г. Пермь |
|
17 апреля 2019 г. |
Дело N А60-59834/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Подкорытовой Наталии Викторовны (ИНН 665907854390, ОГРН 316965800031488): не явились;
от заинтересованного лица - Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Подкорытовой Наталии Викторовны
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2019 года
по делу N А60-59834/2018,
принятое судьей Бушуевой Е.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Подкорытовой Наталии Викторовны
к Администрации города Екатеринбурга
о признании недействительным решения, выраженного в письме от 25.07.2018 N 29.2-17/1551,
установил:
Индивидуальный предприниматель Подкорытова Наталия Викторовна (далее - заявитель, ИП Подкорытова Н.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации города Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, Администрация), с учетом уточнения требований, о признании незаконным и не соответствующим законодательству РФ решения Администрации города Екатеринбурга, выраженного в письме от 25.07.2018 N 29.2-17/1551, а также об обязании Администрации города Екатеринбурга в 30-дневный срок с момента вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, принять решение об изменении статуса "перспективное" на "действующее" места размещения нестационарных торговых объектов: павильон "Продовольственные товары/продукты питания", площадью 30 кв.м., по адресу: г. Екатеринбург, пос. Шувакиш, ул. Денежская, д.31.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2019 года (резолютивная часть решения объявлена 30 января 2019 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права; Законом N 381-ФЗ не установлено, что заключение договоров на размещение НТО производится исключительно по результатам торгов; Порядок не предусматривает возможность устанавливать статус "перспективное" для мест, предложенных заявителями, так как перспективные места определяются заинтересованным лицом дополнительно для случаев отказа во включении в схему предложенных мест; в настоящее время порядок заключения договоров на размещение НТО отсутствует; хозяйствующие субъекты размещают НТО на основании схемы размещения, торги не проводятся, договоры на размещение не заключаются; требование о наличии договора в целях осуществления предпринимательской деятельности по указанному адресу не соответствует законодательству Российской Федерации.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ИП Подкорытова Н.В. обратилась в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением от 03.07.2018 N 10 о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО "город Екатеринбург" торгового объекта - павильон "Продовольственные товары/продукты питания", площадью 30 кв.м., по адресу: г. Екатеринбург, пос. Шувакиш, ул. Денежская, д. 31.
Администрация письмом от 25.07.2018 N 29.2-17/1551 указала, что комиссией принято решение о включении в схему размещения нестационарных объектов на территории МО "город Екатеринбург" места размещения павильона "Продовольственные товары" по адресу: г. Екатеринбург, пос. Шувакиш, ул. Денежская, д. 31. Статус места размещения нестационарного торгового объекта "перспективное". Порядок заключения договора на право размещения нестационарного объекта в перспективном месте размещения, включенном в схему размещения, утвержденную нормативным правовым актом органа местного самоуправления, должен быть определен Правительством Свердловской области, после принятия которого нужно направить заявление в уполномоченный орган для заключения договора на размещение. Фактическое размещение павильона "Продовольственные товары" по адресу: г. Екатеринбург, пос. Шувакиш, ул. Денежская, д. 31, возможно только при наличии договора.
Полагая, что решение Администрации, выраженное в письме от 25.07.2018 N 29.2-17/1551, является незаконным, ИП Подкорытова Н.В. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупности оснований для признания оспариваемого решения Администрации, выраженного в письме от 25.07.2018 N 29.2-17/1551, недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
К отношениям, возникающим между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношениям, возникающим между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, применяются нормы Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 3 и ч. 2 ст. 6 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В пунктах 1, 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
В пункте 2 данных Правил предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; г) повышение доступности товаров для населения.
При этом основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте (пункт 8 указанных Правил).
Постановлением Правительства Свердловской области 27.04.2017 N 295-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - Порядок N 295-ПП).
В соответствии с п. 12 Порядка N 295-ПП схема размещения представляет собой документ, состоящий из текстовой части в виде таблицы по форме согласно приложению к настоящему Порядку, определяющий существующие и перспективные места размещения нестационарных торговых объектов, включающий в себя сведения о нестационарном торговом объекте, адресных ориентирах, периоде размещения, специализации нестационарного торгового объекта, собственнике земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект, а также о компенсационных местах размещения нестационарного торгового объекта (далее - компенсационное место).
В силу п. 25 названного Порядка после опубликования решения органа местного самоуправления о разработке Схемы размещения физические или юридические лица, некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, иные заинтересованные лица вправе представить в орган местного самоуправления предложения о развитии сети нестационарных торговых объектов в части включения в Схему размещения мест размещения нестационарных торговых объектов, видов и типов нестационарных торговых объектов (далее - предложения о развитии сети нестационарных торговых объектов) в течение двух месяцев с даты опубликования указанного решения.
Орган местного самоуправления по окончании срока представления предложений о развитии сети нестационарных торговых объектов принимает решение о включении либо об отказе во включении в Схему размещения мест размещения нестационарных торговых объектов, видов и типов нестационарных торговых объектов.
Письменное уведомление о принятом решении направляется заявителю в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области в срок не позднее 15 рабочих дней со дня окончания срока представления предложений о развитии сети нестационарных торговых объектов.
Согласно пункта 32 Порядка N 295-ПП основанием для внесения дополнений (включение объектов нестационарной торговли) в схему размещения нестационарных торговых объектов являются, в том числе, заявления от субъектов предпринимательской деятельности с указанием конкретных предложений о включении в Схему размещения новых мест для размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 26 Порядка N 295-ПП основаниями для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения по заявлению субъектов предпринимательской деятельности являются: 1) наличие обстоятельств, указанных в п. 16 настоящего Порядка; 2) расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу; 3) расположение места размещения нестационарного торгового объекта, не обеспечивающее безопасность дорожного движения.
В пункте 27 Порядка N 295-ПП указано, что в случае отказа во включении в Схему размещения указывается конкретное основание отказа, а также предлагаются возможные варианты для включения в Схему размещения с учетом требований п. 16 настоящего Порядка и имеющихся свободных мест из числа перспективных, предусмотренных Схемой размещения.
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что предложение заявителя от 03.07.2018 N 10 о включении в схему размещения нестационарных объектов места размещения нестационарного объекта - павильона "Продовольственные товары/ продукты питания", площадью 30 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, пос. Шувакиш, ул. Денежская, 31 рассмотрено на заседании комиссии 24.07.2018, по результатам рассмотрения комиссией принято решение о включении места размещения нестационарного объекта в схему размещения нестационарного объекта со статусом "Перспективное".
Оспаривая указанное решение органа местного самоуправления, заявитель ссылается на то, что указание Администрацией на статус места размещения нестационарного объекта - павильона "Продовольственные товары/ продукты питания", площадью 30 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, пос. Шувакиш, ул. Денежская, 31, как "перспективное", является незаконным.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ, руководствуясь положениями вышеназванных норм права, пришел к выводу, что решение Администрации, выраженное в письме от 25.07.2018 N 29.2-17/1551, является правомерным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства. Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает, при этом отмечает следующее.
Согласно п. 4 Порядка N 295-ПП перспективное место размещения нестационарного торгового объекта - место размещения нестационарного торгового объекта, определенное в целях восполнения недостатка оказания услуг розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, удовлетворения потребности населения в доступности данных услуг.
Следовательно, любое новое место размещения нестационарного объекта включается органом местного самоуправления в Схему размещения НТО в целях восполнения недостатка оказания услуг розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, независимо от того, кто является инициатором включения такого места размещения нестационарного объекта в схему размещения (орган местного самоуправления, гражданин или хозяйствующий субъект), что соответствует целям разработки схемы размещения нестационарных объектов, определенным в пункте 3 Порядка.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии у заинтересованного лица установленной нормативными правовыми актами обязанности по включению в схему размещения нестационарных объектов места, ранее не включенного в нее и испрашиваемого заявителем.
Таким образом, оспариваемое решение администрации соответствует закону.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает нарушение прав заявителя оспариваемым решением органа местного самоуправления, поскольку заявление индивидуального предпринимателя рассмотрено, испрашиваемый нестационарный объект включен в схему размещения нестационарного объекта со статусом "Перспективное".
Апелляционным судом установлено, что Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19.12.2018 N 3092 утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Указанным документом предусмотрены перспективные места размещения нестационарных объектов, право на размещение нестационарных объектов в таких местах будет определяться по результатам торгов, участие в которых вправе принять и заявитель.
Строкой 298 органом местного самоуправления в схему размещения нестационарных торговых объектов как перспективное место размещения НТО включен павильон для продовольственных товаров адресу: пос. Шувакиш, ул. Денежская, 31, площадью 30,0 кв.м. с 01.01.2019.
Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 и статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона Свердловской области от 21 марта 2012 года N 24-ОЗ "О торговой деятельности на территории Свердловской области" Правительство Свердловской области и Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-ПП утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области, которым предусмотрен порядок заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (по результатам проведения торгов и без проведения торгов).
Из указанного следует, что для целей размещения НТО на испрашиваемое предпринимателем и включенное в схему как перспективное место в установленном порядке будут проводиться торги, по результатам которых с победителем будет заключен договор на размещение НТО.
Таким образом, доводы заявителя о незаконности решения и нарушении ее прав основаны на неверном толковании действующих нормативных правовых актов, по существу они сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для изменения которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований, указанных в ст. 201 АПК РФ, для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2019 года по делу N А60-59834/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.