г. Тула |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А23-7910/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.04.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от заявителя - управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001345598, ИНН 4026003620) - Минаева С.А. (доверенность от 09.01.2019 N 14д), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного предприятия Калужской области "Калугафармация" (г. Калуга) - Вертман О.А. (доверенность от 28.11.2018), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Аптечный склад "Тула" (г. Краснодар, ОГРН 1172375033841, ИНН 2310200204), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аптечный склад "Тула" на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.12.2018 по делу N А23-7910/2018 (судья Масенкова О.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аптечный склад "Тула" (далее - ООО "Аптечный склад "Тула", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - Калужское УФАС России, управление) о признании незаконными и отмене решения 10.10.2018 и предписания от 10.10.2018 по делу N 04-18к/2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное предприятие Калужской области "Калугафармация" (далее - ГП Калужской области "Калугафармация").
Решением Арбитражного суда Калужской области от 24.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Калужское УФАС России и ГП Калужской области "Калугафармация" возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
ООО "Аптечный склад "Тула" в судебное заседание представителей не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в адрес Калужского УФАС России 16.03.2018 поступило обращение ГП Калужской области "Калугафармация" на действия сети аптек "Аптечный склад".
В результате рассмотрения поступившего обращения по существу и изучения дополнительно собранных доказательств управлением установлено, что юридическим лицом, осуществляющим розничную реализацию лекарственных средств под наименованием "Аптечный склад", является ООО "Аптечный склад "Тула".
ООО "Аптечный склад "Тула" в своей деятельности (на фасадах аптек) использует наименование "Аптечный склад", что подтверждается актом осмотра аптечного пункта с наименованием "Аптечный склад", расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Театральная, д. 43/8, пом. 2.
Управление, установив, что использование обществом на аптеках наименования "Аптечный склад" способно ввести в заблуждение относительно продавца лекарственных препаратов, в соответствии со статьями 39.1 и 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) выдало обществу предупреждение от 17.04.2018 N ДК/92 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Неисполнение выданного предупреждения согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции явилось основанием для возбуждения 06.06.2018 в отношении ООО "Аптечный склад "Тула" дела N 04-18к/2018 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В адрес Калужского УФАС России 03.09.2018 поступили объяснения представителя ООО "Аптечный склад "Тула", в соответствии с которыми наименование "Аптечный склад" является коммерческим обозначением общества.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок), по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводился с особенностями, установленными пунктом 10.6 данного Порядка.
Согласно пункту 10.6 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.
Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке в качестве исходной информации антимонопольным управлением были использованы данные территориального органа Росздравнадзора по Калужской области; Министерства здравоохранения Калужской области, заявителя жалобы.
Пунктом 2.1 Порядка установлено, что временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.
ООО "Аптечный склад "Тула" зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет свою деятельность с 27.04.2017. По информации, полученной из Министерства здравоохранения Калужской области, с 23.10.2017 общество получило лицензию для осуществления лицензируемого вида деятельности по 6 адресам на территории города Калуги.
В Калужское УФАС России 16.03.2018 поступила жалоба от руководителя аптечного учреждения города Калуги на действия аптечной сети ООО "Аптечный склад "Тула", выразившиеся в использовании наименования "Аптечный склад", которое вводит в заблуждение потребителей.
В связи с вышеизложенным временным интервалом исследования был принят период со второго квартала 2017 года по второй квартал 2018 года.
Продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.
Согласно информации, полученной от Министерства здравоохранения Калужской области, в рассматриваемом временном интервале аптечные учреждения сети осуществляли деятельность по следующим адресам на территории города Калуги: ул. Театральная, д. 43/8, пом. 2; ул. Грабцевское шоссе, д. 130, пом. 143; ул. Луначарского, д. 53, кв. 1; ул. Рылеева, д. 21, пом. 3; ул. Тульская, д. 101, пом. 3; ул. Суворова, д. 116, стр. 6.
В данном исследовании управлением рассматривался лицензируемый вид деятельности - услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах деятельности сети аптечных учреждений общества на территории города Калуги.
Управлением географические границы рынка определены как границы деятельности сети аптечных учреждений общества, осуществляющие услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории города Калуги.
В состав хозяйствующих субъектов (продавцов услуги), действующих на товарном рынке, включены хозяйствующие субъекты, предоставляющие в рамках названных географических границ деятельности сети аптечных учреждений ООО "Аптечный склад "Тула" услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
Согласно данным, полученным от территориального органа Росздравнадзора по Калужской области, в рассматриваемый временной период действовало 20 лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, выданных хозяйствующим субъектам различных форм собственности.
Всего на территории области 6 аптек сети общества осуществляли деятельность под наименованием "Аптечный склад" в географических границах деятельности сети аптечных учреждений общества.
Деятельность хозяйствующих субъектов на одном товарном рынке с учетом продуктовых и географических границ может являться обстоятельством, свидетельствующим о наличии конкурентных отношений между этими субъектами.
Управлением сделан вывод о том, в рассматриваемом временном интервале имеются конкурентные отношения между всеми хозяйствующими субъектами, имеющими право на осуществление фармацевтической деятельности на основании полученных лицензий, осуществляющими услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах деятельности сети аптечных учреждений общества.
В ходе рассмотрения дела N 04-18к/2018 управлением было установлено, что в соответствии с лицензией ЛО-40-02-000962 от 23.10.2017 ООО "Аптечный склад "Тула" имеет право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с данной лицензией указаны места осуществления данной деятельности (6 мест на территории города Калуги). Все места осуществления деятельности ООО "Аптечный склад Тула" обозначены как аптечные пункты.
Использование в наименовании аптеки слова "Склад" может вызывать у потребителя неверное представление о том, что учреждение осуществляет либо оптовую торговлю препаратами, либо торговлю препаратами по цене более низкой, чем в розничной сети аптек; создает у третьих лиц ложное представление о своей квалификации как участника рынка. Указанные действия отвлекают потребителя от добросовестных субъектов предпринимательской деятельности и создают у потребителя определенное впечатление о продавце фармацевтической продукции, которое не соответствует действительности. Преимущество общества обеспечивается непосредственным информационным воздействием на потребителя. Ведение в заблуждение путем использования вывески "Аптечный склад" создает предпосылки к изменению спроса в пользу общества и предоставляет указанному хозяйствующему субъекту необоснованное конкурентное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности; оказывает негативное влияние на состояние конкуренции на рынке розничной реализации фармацевтической продукции, путем перераспределения спроса в пользу недобросовестного участника.
Рассматривая действия общества как акт недобросовестной конкуренции, выразившиеся во введении в заблуждение в отношении продавца товара путем использования в своей деятельности (на вывесках аптечных пунктов) наименования "Аптечный склад", управлением было вынесено решение от 10.10.2018, которым действия ООО "Аптечный склад "Тула" признаны нарушающими статью 14.2 Закона о защите конкуренции, а также нарушающими статью 10.bis "Конвенции по охране промышленной собственности" от 20.03.1883.
ООО "Аптечный склад "Тула" 10.10.2018 выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращении ООО "Аптечный склад "Тула" использования в своей деятельности по розничной реализации фармацевтической продукции (на вывесках аптечных пунктов) наименования "Аптечный склад".
Не согласившись с принятым решением и вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении: 1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей; 2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар; 3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя; 4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Из статьи 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности следует, что актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Частью 1 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.07.2010 N 553н утвержден список видов аптечных организаций:
1. Аптека: готовых лекарственных форм; производственная; производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.
2. Аптечный пункт.
3. Аптечный киоск.
В соответствии с частью 2 статьи 5 ГК РФ обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
Как следует из материалов дела, в соответствии с лицензией ЛО-40-02-000962 от 23.10.2017 общество имеет право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Все места осуществления деятельности общества обозначены как аптечные пункты.
Общество на территории Калужской области имеет 6 аптечных пунктов, в своей деятельности использует наименования "Аптечный склад".
Согласно толковому словарю Ожегова аптека - учреждение, в котором продаются (или изготовляются и продаются) лекарства, лечебные средства, предметы санитарии и гигиены; согласно толковому словарю - заведение, где приготовляют и продают лекарства; аптека - место продажи и приготовления лекарств (словарь иностранных слов русского языка).
Тогда как склад - специальное помещение для хранения чего-нибудь (толковый словарь Ожегова), запас чего-нибудь, большое количество каких-нибудь предметов, сосредоточенных, сложенных в одном месте, специально приспособленное помещение, место, здание, куда складываются и где хранятся запасы товара, материалов (толковый словарь Ушакова).
Использование таких обозначений как "оптовый склад", "аптечный склад", "оптовая база" для индивидуализации предприятий, осуществляющих складское хранение и оптовую торговлю, является обычаем делового оборота и обозначение "Аптечный склад" на предприятии розничной торговли создает ложное впечатление о своей квалификации как участника рынка.
Вывод управления о том, что использование наименования "Аптечный склад" не является общепринятым правилом среди субъектов, осуществляющих розничную продажу лекарственных средств, подтверждается материалами антимонопольного дела N 04-18к/2018 и указанным выше толкованием спорного наименования.
Использование в наименовании аптеки слова "склад" может вызывать у потребителя неверное представление о том, что учреждение осуществляет либо оптовую торговлю препаратами, либо торговлю препаратами по цене более низкой, чем в розничной сети аптек.
Подтверждением факта введения потребителей в заблуждение служит также проведенный Калужским УФАС России опрос, согласно которому большинство опрашиваемых граждан утвердительно ответило, что аптечные пункты с наименованием "Аптечный склад" осуществляют оптовую торговлю лекарственными препаратами, а также что указанные аптечные пункты могут осуществлять торговлю лекарственными препаратами по цене более низкой по сравнению с другими аптеками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1539 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет", если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Обозначение "аптечный склад", используемое ООО "Аптечный склад "Тула", не обладает достаточными различительными признаками, и является общеупотребимым (аптека, аптечный, склад).
Федеральной службой по интеллектуальной собственности 15.09.2017 зарегистрирован товарный знак N 630354. Правообладателем указанного товарного знака является индивидуальный предприниматель Анисимов В.Г.
Товарным знаком является определенное графическое изображение (в виде чемодана) на котором нанесена надпись "Аптечный склад", при этом данная надпись является неохраняемым элементом товарного знака, а не самим товарным знаком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: 1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являющихся общепринятыми символами и терминами; характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта; 4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Товарный знак N 630354 зарегистрирован за определенными классами МКТУ (05 и 44), в которые не входит деятельность по реализации фармацевтической продукции.
Общество до регистрации товарного знака N 630354 использовало на фасадах аптек обозначение "Аптечный склад".
То обстоятельство, что товарный знак N 630354 содержит слова "Аптечный склад" в качестве неохраняемого элемента подтверждает, что указанное словосочетание вошло во всеобщее употребление для обозначения товаров (в данном случае услуг) определенного вида.
На основании изложенного, учитывая, что аптечные пункты, принадлежащие обществу, являются пунктами розничной торговли лекарственными средствами, суд первой инстанции обоснованно заключил, что создается угроза введения в заблуждение относительно продавца указанных товаров (его квалификации как участника рынка).
Судом области также правомерно отклонен довод общества о нарушении управлением порядка определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Как следует из материалов дела N 04-18к/2018, при определении состава хозяйствующих субъектов управление руководствовалось данными, представленными Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калужской области и Министерством здравоохранения Калужской области, которые являются лицензирующими органами и в их компетенцию входит, в том числе ведение сводного реестра лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов.
Согласно пункту 12 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" информация, относящаяся к осуществлению фармацевтической деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня: а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности; б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии; в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Следовательно, полный перечень хозяйствующих субъектов, являющихся мелкооптовыми покупателями и, одновременно, продавцами на данном товарном рынке, доступен для свободного изучения.
В соответствии с пунктом 10.6 Порядка проведения анализа, определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, осуществляются в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.
То есть, управлению в соответствии с названным пунктом Порядка не было необходимости выявлять всех хозяйствующих субъектов - конкурентов общества, а необходимо было установить конкурентные отношения между заявителем жалобы и хозяйствующим субъектом, в действиях которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции.
Таким образом, управлением был сделан правомерный вывод о наличии в рассматриваемом временном интервале конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом - заявителем жалобы, имеющими право на осуществление фармацевтической деятельности на основании полученной лицензии, осуществляющими услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах деятельности сети аптечных учреждений общества.
Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с пунктом 4.5 Порядка проведения анализа определение географических границ осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
В приложениях к лицензиям, выданным хозяйствующим субъектам для осуществления фармацевтической деятельности, определена территория оказания услуг.
Таким образом, географические границы рынка определены, как границы деятельности сети аптечных учреждений общества, осуществляющие услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории города Калуги.
На основании изложенного суд первой инстанции по праву указал, что управление верно определило географические границы рынка.
Согласно изменениям от 20.07.2016 N 1000/16, внесенным в Порядок проведения анализа состояния конкуренции, анализ состояния конкуренции по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1-14.8 осуществляется не в полном объеме.
В соответствии с пунктом 11.3 Порядка по итогам анализа составляется краткое описание полученных результатов.
Управлением был подготовлен краткий отчет по результатам исследования конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
Таким образом, управлением проведен достоверный анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории города Калуги с учетом действующего законодательства, сложившейся правовой практики и практики проведения подобных исследований в других территориальных управлениях ФАС России, в проведенном анализе отражены все пункты Порядка проведения анализа, с учетом особенностей, установленных в пункте 10.6 Порядка, дана объективная оценка состояния конкурентной среды на вышеупомянутом рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является: 1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; 2) заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - заявление); 3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства; 4) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; 5) результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.
Соответственно, дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждаются не исключительно на основании заявлений лиц, чьи права предположительно нарушены.
Особенностью убытков, причиняемых недобросовестной конкуренцией, является то, что они часто причиняются, хотя и в разной степени, неограниченному кругу конкурентов.
При рассмотрении дела N 04-18к/2018 управление устанавливало возможность причинения убытков всем хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на одном товарном рынке с обществом.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Соответственно, для признания действий общества недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления таких последствий, и факта причинения реального ущерба, исчисление его размера не требуется.
В рассматриваемом случае использование обществом наименования "Аптечный склад" создает у третьих лиц ложное представление о своей квалификации как участника рынка. Указанные действия отвлекают потребителя от добросовестных субъектов предпринимательской деятельности. В данном случае преимущество общества обеспечивается непосредственным информационным воздействием на потребителя, введение в заблуждение путем использования спорной вывески создает предпосылки к изменению спроса в пользу общества, предоставляя указанному хозяйствующему субъекту необоснованное конкурентное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности. В результате указанных действий общества возникает возможность, причинения убытков конкурентам (неопределенному кругу) в результате перераспределения спроса, что и было отражено в оспариваемом решении.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 308-КГ18-18398.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что управлением при рассмотрении дела N 04-18к/2018 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении общества были установлены все квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции.
Принимая во внимание то, что материалы дела подтверждают факт нарушения обществом статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившегося во введении в заблуждение в отношении продавца товара путем использования в своей деятельности (на вывесках аптечных пунктов) наименования "Аптечный склад", суд обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 24.12.2018 по делу N А23-7910/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.