г. Челябинск |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А34-10514/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 28.01.2019 по делу N А34-10514/2018 (судья Григорьев А.А).
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Калашное" - Кириенкова О.Н. (паспорт, доверенность от 09.04.2019);
общества с ограниченной ответственностью "Ягдаш" - Молюшова Е.В. (паспорт, доверенность N 2 от 09.01.2019).
Акционерное общество "Калашное" (далее - заявитель, АО "Калашное", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент), изложенного в письме от 31.08.2018 N 01-12/7102, об отказе в заключении с акционерным обществом "Калашное" охотхозяйственного соглашения в отношении Речновского охотничьего хозяйства Лебяжьевского района Курганской области без проведения аукциона, а также обязать Департамент устранить допущенные нарушение прав и законных интересов заявителя путем заключения с акционерным обществом "Калашное" охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, предоставленных обществу с ограниченной ответственностью "Ягтдаш" в границах, предусмотренных договором N 97 от 22.01.2009 о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты и долгосрочной лицензией серии 45 N 0000010 от 22.01.2009, без проведения аукциона.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ягтдаш" (далее - третье лицо, ООО "Ягтдаш").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.01.2019 (резолютивная часть решения объявлена 21.03.2019) требования АО "Калашное" удовлетворены: решение Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, изложенное в письме от 31.08.2018 N 01-12/7102, об отказе в заключении с акционерным обществом "Калашное" охотхозяйственного соглашения в отношении Речновского охотничьего хозяйства Лебяжьевского района Курганской области без проведения аукциона. признано недействительным. Арбитражный суд обязал Департамент устранить допущенные нарушение прав и законных интересов заявителя путем заключения с акционерным обществом "Калашное" охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, предоставленных обществу с ограниченной ответственностью "Ягтдаш" в границах, предусмотренных договором N 97 от 22.01.2009 о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты и долгосрочной лицензией серии 45 N 0000010 от 22.01.2009, без проведения аукциона.
Департамент (далее также - податель жалобы) не согласился с вынесенным решением и обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Департамент указывает, что законодательство, позволяющее передавать права от одного лица к другому по долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, а также осуществлять смену пользователя по такой лицензии, отсутствует. Права по долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира не могут быть переданы другому лицу.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлены письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо не явилось. С учетом мнения заявителя и третьего лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, озвучили возражения против апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснениях на неё, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.01.1999 в качестве юридического лица зарегистрировано ООО "Ягтдаш" (т.1 л.д.97).
На основании распоряжения Правительства Курганской области от 16.12.2008 N 524-р между Департаментом и ООО "Ягтдаш" (пользователем) 22.01.2009 заключен договор N 97 о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты (т.1 л.д.15-18), по условиям которого Департамент бесплатно предоставляет пользователю территорию Речновского охотничьего хозяйства Лебяжьевского района Курганской области, необходимую для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, общей площадью 72 тыс. га. на срок 25 лет в границах, согласно распоряжению Правительства Курганской области от 16.12.2008 N 524-р и долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, серия 45 N 0000010, выданной Департаментом.
22.01.2009 Департаментом обществу "Ягтдаш" выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии 45 N 0000010 со сроком действия с 22.01.2009 по 16.12.2033 (т.1 л.д.22).
15.03.2016 решением Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-5423/2015 ООО "Ягтдаш" признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства.
Из материалов дела следует, что АО "Калашное" учреждено на основании решения собрания кредиторов должника ООО "Ягтдаш" от 12.07.2016 и решения единственного учредителя от 08.12.2016 о создании АО "Калашное" путем замещения активов должника ООО "Ягтдаш".
АО "Калашное" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.12.2016 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану. Основной вид деятельности АО "Калашное" - охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях.
Согласно протоколу собрания кредиторов от 12.07.2016 (т.1 л.д.23-30) в рамках процедуры конкурсного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "Ягтдаш" по делу N А34-5423/2015 кредиторы в порядке статьи 115 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве) приняли решение о создании АО "Калашное" путем замещения активов должника - ООО "Ягтдаш" в целях осуществления создаваемым акционерным обществом уставной деятельности, связанной с охотой и разведением диких животных, включая предоставление услуг в этих областях. Для осуществления данной деятельности АО "Калашное" необходимо переоформить лицензию на пользование объектами животного мира от 22.01.2009 серии 45 N 0000010.
Решением собрания кредиторов от 12.07.2016 утвержден размер уставного капитала, вносимого ООО "Ягтдаш", в сумме 121 000 руб., из которых 110 510 руб. оплачиваются имуществом ООО "Ягтдаш", стоимость которого определена в отчете N 230-16 об определении рыночной стоимости имущества, принадлежащего ООО "Ягтдаш", в том числе, аншлаг в количестве 100 шт., навес в количестве 3 шт., солонцы в количестве 11 шт.; 10 490 руб. денежные средства ООО "Ягтдаш".
Единственный учредитель АО "Калашное" (ООО "Ягтдаш") на основании акта приема-передачи от 08.12.2016 (т.1 л.д.31-32) передал на баланс акционерного общества названное имущество, вносимое в оплату акций, распределенных при учреждении АО, а также права и обязанности по договору N 97 от 22.01.2009 о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты.
Как следует из материалов дела АО "Калашное" 03.08.2018 обратилось в Департамент с заявлением о замене стороны по договору N 97 от 22.01.2009 (т.1 л.д.12-14), о заключении охотхозяйственного соглашения с обществом без проведения аукциона в порядке, предусмотренном статьей 71 Федерального закона от 24.07.2009 N209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Департамент письмом от 31.08.2018 N 01-12/7102 (т.1 л.д.10-11) отказал заявителю в удовлетворении заявления, сославшись на то, что выдача долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, а также процедура переоформления долгосрочной лицензии по основаниям, указанным в статье 115 Федерального закона N 127-ФЗ не предусмотрена действующим законодательством.
Не согласившись с отказом Департамента в заключении охотхозяйственного соглашения, АО "Калашное" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что у Департамента отсутствовали основания для отказа заявителю в переоформлении лицензии.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ) объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.
Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Долгосрочная лицензия - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1 Закона N 52-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3 указанной статьи).
Статьей 109 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве) установлено, что одной из мер по восстановлению платежеспособности должника, которые могут быть предусмотрены планом внешнего управления, является замещение активов должника.
Замещение активов должника может быть проведено на основании решения собрания кредиторов в ходе конкурсного производства при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника (пункт 1 статьи 141 Закона о банкротстве).
В силу пункта 1 статьи 115 Закона о банкротстве замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности. Состав предприятия определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 110 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 3.1 статьи 115 Закона о банкротстве при замещении активов должника единственным учредителем открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ является должник. Участие иных учредителей в создании открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 115 Закона о банкротстве при замещении активов должника все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому открытому акционерному обществу. Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, подлежит переоформлению на документ, подтверждающий наличие соответствующей лицензии у открытого акционерного общества, в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, законодательством о банкротстве предусмотрен особый порядок создания юридического лица - акционерного общества в результате замещения активов должника, в том числе частный случай обязательного переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии для осуществления определенного вида деятельности. Соответственно, имущественные права должника - ООО "Ягтдаш", основанные на долгосрочной лицензии, перешли к АО "Калашное" в порядке статьи 141 Закона о банкротстве посредством замещения активов вместе с иными правами и имуществом, составившими уставной капитал вновь образованного общества.
Законом об охоте и Законом N 52-ФЗ не предусмотрена процедура переоформления долгосрочной лицензии по основаниям, указанным в статье 115 Федерального закона N127-ФЗ, однако данными законами регламентируются правоотношения в области пользования объектами животного мира, в том числе отнесенным к объектам охоты. Вместе с тем, правоотношения, возникающие при осуществлении процедур банкротства, регламентируются Законом о банкротстве. Законодатель предусмотрел специальные нормы для регулирования отношений по передаче прав, вновь созданному в ходе замещения активов должника, обществу, содержащиеся в статьях 115, 141 Закона о банкротстве.
В силу приведенной выше нормы статьи 1 Закона N 52-ФЗ долгосрочная лицензия выдается на осуществление специального вида деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира. При этом часть 4 статьи 115 Закона о банкротстве не ограничивает перечень отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию и лицензии на осуществление которых могут быть переоформлены в порядке замещения активов должника, рамками какого-либо федерального закона.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что имущественные права третьего лица, основанные на долгосрочном пользовании объектами животного мира, в том числе отнесенным к объектам охоты, перешли к АО "Калашное" в порядке статей 115 и 141 Закона о банкротстве посредством замещения активов вместе с иными правами и имуществом, составившими уставный капитал вновь образованного общества.
По смыслу приведенных выше норм права следует, что вновь создаваемое акционерное общество признается полным правопреемником должника в отношении его прав пользования объектами животного мира, в том числе отнесенным к объектам охоты.
Указанное означает, что с момента внесения имущественного права (право на осуществление пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты) в уставный капитал вновь созданного юридического лица - АО "Калашное", к последнему от третьего лица перешли и обязанности, предусмотренные договором N 97 от 22.01.2009, а также условиями долгосрочной лицензии серии 45 N 0000010 на пользование объектами животного мира.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 28.01.2019 по делу N А34-10514/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.