г. Хабаровск |
|
17 апреля 2019 г. |
А73-15898/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество "Управляющая компания": Панина Екатерина Геннадьевна, представитель по доверенности от 28.12.2018 N 11;
от Администрации Сельского Поселения "Село Ильинка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края: Ивлев Станислав Александрович, представитель по доверенности от 22.10.2018
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сельского Поселения "Село Ильинка" Хабаровского муниципального района Хабаровского Края
на решение от 26.12.2018
по делу N А73-15898/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Воронцовым А.И.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество "Управляющая компания" (ОГРН 1072720002035, ИНН 2720035441; место нахождения: 680539, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Мирное, ул. Клубная, д.3, пом. 1)
к Администрации сельского поселения "Село Ильинка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1032700250186, ИНН 2720006176; место нахождения: 680509, Хабаровский край, с. Ильинка, ул. Совхозная, 20)
о взыскании 542 917,40 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество "Управляющая компания" (далее - ООО "МО "УК", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации сельского поселения "Село Ильинка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация, ответчик) о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества (нежилые помещения) многоквартирного дома по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Ильинка, ул. Совхозная, д. 20 в размере 507 770,16 руб. за период с 01.01.2016 по 31.06.2018
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.12.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратился в Шестой арбитражный апелляционный с уд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный, которым взыскать с ответчика 167 084,70 руб.
В обоснование жалобы указывает, что исходя из системного толкования Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 реализация права на уменьшение платы за содержание и ремонт жилого помещения возможна не только посредством подачи акта, но и путем предоставления сведений, устанавливающих факт оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества.
Согласно представленным истцом документам сумма покрытия расходов на выполнение работ не соответствует заявленным исковым требования, в связи с чем, должна быть уменьшена.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 апелляционная жалоба принята к рассмотрению в судебное заседание на 11.04.2019 в 12 час. 30 мин., информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного суда в сети интернет.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение отменить, принять новый судебный акт.
Представитель истца просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с публичной информацией на основании части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", приказа Минрегиона России от 02.04.2013 N 124 "Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" на официальном сайте www.reformagkh.ru., ООО "МО "УК" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) в Хабаровском крае, в том числе по адресу: Хабаровский район, с. Ильинка, ул. Совхозная, д. 20
25.06.2008 между Администрацией и ООО "МО "УК" заключен договор управления многоквартирным домом N 428.
Согласно условиям заключенного договора управляющая организация принимает на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества МКД, обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания нанимателям жилых помещений, решения вопросов пользования общим имуществом многоквартирного дома (пункт 1.1.).
В соответствии с пунктами 3.1.3, 3.1.4 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений устанавливается органом местного самоуправления, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается Управляющей организацией в порядке, установленном Правительством РФ.
Пунктом 3.1.8 договора установлен срок внесения платежей: до 25 числа месяца, следующего за истекшим, - для физических лиц, до 15 числа текущего месяца на основании счета на оплату - для юридических лиц.
Поскольку ответчиком за период с 01.01.2016 по 31.06.2018 не оплачивались расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, истец направил претензию от 17.07. 2018 N 198/1 с требованием оплатить плату за ремонт и содержание общего имущества МКД.
Задолженности за содержание и ремонт по нежилым помещениям перед ООО "МО "УК" составила 507 770,16 руб.
В досудебном порядке задолженность оплачена не была, что явилось основанием для обращения истца в Арбитражный суд Хабаровского края с рассматриваемым иском.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс, ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
Статьей 210 ГК РФ, статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ). Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, на собственнике помещения лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
В части 1 статьи 158 Жилищного кодекса установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Несение собственником бремени расходов по содержанию общего имущества закон связывает не с фактом владения или пользования общим имуществом, а с размером доли собственника в общем имуществе.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно статьям 153, 158 Жилищного кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с положениями части 7 статьи 155 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, плату за помещение вносят этой организации.
Поскольку ответчик наравне с другими владельцами помещений в многоквартирном жилом доме является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом (части 7, 10 статьи 155 Жилищного кодекса) в процессе технического обслуживания дома, он должен оплатить расходы по содержанию и ремонту занимаемого нежилого помещения.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Исходя из положений указанных норм у собственника помещения в многоквартирном доме, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет.
Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
Нежилые помещения конструктивно связаны с остальными помещениями жилого дома, входящими в состав общего имущества и требующими технического обслуживания и ремонта.
Так, материалами дела установлено, что истец управлял в спорный период многоквартирным домом по адресу: Хабаровский район, с. Ильинка, ул. Совхозная, д. 20.
В подтверждение факта понесенных затрат на содержание и ремонт общего имущества МКД истцом представлены договоры с третьими лицами, акты выполненных работ (договор энергоснабжения от 28.09.2015 г. N 459/16,
договор теплоснабжения от 01.01.2017 г. N 3/1/05314/6409, соглашение к агентскому договору от 01.01.2017 г. N 416/ХТСК-14, договор ресурсоснабжения б/н от 01.07.2017 г. с МУП "Водоканал ХМР", договор N1/УК от 01.12.2016 г. с МУП "Осиновореченское", договор на вывоз ТБО N УК-01/15 от 01.02.2015, договор на вывоз ТБО N УК-01 /17 от 01.01.2017, договор на вывоз ТБО N УК-СДВ-18 от 01.04.2018, договор N69 от 06.06.2016, реестры, акты выполненных работ за 2016 - 2017 год, реестры, копии актов выполненных работ по 30.06.2018).
Факт оказания истцом услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме ответчиком документально не опровергнут.
Расчет платы за содержание и ремонт общего имущества произведен по тарифам, установленным органом местного самоуправления (Администрацией с. Ильинка) и нормативам, установленным уполномоченным органом субъекта РФ (Правительством Хабаровского края).
Нормативы: по холодной и горячей воде - Постановление Правительства Хабаровского края от 09 июня 2015 года N 130-пр, Постановление Правительства Хабаровского края от 19.05.2017 года N 198-пр, на отведение сточных вод - Постановление Правительства Хабаровского края от 19.05.2017 года N 198- пр, по электроснабжению - Постановление Правительства Хабаровского края от 19 июня 2015 года N 141-пр, Постановление Правительства Хабаровского края от 19.06.2017 года N 141-пр, содержание и ремонт - постановление Администрации сельского поселения "Село Ильинка" от 24.02.2014 года N 10, постановление Администрации сельского поселения "Село Ильинка" от 24.02.2014 года N 10.
Тарифы: по холодной воде - постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2016 г. N 47/37, постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.07.2017 г. N 19/2, по горячей воде - постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2015 г. N 39/7, постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2016 г. N47/111, по электроэнергии - постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2016 г. N 47/107, постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2016 г. N 47/107, постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2016 г. N 47/107, по водоотведению постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.07.2017 г. N 19/2.
За период с 01.01.2016 по 31.06.2018 размер задолженности составил 507 770,16 руб.
Расчет задолженности апелляционным судом проверен и признан верным.
Возражая против заявленных требований, а также в обоснование доводов апелляционной жалобы, ответчик сослался на некачественное оказание истцом услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома и оказание их не в полном объеме.
Согласно части 10 статьи 156 Жилищного кодекса изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
На основании пункта 6 Правил N 491 в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
В соответствии с пунктами 7, 8 Правил N 491 собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации. Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
В силу пункта 10 Правил N 491 в случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле, приведенной в данной норме.
В пунктах 15, 16 Правил N 491 установлено, что факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлены доказательства составления актов либо обращения к истцу с требованием об уменьшении размера платы в порядке установленном Правилами изменения размера платы.
Действующим законодательством наличие обязанности по несению бремени содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме не ставится в зависимость от фактически понесенных управляющей компанией расходов.
Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Указанный правовой подход содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности требований истца о взыскании задолженности по оплате услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Заявитель в апелляционной жалобе также указывает, что исходя из системного толкования Правил от 13.08.2006 N 491 реализация права на уменьшение платы за содержание и ремонт жилого помещения возможна не только посредством подачи акта, но и путем предоставления сведений, устанавливающих факт оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества.
Считает, что согласно представленным истцом документам сумма покрытия расходов на выполнение работ не соответствует заявленным исковым требования, в связи с чем, должна быть уменьшена.
Между тем, законодателем определен порядок предъявления требований к управляющей организации в случае выполнения работ по содержанию общего имущества ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (то есть их невыполнения).
Сведений об обращении ответчика к истцу в связи с неоказанием либо некачественным оказанием спорных услуг материалы дела не содержат.
Самостоятельно заключение ответчиком договоров с поставщиками не имеет правового значения в данном случае, поскольку в силу положений статьи 210 ГК РФ, статьи 39, статьи 158, статьи 155 ЖК РФ, пункта 28 Правил N 491 данное обстоятельство не освобождает собственника помещений в многоквартирном доме от бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26.12.2018 по делу N А73-15898/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.