г. Чита |
|
17 апреля 2019 г. |
Дело N А19-20190/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Ангарского городского округа "Ангарский водоканал" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2019 года по делу N А19-20190/2018 по заявлению муниципального унитарного предприятия Ангарского городского округа "Ангарский водоканал" (ОГРН 1033800517398, ИНН 3801006828) к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877) о признании недействительным предписания N 703/18 от 01.06.2018,
(суд первой инстанции: судья Куклина Л.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
муниципальное унитарное предприятие Ангарского городского округа "Ангарский водоканал" (далее - заявитель, МУП "Ангарский водоканал" или предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании недействительным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее также - Служба) N 703/18 от 01.06.2018 об устранении выявленных нарушений лицензионный требований.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2019 года в удовлетворении заявленного предприятием требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на предприятие правомерно возложена обязанность по принятию необходимых мер для устранения выявленных нарушений.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприятие обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая свое несогласие с ним.
Из апелляционной жалобы предприятия следует, что в период времени с апреля 2015 года по апрель 2018 года показания ИПУ ХВС и ИПУ ГВС потребителем передавались ежемесячно, расчет платы производился с учетом переданных показаний и нарушений в начисление платы со стороны заявителя не допущены.
Потребителем показания приборов учета не передавались в период с 01.07.2014 по 06.04.2015. Период с апреля 2015 года по апрель 2018 года не подлежит перерасчету, так как расчет ежемесячной платы за услуги производился с учетом передаваемых потребителем показаний приборов учета.
Служба отзыв на апелляционную жалобу не представила.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству. Предприятие представило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Службы от 17.04.2018 N 703 срп. должностными лицами надзорного органа в период с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут 01.06.2018 проведена внеплановая документарная проверка в отношении предприятия в части начисления платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению по жилому помещению N 93 в доме N 3, находящемся по адресу: г. Ангарск, квартал 206 за период с января 2015 года по апрель 2018 года.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 01.06.2018 N 703/18, а именно установлено нарушение требований пунктов 42 и 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
На основании результатов проверки должностным лицом отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги Службы заявителю выдано предписание N 703/18 от 01.06.2018, которым МУП "Ангарский водоканал" предписано устранить в срок до 10.10.2018 обнаруженные в ходе проверки нарушения - привести начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению по кв. 93 МКД N 3 в соответствии с действующим законодательством, а именно произвести перерасчет платы за период с 01.01.2015 по 30.04.2018 по холодному водоснабжению и водоотведению, исходя из переданных собственником показаний неиндивидуального прибора учета (далее - ИПУ). Предоставить в Службу подтверждающие документы.
Полагая, что вышеуказанное предписание Службы не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно возлагая обязанность по выполнению содержащихся в предписании требований, предприятие обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
На основании части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 N 594-пп, исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, лицензионному контролю, является служба государственного жилищного надзора Иркутской области.
Подпунктом 1 пункта 7 вышеуказанного Положения предусмотрено, что Служба в соответствии с возложенной на нее задачей в установленном порядке в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, в том числе к ограничениям изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (применению предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги).
Из материалов дела следует, что по информации МУП "Ангарский водоканал" квартира 93 в многоквартирном доме (далее - МКД) N 3, находящемся по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, 206 квартал с 2011 года оборудована индивидуальными приборами учета по холодному и горячему водоснабжению (далее - ИПУ ХВС, ГВС).
По информации предоставленной МУП "Ангарский водоканал" по квартире 93 в МКД N 3 за период с 01.01.2013 по 30.04.2018 от потребителя поступали несвоевременно.
По состоянию на 01.07.2014 показания по ИПУ ХВС составили 138 куб.м.
При анализе данных о переданных показаниях ИПУ ХВС в период с 06.04.2015 по 26.04.2018, а так же платежных документов по квартире N 93 МКД N 3 за указанный период, Службой установлено, что в нарушение пунктов 42, 61 Правил предоставления коммунальных услуг МУП "Ангарский водоканал" с 01.01.2015 года по 30.04.2018 не произвело перерасчет платы ХВС и водоотведение исходя из показаний ИПУ, предоставленных потребителем квартиры 93 МКД N 3.
В предписании Службой указаны установленные факты нарушений:
- по состоянию на 01.07.2014 показания по ИПУ ХВС составили 138 м3;
- 06.04.2015 собственником квартиры N 93 в МКД N 3 были переданы показания МПУ ХВС которые составили 158 м3.
Службой запрошены платежные документы за период с 01.01.2015 по 30.04.2018, при анализе которых установлено, что в платежном документе за апрель 2015 года индивидуальное потребление за ХВС выставлено в объеме 2 м3, за водоотведение в объеме 8 м3, при этом в графе "перерасчеты" перерасчет платы за коммунальные услуги ХВС и водоотведению за период с 01.08.2014 по 05.04.2015 года не произведен.
Так же при анализе платежных документов с 01.05.2015 по 30.04.2018 установлено, что перерасчет платы за ХВС и водоотведение исходя из показаний ИПУ, предоставленных собственником квартиры 93 в МКД N 3, МУП "Ангарский водоканал" в нарушение пунктов 42, 61 Правил предоставления коммунальных услуг не произвело, в платежных документах в графе "перерасчеты" сведения о перерасчетах отсутствуют..
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг.
Абзацем седьмым пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктами "ж" и "з" пункта 31 Исполнитель обязан:
принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;
В случаях, установленных настоящими Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания;
уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о:
- сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу;
- применении в случае непредставления потребителем сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в пункте 59 настоящих Правил.
Исполнитель имеет право осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета (подпункт "г" пункта 32).
Потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "к(1)" пункта 33).
Согласно подпунктам "г", "ж" и "и" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг предоставления коммунальных услуг потребитель обязан:
- в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;
- допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца;
- своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37).
Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (подпункт "б" пункта 59).
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил (пункт 60).
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (пункт 66).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что по адресу: г. Ангарск, квартал 206, дом N 3, квартира 93 установлены индивидуальные приборы учета с 2011 года, при этом собственник помещения не передавал показания приборов учета в период до апреля 2015 года, а в период с апреля 2015 года по апрель 2018 года показания ИПУ ХВС от потребителя поступали несвоевременно.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в связи с тем, что потребитель не предоставлял показания ИПУ заявителю в период до апреля 2015 года, заявитель производи расчет руководствуясь подпунктом "б" пункта 59, пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг следующим образом:
- в период с 01.01.2015. по март 2015 года согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции от 04.06.2015), исходя из норматива потребления и количества зарегистрированных граждан;
- в период с апреля 2015 года по апрель 2018 исходя из показаний ИПУ.
Как указано выше в силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу подпункта "к(1)" пункта 33 и пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель, как правильно указал суд первой инстанции, именно имеет право снимать и передавать, а исполнитель услуг обязан принимать от потребителей показания, то есть у потребителя это является правом, а не обязанностью.
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие проведение предприятием в соответствии с пунктами 82, 83 и 84 Правил предоставления коммунальных услуг проверок исполнителем услуг в спорный период.
Пунктом 61 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
Как установлено судом первой инстанции, согласно представленным документам показаний приборов учета по спорному жилому помещению по состоянию на 01.07.2014 показания по ИПУ ХВС составили 138 м3.
До апреля 2015 года собственник помещения не передавал показания приборов учета, вследствие чего, как правильно указал суд первой инстанции, оплата за ХВС в период с 01.01.2015 по март 2015 года рассчитывалась заявителем правомерно.
Вместе с тем, 06.04.2015 собственник помещения подал данные ИПУ ХВС, которые составили 158 м3, 30.04.2015 показания ИПУ ХВС составили 160 м3.
При анализе платежных документов за период с 01.01.2015 по 30.04.2018, проверкой установлено, что в платежном документе за апрель 2015 года индивидуальное потребление за ХВС выставлено в объеме 2 м3, за водоотведение в объеме 8 м3, при этом в графе "перерасчеты" перерасчет платы за коммунальные услуги ХВС и водоотведению за период с 01.08.2014 по 05.04.2015 года не произведен.
Кроме того, с апреля 2015 года по апрель 2018 года собственник подавал данные ИПУ ХВС раз в месяц либо раз в два месяца, следовательно, не предоставления сведений сроком более шести месяцев собственник не допускал.
Таим образом, как правильно указал суд первой инстанции, при получении показаний приборов учета от собственника помещения исполнитель услуг обязан произвести перерасчет пользования услугой по фактическим показаниям индивидуальных приборов учета на основании пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг.
Указанная правовая позиция подтверждена решением Верховного суда Российской Федерации от 16.02.2017 года N АКПИ16-1304.
На основании изложенного, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что оспариваемое предписание N 703/18 от 01.06.2018 принято Службой государственного жилищного надзора Иркутской области в соответствии с требованиями законодательства, обоснованно возлагает на предприятие обязанность по устранению выявленных нарушений, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к правомерному и мотивированному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2019 года по делу N А19-20190/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Ломако Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.