г. Киров |
|
17 апреля 2019 г. |
Дело N А29-14085/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми Северного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.02.2019
по делу N А29-14085/2018, принятое судом в составе судьи Гайдак И.Н.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Карповой Светланы Владимировны (ОГРНИП 304110136000278, ИНН 110103189156)
к Территориальному отделу автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми Северного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
индивидуальный предприниматель Карпова Светлана Владимировна (далее - заявитель, ИП Карпова С.В., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми Северного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ответчик, Территориальный отдел, административный орган) от 28.09.2018 N 831, в соответствии с которым Предприниматель привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде предупреждения.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.02.2019 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе административный орган со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства дела настаивает на отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Подробно доводы Территориального отдела изложены в апелляционной жалобе.
ИП Карпова С.В. письменный отзыв на апелляционную жалобу административного органа не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.03.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.03.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 02.08.2018 на основании распоряжения и рейдового задания от 30.07.2018 N 102 Территориальным отделом осуществлен осмотр пассажирского автобуса марки ПАЗ-32053 (регистрационный знак АВ629/11), находившегося под управлением водителя Ларукова А.В. и следовавшего по регулярному пригородному маршруту N 17 "Корткерос-Пезмог" (л.д.31-36).
В ходе проверки административным органом установлено, что согласно представленному водителем транспортного средства путевому листу от 02.08.2018 N 1349 на вышеуказанном транспортном средстве ИП Карпова С.В. осуществляла регулярную перевозку пассажиров по пригородному маршруту N 17 "Корткерос-Пезмог". При этом договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров по пригородным и междугородним маршрутам у Предпринимателя отсутствовал. Данное обстоятельство квалифицировано ответчиком как нарушение заявителем требований статьи 5 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Закон N 67-ФЗ). Результаты осмотра отражены в акте осмотра транспортного средства от 02.08.2018 (л.д.40).
11.09.2018 по данному факту уполномоченным должностным лицом Территориального отдела в отношении ИП Карповой С.В. составлен протокол об административном правонарушении N 876, которым деяние Предпринимателя квалифицировано по части 1 статьи 11.31 КоАП РФ (л.д.21).
28.09.2018 по результатам рассмотрения указанного протокола и иных материалов дела уполномоченное должностное лицо Территориального отдела вынесло в отношении Предпринимателя постановление N 831, которым признало последнего виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ, и назначило наказание в виде предупреждения (л.д.22-23).
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, ИП Карпова С.В. обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, требование Предпринимателя удовлетворил, признав незаконным оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из положений части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, соблюдения процедуры производства по административному делу, возлагается на административный орган.
Частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом.
На основании части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
По смыслу положений частей 1, 2 статьи 25.1, статей 25.5, 28.2, пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, а также пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" протокол об административном правонарушении составляется, а дело об административном правонарушении рассматривается уполномоченным должностным лицом административного органа в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, либо его представителя (защитника), чьи права на представление интересов данного лица подтверждены в установленном законом порядке. В отсутствие указанных лиц названные процессуальные действия совершаются только в случае, если упомянутые лица надлежащим образом извещены о времени и месте их совершения.
Данные положения КоАП РФ направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Соответственно, хотя присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и не является обязательным, у административного органа к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении должны быть в наличии достоверные данные о его надлежащем извещении.
Из материалов настоящего дела видно, что оспариваемое постановление вынесено в присутствии представителя ИП Карповой С.В. Карпова С.Н. по доверенности от 01.01.2018 N 1 (л.д.22-23, 61). Предприниматель при рассмотрении административного дела не присутствовала, как и не присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении, несмотря на надлежащее уведомление о времени и месте его составления (л.д.21).
Исследуя вопрос об извещении заявителя о времени и месте рассмотрения административного дела, суд первой инстанции установил и ответчиком не оспаривается, что извещение о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении содержалось в протоколе от 11.09.2018 N 876. Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих об извещении ИП Карповой С.В. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, административным органом в дело не представлено, на наличие таковых в апелляционной жалобе не указано.
Вместе с тем протокол об административном правонарушении получен Предпринимателем только 13.10.2018, после вынесения оспариваемого постановления от 28.09.2018 (л.д.59-60). Соответственно, Карпова С.В. не была уведомлена о рассмотрении административного дела.
Факт явки представителя Карпова С.Н. по доверенности от 01.01.2018 N 1 на рассмотрение административного дела не подтверждает надлежащее извещение Предпринимателя о времени и месте совершения указанного процессуального действия.
Так, в пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
В рассматриваемом случае из доверенности от 01.01.2018 N 1 не следует право Карпова С.Н. представлять интересы Предпринимателя в ходе производства по конкретному делу об административном правонарушении в Территориальном отделе.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал, что указанная выше доверенность носит общий характер и не может служить доказательством надлежащего извещения заявителя о времени и месте рассмотрения административного дела. Равно как и явка представителя по общей доверенности, вопреки мнению административного органа, не подтверждает факт извещения заявителя о времени и месте совершения конкретного процессуального действия.
Таким образом, ответчиком не приняты необходимые и достаточные меры для уведомления лица, привлекаемого к ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение при производстве по делу об административном правонарушении требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные ответчиком процессуальные нарушения являются существенными, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, оказалось лишено возможности в полном объеме воспользоваться своими процессуальными правами при рассмотрении административного дела, в том числе правом давать объяснения по делу.
С учетом изложенного выше следует признать, что административным органом нарушены предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела. Возможность устранения допущенных недостатков отсутствует.
Оснований для иных суждений апелляционный суд, вопреки позиции административного органа, в рассматриваемом случае не имеет.
Таким образом, постановление Территориального отдела от 28.09.2018 N 831 правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.02.2019 по делу N А29-14085/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.02.2019 по делу N А29-14085/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми Северного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.