г. Томск |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А27-22094/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2019 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Колупаевой Л.А.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (07АП-1984/2019) на решение от 05 февраля 2019 г. Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-22094/2018 (судья Бондаренко С.С.)
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, 105005, г Москва, улица Спартаковская, дом 2б)
к открытому акционерному обществу "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (ОГРН 1084205006600, ИНН 4205153492, 650000, Кемеровская обл. город Кемерово, улица Кузбасская, 6)
об урегулировании разногласий по договору,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился;
от ответчика - не явился;
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, Учреждение, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) обратилось с иском к открытому акционерному обществу "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - ответчик, ОАО "СКЭК") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора/контракта на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 748, связанных с порядком расчетов, а именно: пунктов 4.1, 4.2 контракта.
Решением от 05.02.2019 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены.
Пункт 4.1 договора принят в следующей редакции: "Расчеты за полученную воду и услуги по приему и очистке сточных вод производятся на основании тарифов, утвержденных уполномоченным на то органом государственной власти или местного самоуправления.
1м3 воды - 35 руб. 87 коп. (с НДС);
1 м3 сточных вод - 22 руб. 29 коп. (с НДС).
Тарифы на водоснабжение и водоотведение могут быть изменены ОАО "СКЭК" в одностороннем порядке в случае их пересмотра уполномоченным на то органом государственной власти или местного самоуправления".
Пункт 4.2 договора принят в следующей редакции: "Оплату по настоящему договору Управляющая организация производит до 25-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании оригиналов счета, счет-фактуры, акта выполненных работ. Уполномоченный представитель Управляющей организации ежемесячно до 10-го числа под роспись получает оригиналы счета; счет-фактуры, акта выполненных работ в ОАО "СКЭК".
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-22094/2018 и принять по данному делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Пункт 4.1 договора принять в следующей редакции:
"Расчеты за полученную воду и услуги по приему и очистке сточных вод производятся на основании льготных тарифов, утвержденных Решением Кемеровского городского совета народных депутатов N 373 от 28.11.2014 года. Тариф на дату заключения Контракта составляет:
1м3 воды - 30,62 руб./м3;
1 м3 сточных вод -14,83 руб./м3.
Тарифы, на водоснабжение и водоотведение могут быть изменены в случае их пересмотра уполномоченным на то органом государственной власти или местного самоуправления. При исполнении Контракта по предложению Управляющей компании допускается увеличение или уменьшение предусмотренного Контрактом объема оказываемых услуг, но не более, чем на 10 (десять) процентов. При этом Стороны вправе при увеличении объема оказываемых услуг, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, изменить цену Контракта пропорционально объему дополнительно оказываемых услуг, исходя из установленной в Контракте цены единицы услуги, но не более, чем на 10 (десять) процентов от цены Контракта. При уменьшении объема оказываемых услуг Стороны обязаны уменьшить цену Контракта, исходя из цены единицы услуги".
В обосновании доводов апелляционной жалобы истец указывает на то, что применение тарифа, установленного для ответчика органом тарифного регулирования без учета дополнительной меры социальной поддержки, установленной решением Кемеровского городского совета народных депутатов от 28.11.2014 N 373, создает для истца негативные финансовые последствия и является необоснованным.
Ответчик в представленном отзыве на апелляционную жалобу, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Письменный отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на Интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились; истцом представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В порядке части 1 статьи 266, частей 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ являемся Управляющей компанией для жилищного фонда Министерства обороны России на основании договора управления N 3-УЖФ-1 от 13.09.2017, в том числе в отношении МКД расположенных по адресу: г. Кемерово, ул. 1-ая Линия д. 18А, 18Б, 18В, ул. Сосновый бульвар д. 3 с 01.11.2017.
На данном основании Учреждение обратилось с заявлением о заключении договора водоснабжения и водоотведения к ОАО "СКЭК" являющемуся гарантирующей организацией на территории города Кемерово.
ОАО "СКЭК" в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ был направлен проект государственного контракта N 748, который был принят последним с протоколом разногласий. Сторонами в процессе согласования (протокол разногласий, протокол согласования разногласий, протокол урегулирования разногласий, протокол согласования разногласий к протоколу урегулирования разногласий) не достигнуто согласие в отношении редакции пунктов 4.1, 4.2 контракта.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно статье 445 ГК РФ возникающие при заключении такого договора разногласия передаются на рассмотрение суда. В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 13 и пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), пункта 18 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
В пункте 5 статьи 13 и пункте 5 статьи 14 Закона о водоснабжении перечислены существенные условия договора водоснабжения и водоотведения.
Из пункта 1 статьи 432 ГК РФ следует, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В статьях 539, 543, пункте 1 статьи 548 ГК РФ, пункте 1 статьи 13 Закона о водоснабжении установлено, что по договору водоснабжения организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду, абонент обязуется, помимо прочего, обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 13, подпункта 7 пункта 5 статьи 14 Закона о водоснабжении существенными условием договора является сроки и порядок оплаты по договору.
Согласно пункту 4.1 контракта N 748, расчеты за полученную воду и услуги по приему и очистке сточных вод производятся на основании тарифов, утвержденных уполномоченным на то органом государственной власти или местного самоуправления.
1м3 воды - 35 руб. 87 коп. (с НДС);
1 м3 сточных вод - 22 руб. 29 коп. (с НДС).
Тарифы на водоснабжение и водоотведение могут быть изменены ОАО "СКЭК" в одностороннем порядке в случае их пересмотра уполномоченным на то органом государственной власти или местного самоуправления.
Согласно статьям 4 и 5 Закона о водоснабжении регулирование отношений в сфере водоснабжения и водоотведения относится к компетенции Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 31 Закона о водоснабжении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение, в том числе тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Кемеровской области осуществляет Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области в соответствии с Положением о РЭК КО, утвержденная Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 N 371.
В приложении N 2 постановления Региональной энергетической комиссией Кемеровской области от 27.11.2015 N 620 (в редакции от 19.12.2017 г.) "Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения питьевой водой, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (г. Кемерово) для ОАО "СКЭК" утверждены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения на 2018 год в том числе и для категории потребителей "Население" ( питьевая вода - 35 руб. 87 коп. руб./м3; водоотведение - 22 руб. 29 коп. руб./м3). Иных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для ОАО "СКЭК" в спорный период не утверждалось.
Решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.11.2014 N 373 "Об установлении меры социальной поддержки гражданам при оплате ими коммунальных услуг" не устанавливает тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, а предусматривает лишь мера социальной поддержки в виде понижения платы за водоснабжение и водоотведение для отдельных категорий граждан. ОАО "СКЭК" не занимается предоставлением мер социальной поддержки, поскольку данный вопрос находится в компетенции Администрации города Кемерово.
Установление муниципальных стандартов по размеру оплаты коммунальных услуг (мер социальной поддержки) не влияет на цену энергоресурсов, поставленных исполнителю коммунальных услуг. Цена энергоресурса определяется в соответствии с принятым в установленном порядке тарифом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что применению подлежат тарифы, установленные регулирующим органом и, соответственно, пункт 4.1 контракта подлежит изложению в редакции, изложенной в государственном контракте N 748; Решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.11.2014 N 373 "Об установлении меры социальной поддержки гражданам при оплате ими коммунальных услуг", вопреки доводам апелляционной жалобы, не применяется.
В отношении пункта 4.2 контракта, установив, что данный пункт в предложенной истцом редакции согласован сторонами в протоколе урегулирования разногласий к контракту, суд первой инстанции правомерно принял пункт 4.2 контракта в согласованной сторонами редакции.
Апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ответчик заявил ходатайство о зачете государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 26.01.2018 N 271852.
К ходатайству приложены платежное поручение от 26.01.2018 N 271852 на сумму 26 810 руб., справка Арбитражного суда Новосибирской области от 11.01.2019 на возврат государственной пошлины в размере 23 810 руб., уплаченной указанным платежным поручением.
В силу статьи 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
Представленные заявителем жалобы документы свидетельствуют о том, что уплаченная государственная пошлина не возвращена ее плательщику из федерального бюджета, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным произвести зачет государственной пошлины в размере 3 000 рублей в счет уплаты государственной пошлины за подачу настоящей апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05 февраля 2019 г. Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-22094/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.