17 апреля 2019 г. |
Дело N А83-10329/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 апреля 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мунтян О.И., судей Баукиной Е.А. и Зарубина А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дьяченко М.С., лица, участвующие в деле явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2018 года по делу N А83-10329/2018 (судья Осоченко И.К.) по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (295493, Республика Крым, г. Симферополь, пгт. Грэсовский, ул. Монтажная, д. 11) к индивидуальному предпринимателю Духовскому Александру Владимировичу (354348, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Молокова, д. 3 кв. 48; 354348, Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Молокова, д. 44, оф. 102) о расторжении контра,
установил:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к индивидуальному предпринимателю Духовскому Александру Владимировичу о расторжении Контракт N 0575200001518000007-0778172-05 на поставку канцелярских товаров от 14.03.2018, взыскании расходов на оплату государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которых просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что судом первой инстанции не применена норма права подлежащая применению. Считает, что поставщик не верно интерпретировал условия контракта, что выразилось в поставке товара не соответствующему по условиям контракта.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2019 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 15 час. 15 мин., 06.03.2019.
06.03.2019 судебное разбирательство отложено на 10.04.2019.
В судебное заседание 10.04.2019 лица, участвующие в деле, явку своих уполномоченных представителей не обеспечили.
Согласно статье 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии апелляционной жалобы к производству, самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, коллегия посчитала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - Продавец, истец) и Индивидуальным предпринимателем Духовским Александром Владимировичем (далее - Поставщик, ответчик) заключен Государственный контракт N 0575200001518000007-0778172-05 от 14.03.2018 (далее - Контракт).
В соответствии п. 1.3. Контракта Поставщик в порядке и на условиях предусмотренных настоящим контрактом, обязуется передать Заказчику, либо указанному им грузополучателю канцтовары (далее - Товар), а Заказчик обязуется оплатить и обеспечить приемку Товара согласно условиям, определенным в настоящем контракте.
Ассортимент, количество и цена подлежащей поставке конкретной партии товара, определяется сторонами в Приложении N 1 (техническое задание), являющегося неотъемлемой частью настоящего контракта (п.1.2. Контракта).
Согласно п. 1.3. Контракта Поставщик обязан поставить Товар в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента выставления Заказчиком Заявки. При просрочке поставки Товара более 10 (десяти) календарных дней, Заказчик вправе отказаться от принятия Товара.
Пунктом 2.4. Контракта предусмотрено, что отпуск и приёмка Товара по количеству осуществляется при помощи средств измерений Поставщика и Покупателя. При отсутствии претензий по количеству Покупатель принимает Товар по данным, указанным в товарной накладной (ТОРГ-12). Товарная накладная, подписанная уполномоченными представителями Поставщика и Заказчика, отражает фактически переданное количество Товара. После проставления подписи представителя Заказчика на товарной накладной претензии по количеству полученного Заказчиком Товара Поставщиком не принимаются.
В соответствии с 4.1. Контракта цена на Товар включает оплату всех обязательств Поставщика по оплате Товара, в том числе оплату всех расходов по перевозке, страхованию, налоговых сборов, информационного обслуживания и других обязательных платежей.
Общая цена настоящего Контракта составляет 98 855,35 руб., НДС не предусмотрено (п.4.4. Контракта).
Согласно 4.5. Контракта Расчёты между сторонами производятся путём перечисления денежных средств на расчётный счёт Поставщика на основании предъявленных счёта-фактуры и товарной накладной за отпущенный Товар в течение 30 (тридцать) календарных дней с момента подписания акта приема-передачи товара.
Пунктом 6.1. Контракта предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а)10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б)5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей з: 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Истец направил в адрес ответчика 11.04.2018 года Заявку N 296, согласно которой просит ответчика в срок до 01.05.2018 года поставить следующий товар: Бумагу SvetoCopy : описание товара формат А4, цвет бумаги - белый, белизна -96% (ГОСТ), 146% (CIE), плотность -80г/м2, 500 листов в пачке - 5 пачек в упаковке; единица товара : уп.; количество товара 150; цена за ед. товара, в руб. 197, сумма, в руб. 29550; ИТОГО 29550,00 рублей.
Данная заявка ответчиком была получена, что последним не отрицается, поставка товара была осуществлена ответчиком 03.05.2018 года.
В связи с тем, что ответчик просрочил поставку товара, истец начислил ответчику пеню в размере 1928, 14 руб., которую просил в судебном порядке взыскать с ответчика.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
В процессе рассмотрения данного спора ответчик добровольно оплатил пеню в размере 1928,14 руб. истцу, что подтверждается копией платежного поручения N 580 от 27.07.2018 (л.д. 82).
В связи с чем истец в процессе рассмотрения данного дела представил суду заявление об изменении своих исковых требований (л.д. 62), согласно которому уточнил свои исковые требования, сняв с рассмотрения суда требование о взыскании с ответчика пени в размере 1928, 14 руб. в связи с ее добровольной оплатой ответчиком.
Таким образом предметом рассмотрения является требование о расторжении контракта.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Возникшие между сторонами отношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 531 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии со статьей 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В силу части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 2 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ исполнитель, поставщик в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими законами или договором.
Пункт 2 статьи 450 и статья 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что договор может быть изменен по требованию одной из сторон в судебном порядке, в том числе при существенном нарушении договора другой стороной, в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором, а также в связи с существенным изменением обстоятельств.
Согласно части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Статьей 513 ГК РФ установлено, что принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Как полагает истец, ответчик исполнил перед истцом все свои обязательства по Государственному Контракту по поставке всех канцелярских товаров за исключением поставки бумаги, как указывает истец - в количестве 150 упаковок.
Истцом в материалы дела представлена заверенная надлежащим образом копия Товарной накладной N 373 от 28.04.2018 (л.д. 89) (далее - ТН) за подписью отправителя ИП Духовского АВ., в которой отражено следующее: бумага SvetoCopy А4/80г/м2 500л; код ФР-00016387, наименование - упак; код по ОКЕИ - 778; количество (масса нетто) 150,00; цена, руб. коп. - 197,00 руб., сумма без учета НДС, руб. коп. - 29 550,00.
Истец, утверждает, что товар по данной накладной действительно поступил в адрес истца - получателя груза, однако истец, не согласившись с количеством поставленного товара (бумаги), документально такой товар не принял - до настоящего времени поступивший от ответчика товар по ТН N 373 находится на территории истца и ответчику не был возвращен.
Пунктом 2.4. Контракта предусмотрено, что отпуск и приёмка Товара по количеству осуществляется при помощи средств измерений Поставщика и Покупателя. При отсутствии претензий по количеству Покупатель принимает Товар по данным, указанным в товарной накладной (ТОРГ-12).
Коллегия судей отмечает, что истец (в случае его несогласия с количеством поставленного ответчиком товара), исходя из положений как статьи 513 ГК РФ, так и п.2.4 Государственного контракта, обязан был незамедлительно уведомить поставщика о якобы имевшем место несоответствиях товара (бумаги) по количеству, однако, как усматривается из материалов дела, истец никаких письменных уведомлений о несоответствии товара (бумаги) по количеству в адрес ответчика не направил.
При этом в Товарной накладной N 373 от 28.04.2018 ответчиком указано следующее количество поставленного товара - Бумага SvetoCopy А4/80г/м2 500л; код ФР-00016387, наименование - упак; количество - 150.
Следовательно, товар (бумага) поставлен в количестве 150 упаковок, что соответствует условиям Государственного Контракта.
Доказательств обратного истцом ни суду первой инстанции ни суду апелляционной инстанции не представлено, как и не представлено направления в адрес ответчика (незамедлительно) письменных Уведомлений о несоответствии поставленного товара истцу по количеству.
Претензия истца N 486 (л.д. 35) в адрес ответчика датирована 31 мая 2018 года, то есть была отправлена только лишь через 2 7 календарных дней после получения истцом товара, что, в свою очередь, не может свидетельствовать о понятии " незамедлительного" направления истцом в адрес ответчика письменного Уведомления о несоответствии поставленного товара истцу по количеству
Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд (пункт 1 статьи 525 ГК РФ). Данный вывод коллегия судей поддерживает.
Согласно статье 526 ГК РФ по государственному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Из материалов дела усматривается, что товар (бумага) в количестве 150 упаковок по ТН N 373 ответчиком истцу передан, однако до настоящего времени истцом не принят и не оплачен.
Согласно п. 1.3. Контракта Поставщик обязан поставить Товар в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента выставления Заказчиком Заявки. При просрочке поставки Товара более 10 (десяти) календарных дней, Заказчик вправе отказаться от принятия Товара.
Однако коллегией судей установлено, что просрочка поставки товара составила 2 дня (срок поставки до 01.05.2018 года, а фактически поступил товар истцу - 03.05.2018 года), в связи с чем исходя из положений п. 1.3. Контракта у истца отсутствует право отказаться от принятия товара, так как для такого отказа просрочка товара должна быть более 10 календарных дней.
Согласно пункту 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что со стороны ответчика ни поставки товара ненадлежащего качества, ни понятия "неоднократного" (то есть два и более раз) нарушения сроков поставки товаров. Данный вывод коллегия судей признает законным и обоснованным.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, судом установлено, что отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Оснований для безусловной отмены принятого судом первой инстанции судебного акта коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 декабря 2018 года по делу N А83-10329/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.