16 апреля 2019 г. |
Дело N А83-15646/2018 |
Судья Яковлев А.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 января 2019 года по делу N А83-15646/2018 (судья Лукачев С.О.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым о признании незаконными решения,
установил:
Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с требованием о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.06.2018 N 36 (с учетом уточнения от 12.10.2018 (л.д. 32-33).
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 22.10.2018 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.01.2019 заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что решение фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.06.2018 N 36 является законным и обоснованным.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 апелляционная жалоба принята к производству. Жалоба рассмотрена в порядке ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба, отзыв на апелляционную жалобу, информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещены арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, 26.03.2018 Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым представил в пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М "исх." за февраль 2018 года.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым в отношении Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных ч. 2.2 ст. 11 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по результатам которой 08.05.2018 составлен соответствующий акт о выявлении правонарушения N 091S18180008299.
Согласно акту проверки N 091S18180008299 фондом выявлено нарушение ЦССИ ФСО России по Республике Крым законодательства Российской Федерации в части своевременного предоставления отчетности по форме СЗВ-М за февраль 2018 года.
На основании акта от 08.05.2018 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым вынесено решение от 18.06.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 36 за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2018 года в виде штрафа в размере 14 500,00 рублей.
16.07.2018 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым вынесено требование об уплате финансовой санкции N 091S01180016885 в сумме 14 500,00 рублей на основании решения N 36 от 18.06.2018, при этом срок уплаты установлен до 07.08.2018.
Не согласившись с указанным решением N 36 от 18.06.2018, Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым обратился в суд с данным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае у Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым отсутствовали правовые основания для привлечения Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым к ответственности, за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2018 года.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда первой инстанции с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8, статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Таким образом, установленный срок представления сведений о застрахованных лицах за февраль 2018 года - до 15.03.2018.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено применение финансовых санкций к страхователю в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона.
В нарушение требований Федерального закона N 27-ФЗ Центром специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым сведения по форме СЗВ-М "исходная" за февраль 2018 года представлены с нарушением установленного срока, а именно 26.03.2018.
Вместе с тем, судом учтено следующее.
С 01.01.2017 к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса) подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс).
Общие условия привлечения к ответственности за совершение правонарушения установлены статьей 108 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (пункт 1 статьи 110 Налогового кодекса).
Согласно статье 111 Кодекса обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти;
4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Как видно из приведенных положений законодательства, для выявления обстоятельства, исключающего вину лица в совершении правонарушения, необходимо установить причины нарушения страхователем срока представления сведений индивидуального персонифицированного учета (применительно к статье 17 Закона N 27-ФЗ). Установление указанных обстоятельств исключает привлечение страхователя к ответственности за совершенное правонарушение. При этом перечень соответствующих обстоятельств является открытым.
Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон N5485-1) предусмотрена возможность отнесения сведений к государственной тайне и введения ограничений на их распространение.
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью (статья 9 Закона N 5485-1).
В соответствии со статьей 16 Закона N 5485-1 допускается взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляемая органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 названного Закона находятся эти сведения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 и приказом Директора ФСО России от 27.12.2017 с 01.01.2018 сведения, раскрывающие списочную численность гражданского персонала, необходимые для предоставления в пенсионный фонд, относятся к категории сведений, составляющих государственную тайну, и не могут быть переданы посредством телекоммуникационных систем связи.
09.02.2018 Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым обращался в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым с заявлением о предоставлении разъяснений по порядку и срокам предоставления отчетных форм с грифом "секретно".
В ответ на данное заявление фонд письмом N 2937/01-05 уведомил о невозможности сдачи ему отчетности и необходимости организации предоставления сведений, содержащих государственную тайну, в особом порядке в филиал Первого отдела пенсионного фонда в городе Москве.
Ввиду отсутствия нормативных правовых актов, устанавливающих отдельный порядок предоставления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, составляющих государственную тайну, у центра отсутствовали правовые основания для направления сторонней организации данных сведений.
16.03.2019 директором ФСО России на основании рапортов подразделений ФСО России во избежание применения к его подразделениям штрафных санкций, внесены соответствующие изменения в Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в органах государственной охраны, и принято решение не засекречивать сведения, раскрывающие списочную численность гражданского персонала (вх. N 609 от 29.03.2018, л.д. 20-21).
В этой связи после рассекречивания сформированного отчета за февраль 2018 года последний направлен в фонд по телекоммуникационным каналам связи 26.03.2018.
Изложенное свидетельствует о том, что в рассматриваемой ситуации страхователь лишен был возможности исполнить обязанность по предоставлению сведений, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, надлежащим образом, так как существовала правовая неопределенность в вопросе о том, в какой форме они должны были быть представлены применительно к требованиям Закона N 5485-1.
Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины страхователя в совершении вменяемого ему правонарушения, что исключает привлечение его к соответствующей ответственности.
Доводы изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Ходатайство Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Республике Крым о приобщении к материалам дела дополнительных документов не подлежит удовлетворению на основании ч.2 ст. 272.1 АПК РФ.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 января 2019 года по делу N А83-15646/2018 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о ее распределении судом не рассматривается.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 АПК РФ постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 января 2019 года по делу N А83-15646/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.