город Ростов-на-Дону |
|
17 апреля 2019 г. |
дело N А53-34473/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Высоцкой С. В. по доверенности от 01.07.2018,
от заинтересованного лица - Науменко Л.В. по доверенности от 11.04.2019, Яничкиной Р.В. по доверенности от 11.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2019 по делу N А53-34473/2018 (судья Чернышева И.В.)
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023)
к Государственной жилищной инспекции по Ростовской области (ОГРН 1036163003029, ИНН6163056346)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее -общество, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Ростовской области (далее - жилищная инспекция) от 28.08.2018 N 1995.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в нарушение пункта 35 Правил N 354 потребитель самовольно осуществил несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. Порядок совершения действий при демонтаже и замене ранее установленного прибора учета установлен пунктом 149 Основных положений N 442 и предусматривает обязательное уведомление об этом сетевой организации в целях проведения ею проверки состояния прибора учета и схемы его подключения, а также снятия показаний прибора учета перед его демонтажем (с составлением соответствующего акта проверки). Потребителем не представлено доказательств направления гарантирующему поставщику заявки о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа. Заявление потребителя от 26.10.2017 не является заявкой по смыслу пункта 149 Основных положений N 442. Факт самовольной замены счетчиков подтверждается документально и зафиксирован в актах проверки от 24.01.2018. Таким образом, потребителем не исполнена обязанность по обеспечению сохранности средств измерений и учета электрической энергии, отсутствие на самовольно установленном им приборе учета пломб сетевой организации приводит к безучетному потреблению электрической энергии. Акт о неучтенном потреблении электрической энергии от 24.01.2018 N 2049 составлен с соблюдением требований, установленных пунктом 193 Основных положений N 442. В силу пункта 81(11) Правил N 354 объем безучетного потребления электрической энергии определяется в соответствии с формулой согласно Приложению N 1 к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 12.10.2017 N 47/1. Согласно расчету общества объем безучетно потребленной электрической энергии за вычетом фактически оплаченного абонентом объема потребленной энергии за спорный период составил 5 582 кВТ.
В отзыве на апелляционную жалобу жилищная инспекция указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители Государственной жилищной инспекции по Ростовской области не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в прокуратуру Железнодорожного район г. Ростова-на-Дону поступило обращение гражданина Хотькова Н.М. по вопросу правомерности взимания с него платы за коммунальную услугу по электроснабжению по статьям "акты, штрафы".
С целью рассмотрения вышеуказанного обращения по вопросам порядка определения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению и обоснованности взимания платы пол статьям "акты, штрафы", ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета электроэнергии ГЖИ по РО издано распоряжение от 01.08.2018 N 5245 о проведении в отношении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" 28.08.2018 внеплановой документарной проверки (л.д. 42).
Из акта проверки от 28.08.2018 следует, что гражданин Хотьков Н.М. 26.10.2017 направил заявку на ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета электроэнергии N 29003646, однако контрольное обследование обществом было произведено только 24.01.2018. В акте обследования зафиксирована самовольная замена прибора.
На основании этого ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" включило в платежный документ за февраль 2018 года плату за коммунальную услугу по электроснабжению, а также плату по статье "акты, штрафы" за безучетное пользование коммунальной услугой в размере 6300 кв. Вт/ч за период с момента установки ИПУ электроэнергии N 29003646 - 26.10.217 по 24.01.2018.
Полагая начисление платы по статье "акты, штрафы" необоснованным, 28.08.2018 Государственная жилищная инспекция по Ростовской области по результатам внеплановой документарной проверки вынесла предписание N 1995, которым на ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" возложена обязанность произвести перерасчет платы по статьям "акты, штрафы" в размере 28 970 рублей 58 копеек с момента установки ИПУ.
Не согласившись с выданным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области согласно постановлению Правительства РО от 27.02.2012 N 125 "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области" является уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано уполномоченным государственным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Исходя из части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе по электроснабжению, установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В силу пункта 2 Правил N 354 потребители услуг - лица, пользующиеся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги; исполнителем услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" является исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению в отношении многоквартирного дома N 166/50 по ул. Портовой в г. Ростове-на-Дону, что сторонами не оспаривается, соответственно на общество распространяются Правила N 354.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан: не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом (подпункт "т"); осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию (подпункт "у"); осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены настоящими Правилами (подпункт "у(2)").
В силу подпунктов "з", и" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право: принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
На основании пункта 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
С соответствующим заявлением о вводе установленного ИПУ в эксплуатацию Хотьков Н.М. обратился в ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" 26.10.2017 (зарегистрировано ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" 27.10.2017) (т.д. 1 л.д. 48). Предлагаемая дата и время ввода прибора учета в эксплуатацию 26.10.2017.
Из пункта 81 (1) Правил N 354 следует, что исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Акт проверки пробора учета и состояния схемы измерений электрической энергии N 10-040БВ составлен ООО "Донэнергоконтроль" 24.01.2018.
Таким образом, в нарушение п. 81 (1) Правил N 354 общество не уведомило гражданина о невозможности исполнения заявки в указанный срок и не согласовало дату и время осуществления ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
В силу пункта 81 (4) Правил N 354 в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета.
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81 (5) Правил N 354).
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81 (6) Правил N 354).
Пунктом 81 (14) Правил N 354 установлено, что ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81 (9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Из анализа приведенных норм суд следует, что Правила N 354 предусматривают только одно основание для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию, а также для ввода в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки - несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) Правил N 354.
Из акта ООО "Донэнергоконтроль" от 24.01.2018 N 10-040БВ, подписанного Хохотьковым Н.М., следует, что узел учета собран верно, учет к коммерческим расчетам пригоден (т.д. 1 л.д. 46).
Доводы о том, что Хохотьковым Н.М. нарушен порядок совершения действий при демонтаже и замене ранее установленного прибора учета, установленный пунктом 149 Основных положений N 442, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствуют о безучетном потреблении им электрической энергии.
Акт установки контрольных пломб и уведомления об этом потребителя в отношении демонтированного ИПУ электроэнергии кв. 57 многоквартирного дома N 166/50 по ул. Портовой в г. Ростове-на-Дону в материалах дела отсутствует.
В наряде на замену электросчетчика ООО "Энергоучет" указаны показания прибора учета при его демонтаже. Указанные показания отражены и в счете на оплату за сентябрь 2017 года.
Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем (определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев) в случае истечения срока эксплуатации индивидуального прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки, начиная с даты, когда наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения (подпункт "а" пункта 59 Правил N 354).
Из пункта 60 Правил N 354 следует, что по истечении указанного в пункте 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, обществу необходимо было определить стоимость потребленного коммунального ресурса Хотькову Н.М исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса не более 3 расчетных периодов подряд, а не исходя из максимальной мощности электрооборудования потребителя, и без применения штрафных санкций.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2019 по делу N А53-34473/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.