город Омск |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А70-17696/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Грязниковой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1299/2019) общества с ограниченной ответственностью "Ресурсы" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2018 по делу N А70-17696/2018 (судья Маркова Н.Л.), принятое по иску Департамента лесного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082) к обществу с ограниченной ответственностью "Ресурсы" (ОГРН 1167232083754, ИНН 7203397322) о взыскании 1 404 285 руб. 00 коп.,
при участии в деле в качестве третьего лица общества с ограниченной ответственностью "РАО",
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ресурсы" (далее - ответчик, ООО "Ресурсы") о взыскании 1 404 285 руб. ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства (незаконная рубка лесов).
К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "РАО" (далее - ООО "РАО").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2018 по делу N А70-17696/2018 исковые требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Ресурсы" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, выражая несогласие с размером причиненного истцу ущерба, указал на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих, что незаконная вырубка осуществлена на защитных участках эксплуатационных лесов, а доказательств того, что вырубка производилась на площади более 1 га. Также в деле отсутствуют документы Лесоустройства Тахталинского участкового лесничества, что делает невозможным проверить расчеты истца.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили. До начала судебного заседания от Департамента поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции посчитал необходимым удовлетворить.
В связи с изложенным апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Между Департаментом лесного комплекса Тюменской области (арендодатель) и ООО "РАО" (арендатор) 07.02.2018 заключен договор аренды лесного участка N 12-43/29-18, по условиям которого арендодатель на основании приказа Департамента лесного комплекса Тюменской области от 06.02.2018 N 05/29 обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 24,7634 га, местоположение: Тюменская обл., Тюменский р-н, Тюменское лесничество, Тахталинское участковое лесничество, урочище Тахталинское, квартал 14 (выд. 45 (12-45, 40), кадастровый номер 72:17:0000000:6650/32, в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, для заготовки древесины с установленным объемом изъятия древесины 2,3391 тыс. куб.м.
19.12.2017 между ООО "РАО" и ООО "Ресурсы" заключен договор возмездного пользования, в соответствии с которым ООО "РАО" обязался предоставить ООО "Ресурсы" в возмездное пользование земельный (лесной) участок площадью 24,76 га, являющийся частью объекта недвижимого имущества с временным кадастровым номером 72:17:17:07:0647:01, местоположение: Тюменская обл., Тюменский р-н, Тахталинское лесничество, квартал 14 (выд. 45 (12-45, 40), с целью извлечения ООО "Ресурсы" как для собственных нужд, так и для реализации по своему усмотрению, деловой и дровяной древесины согласно проектной документации лесного участка и организации планировки для осуществления лицензионной деятельности ООО "РАО".
26.02.2018 лесничим Тюменского лесничества составлен акт о лесонарушении N 3 по факту незаконной рубки лесных насаждений до степени прекращения роста насаждений на площади 1,07 га по местоположению: Тахталинское участковое лесничество, урочище Тахталинское, квартал 14, выдел 30. Сумма ущерба согласно расчету истца составила 1 404 285 руб.
Заместителем Тюменского межрайонного природоохранного прокурора 29.06.2018 в отношении ООО "Ресурсы" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ - незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Тюменским межрайонным отделом федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) по рассмотрению дела об административном правонарушении 12.07.2018 в отношении ООО "Ресурсы" вынесено постановление N 00386 о назначении административного наказания о признании ООО "Ресурсы" виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ (незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Истцом в адрес ответчика в целях возмещения в добровольном порядке ущерба, причиненного лесам вследствие незаконной рубки лесных насаждений, направлена претензия, исх.N 4638-18 от 18.08.2018.
В связи с тем, что ответчик на претензию истца не ответил, ущерб не возместил, Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
21.12.2018 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - -ГК РФ) и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Главой 59 ГК РФ урегулированы вопросы обязательств, возникающих вследствие причинения вреда.
Статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд согласно статье 1082 ГК РФ в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда и вину причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в иске.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Данный принцип реализован и в статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Как следует из пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
При принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии со статьей 8 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону могут быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу статьи 71 названного Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции суда пришел к обоснованному выводу о доказанности истцом всей совокупности обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда, причиненного лесам в результате незаконной рубки лесных насаждений до степени прекращения роста насаждений на площади 1,07 га по местоположению: Тахталинское участковое лесничество, урочище Тахталинское, квартал 14, выдел 30.
В рассматриваемом случае акт о лесонарушении от 26.02.2018 N 3, постановление от 12.07.2018 N 00386 об административном правонарушении подтверждают факт причинения вреда рассматриваемому лесному участку, что само по себе является необходимым и достаточным основанием для взыскания ущерба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N273) утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению N 3; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4, а также ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Согласно пункту 6 приложения N 3 к постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 N 273, для определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан на площади более 1 га используются материалы лесоустройства.
В соответствии с материалами лесоустройства Тахаталинского участкового лесничества Тюменского лесничества (таксационное описание выполненное Томским филиалом ФГУП "Рослесинфорг" в 2011 году) в квартале 14 выделе 30 Тахаталинского участкового лесничества Тюменского лесничества установлены следующие характеристики:
- древесные породы - хвойные лесные культуры, породы сосна (сокращенные обозначения древесных пород и доля участия каждой древесной породы в составе, выражаемые в виде коэффициентов (целых чисел), каждая единица которых соответствует 10 процентам участия древесной породы а общем запасе древесины лесного насаждения) таким образом ЮС - соответствует составу 100% сосны;
- диаметр - 10 см. Особо защитные участки леса в эксплуатационных лесах расположенные вокруг оздоровительных учреждений.
- запас сырорастущего леса на 1 га, в дес.м3 составляет - 7 м3 (в м3 соответственно 70 мэ).
Для определения объема незаконно срубленных деревьев запас сырорастущего леса на 1 га умножаем на площадь, где произведена незаконная рубка, и получаем объем незаконно срубленной древесины, т.е. 70 м3 * 1,07 га = 74,9 м3.
Согласно пункту 1 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 N273, при незаконной рубке, выкапывании, уничтожении или повреждении до степени прекращения роста деревьев хвойных пород, не достигшие диаметра ствола 12 см, и деревья лиственных пород, не достигшие диаметра ствола 16 см, размер ущерба определяется как: 50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см, и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Согласно пункту 5 приложения N 3 к постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 N 273, в случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81-84 ЛК РФ в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км.
Согласно пункту 6 приложения N 3 к постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 при исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности. Для определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан на площади более 1 га используются материалы лесоустройства.
Согласно таблице N 1 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", ставка платы за единицу объема древесины лесных насаждений по Тюменскому лесотаксовому району составляет порода сосна - 88,4 рублей за м3 (установленная в отношении деловой древесины средней крупности, на расстояние вывозки до 10 км).
Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставка платы за единицу объема лесных ресурсов в 2018 году применяются с коэффициентом 2,17.
Согласно пункту 8 приложения N 3 к постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 (методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства) размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля.
Согласно пункту 9 приложения 3 к постановлению Правительства РФ от 08.05.2007 N 273, размер ущерба, причиненного лесным насаждениям вследствие нарушения лесного законодательства увеличивается в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках эксплуатационных лесов.
Размер вреда, причиненного лесному фонду, в сумме 1 404 285 руб. был исчислен Департаментом на основании постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, постановления Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", является правильным в связи с чем обоснованно был признан судом первой инстанции верным.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих, что незаконная вырубка осуществлена на защитных участках эксплуатационных лесов и что вырубка производилась на площади более 1 га, несостоятельны и опровергаются материалами административного производства, в том числе объяснениями от 29.06.2018 (т.1 л.д. 64), актом о лесонарушении N 3 от 26.02.2018 (т.1 л.д. 76), схемами расположения лесного участка, приложенными к договору арены, характеристикой лесного участка (т.1 л.д. 87, 89-90).
Доказательств несоответствия расчета ущерба, произведенного истцом, фактическому объему лесонарушения, равно как и собственный расчет суммы ущерба, ООО "Ресурсы" не представило.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФлица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, ущерб в сумме 1 404 285 руб. правомерно взыскан судом первой инстанции с ответчика в пользу истца.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2018 по делу N А70-17696/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.