 п. 4.2.1.1, п.3.8.3, п. 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), п. 1.1, п. 2,4,2.7, 2.9 Приложения N2 условий договора управления от 01.06.2018 б/н, а именно:
- имеются следы протечки кровли над залом квартиры N 18 (на потолке, стене по месту расположения окна, люстры);
- имеются следы протечки кровли над спальной комнатой N 1 квартиры N 18 (на потолке, стене);
- имеются следы протечки кровли над спальной комнатой N 2 квартиры N 18 (на потолке, стене);
- имеются следы протечки кровли над кухней квартиры N 18 (на потолке, стене);
- кровля над квартирой N 18 дома N 1/19 двухскатная, асбестоцементная (шиферная), имеет просветы, недостаточный напуск листов шифера друг на друга;
- разрушение кирпичной кладки дымовентиляционного канала по месту расположения квартиры N 18;
- отсутствует теплоизоляция на трубопроводе системы отопления в чердачном помещении;
- в чердачном помещении по месту расположения подъезда N 2 имеется бытовой мусор, куски старых труб;
- ненадлежащее содержание придомовой территории (непроведение спила деревьев) по месту расположения квартиры N 18;
- ненадлежащее содержание потолочного покрытия в зале квартиры N 18 (прогибы деревянных элементов потолочного покрытия);
- ненадлежащее содержание наружных стен (наличие влаги) по месту расположения квартиры N 18.
По результатам проверки составлен акт от 12.10.2018 N У-167, на основании которого 12.10.2018 ОАО "ГУК Засвияжского района" выдано предписание N У-167 об устранении выявленных нарушений. Срок устранения выявленных нарушений -12.11.2018.
ОАО "ГУК Засвияжского района" не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его недействительным (незаконным) и отмене.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ОАО "ГУК Засвияжского района" суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме понимается комплекс работ и услуг, направленных на его поддержание в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (пункт 14 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Суд первой инстанции правильно отметил, что в силу Правил N 170 организация, обслуживающая жилищный фонд, должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
В силу абз. 1,2,3 п.4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
- защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
- воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий.
Согласно п. 4.6.1.2. Правил N 170 следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
В силу абз. 1,8 п.5.1.3 Правил N 170 для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности тепловой изоляции трубопроводов горячей воды, расположенных в подземных каналах, подвалах, чердаках, а также в санитарно-технических кабинах.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора ( п. 5.5.6 Правил N 170).
Организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом) ( п. 5.5.12 Правил N 170).
Согласно п. 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или на договорных началах - специализированной организацией (п. 3.8.3 Правил N 170).
Суд первой инстанции верно указал на приложение N 2 к Правилам N 170, которым регулируются сроки устранения недостатков, в том числе протечки в отдельных местах кровли, которые подлежат устранению управляющей организацией в течение 1 суток.
В решении суд первой инстанции правильно указал на минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Перечень N290).
Пунктом 7 раздела 1 Перечня N 290 предусмотрены работы, выполняемые для надлежащего содержания стен и крыш многоквартирных домов:
- проверка кровли на отсутствие протечек;
- при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение.
Пунктом 15 Перечня N 290 предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Пунктом 25 Правил N 290 предусмотрены работы по содержанию придомовой территории, в том числе ее уборка.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе:
- соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Исходя из п. 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и т.д.
Пунктами 16 и 17 вышеназванных Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил N 491).
Из материалов дела следует, что ОАО "ГУК Засвияжского района" является управляющей организацией, с которой собственниками многоквартирного дома N 1/19 по ул.Б.Хмельницкого в г. Ульяновске заключен договор управления многоквартирным домом от 01.06.2008 (далее - Договор).
Пунктом 1.1 данного договора установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 31.01.2007 собственники передают, а управляющая компания принимает полномочия по управлению многоквартирным домом в целях:
- обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями собственниками;
- надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома;
- обеспечения реализации решения вопросов пользования общим имуществом собственников.
В соответствии с абз. 1 п. 3.1.2 Договора управляющая компания обязуется осуществлять функции по управлению многоквартирным домом в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, регулирующими данные отношения: обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Суд первой инстанции исходил их того, что согласно п. 2.4, 2.6, 2.9 Приложения N 2 к договору управления работы по ремонту отдельных участков кровли, по частичному ремонту стен, по внутренней отделке отдельных участков в подъездах, технических помещений, систем относятся к текущему ремонту, выполняются в рамках оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за которые собственники жилых помещений оплачивают ежемесячно.
Таким образом, управляющая организация должна нести ответственность за ненадлежащее содержание и ремонт данного жилищного фонда в силу договора, даже без принятия общим собранием собственников специальных решений о проведении каких-либо работ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 6464/10 от 29.09.2010, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно ст.154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение входит плата за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что неотложные работы по текущему ремонту общего имущества - в данном случае устранение протечек кровли и влагозащиту наружной стены дома, восстановление кирпичной кладки по месту расположения квартиры N 18, как и проведение спила веток деревьев, уборка чердачного помещения, ремонт деревянных элементов перекрытий и восстановление теплоизоляции - должны выполняться независимо от наличия решения собственников МКД.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что ОАО "ГУК Засвияжского района", являясь лицом, ответственным за содержание общего имущества в спорном многоквартирном жилом доме, не исполнило возложенные на него действующим законодательством Российской Федерации обязанности, допустило нарушение вышеуказанных норм и правил, что было выявлено в ходе проверки и для устранения которых выдано соответствующее предписание.
Судом первой инстанции было установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Засвияжского района г.Ульяновска от 07.12.2018 по делу N 12-56/2018 ОАО "ГУК Засвияжского района" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16.01.2019 данное постановление оставлено без изменения.
В рамках указанного выше дела установлено нарушение ОАО "ГУК Засвияжского района" лицензионных требований по управлению домом N 1/19 по ул.Б.Хмельницкого г.Ульяновска, в том числе выразившееся в выявленном нарушении герметичности кровли по месту расположения кв. N 18.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, в связи с чем принял решение об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "ГУК Засвияжского района" требований.
Довод подателя жалобы о том, что управляющая организация не должна была самостоятельно устранять выявленные недостатки, обнаруженные в ходе проведения внеплановой проверки содержания общего имущества многоквартирного дома по ул. Богдана Хмельницкого, д.1/19, г.Ульяновска, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку суд первой инстанции обосновал обязанность управляющей организации устранять выявленные недостатки с указанием на действующие нормы законодательства.
Следовательно, изложенные в апелляционной жалобе доводы не могут повлиять на законность принятого решения, поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, применив при этом необходимые нормы материального права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
С учетом вышеизложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 рублей в соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы и подлежат взысканию в связи с предоставленной отсрочкой.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.02.2019 по делу N А72-18373/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" (ОГРН 1067327027899, ИНН 7327039640), г.Ульяновск, в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.