город Ростов-на-Дону |
|
17 апреля 2019 г. |
дело N А53-2803/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Гребенник А.А. по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аптекаръ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2019 по делу N А53-2803/2019 (судья Лебедева Ю.В.)
по заявлению Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Аптекаръ" (ОГРН 1146181000536, ИНН 6102060338)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (далее - ТО Росздравнадзора по Ростовской области, административный орган) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аптекаръ" (далее - ООО "Аптекаръ", общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2019 ООО "Аптекаръ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного приостановления лицензионной деятельности аптечного пункта, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 18а, на срок 30 (тридцать) суток.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Аптекаръ" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что признание своей вины в совершенном правонарушении, раскаяние в его совершении не были оценены Арбитражным судом Ростовской области при назначении наказания, не были учтены в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность. Назначение обществу с ограниченной ответственностью "Аптекарь" административного наказания в виде приостановления деятельности структурного подразделения общества на 30 суток с учетом обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при игнорировании обстоятельств, смягчающих ответственность, прямо нарушает основополагающие принципы разумности и справедливости наказания, ведет к формированию опасного прецедента, в соответствие с которым судами могут не учитываться обстоятельства, четко изложенные в КоАП в качестве смягчающих административную ответственность. Общество указывает на невозможность применения наказания в виде административного приостановления деятельности по следующим причинам. Общество с ограниченной ответственностью "Аптекарь" является аптечной сетью, в структуру которой входит 31 аптечный пункт, которые расположены в различных городах и районах Ростовской области, а также г. Москвы. Некоторые аптечные пункты (структурные подразделения) общества на той или иной территориальной местности являются фактически единственными организациями, осуществляющими функции по обеспечению населения необходимыми лекарственными препаратами. Административное приостановление деятельности, являясь одним из разновидностей административного наказания, имеет своей целью предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Однако применение указанного вида наказания в отношении ООО "Аптекарь" приведет к тому, что тысячи человек лишатся возможности получить необходимые им медицинские препараты, утратят фактически доступ к повседневно необходимой фармацевтической помощи, что является прямым нарушением прав и гарантий, предоставленных им в соответствии с Федеральным законом РФ от21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". ООО "Аптекарь" с 2014 года (то есть с момента его регистрации) было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, пять раз. То есть, за 5 лет осуществления фармацевтической деятельности было допущено всего пять правонарушений. Применение в настоящем случае самого строгого вида наказания, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, не будет отвечать требованиям разумности и справедливости. К тому же, на момент выявления административного правонарушения 04.12.2018, только 1 решение Арбитражного суда Ростовской области вступило в законную силу.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ТО Росздравнадзора по Ростовской области не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании материалов, поступивших в территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области из Отдела полиции N 7 УМВД России по г. Ростову-на-Дону (вх. N В61-7463/18 от 06.12.2018), Территориальным органом Росздравнадзора по Ростовской области на основании распоряжения (приказа) от 17.12.2018 N ФСТ-18-61.3/613 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Аптекарь".
В результате проверки выявлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в структурном подразделении ООО "Аптекарь", расположенном по адресу осуществления деятельности: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Карла Маркса, 18 "а", а именно нарушения лицензионных требований, установленных пп. "г" и "л" п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, Положение N 1081).
По данному факту главным государственным инспектором отдела организации контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области 29.01.2019 в отношении ООО "Аптекарь" в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Примечанием к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Закона N 99-ФЗ).
Лицензионные требования для осуществления фармацевтической деятельности установлены в пункте 5 Положения N 1081.
Подпунктом "л" пункта 5 Положения N 1081установлено, что лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) - высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста; для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций - дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности; для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста.
В нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп. л п. 5 Положения N 1081, в аптечном подразделении ООО "Аптекарь" по адресу осуществления деятельности: г. Ростов-на-Дону, пл. Карла Маркса, дом. 18 "а" установлено осуществление фармацевтической деятельности в виде реализации 1 (одной) капсулы "Лирика" 300 мг (МНН: Прегабалин) 04.12.2018 медицинским консультантом ООО "Аптекарь" Мушировым А.К., не имеющим фармацевтического образования и сертификата специалиста.
ООО "Аптекарь" предоставило копию трудового договора N 43 от 18.10.2018 с работником Мушировым А.К о приеме его на работу в ООО "Аптекарь" в качестве медицинского консультанта, копию приказа о приеме работника Муширова А.К. на работу на должность "медицинский консультант" N 56/к от 18.10.2018, копию справки N 1987, выданной ГБПОУ РО "Ростовский базовый медицинский колледж" о том, что Муширов А.К. обучается в данном образовательном учреждении на 2 курсе очного отделения "фармация".
Лицензионным требованием, установленным подпунктом "г" пункта 5 Положения N 1081, является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Порядок розничной торговли лекарственными препаратами определен в статье 55 Закона N 61-ФЗ, согласно которой виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере внутренних дел (части 2 и 3).
В соответствии с п. 4 Правил N 403н по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, за исключением лекарственных препаратов, указанных в абзацах первом и третьем настоящего пункта, и лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
Согласно главе IV приказа Минздрава России от 22.04.2014 N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" лекарственный препарат "Лирика" (МНН "Прегабалин") относится к лекарственным средствам для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.
Согласно инструкции по применению лекарственного препарата для медицинского применения "Лирика 300 мг" (МНН Прегабалин) условия отпуска данного лекарственного препарата: по рецепту.
Положениями пункта 8 Правил N 403н предусмотрено, что нарушение вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата и отпуск лекарственного препарата в первичной упаковке допускается в случае, если количество лекарственного препарата указанное в рецепте или необходимое лицу, приобретающему лекарственный препарат (при безрецептурном отпуске), меньше количества лекарственного препарата, содержащегося во вторичной (потребительской) упаковке. В таком случае при отпуске лекарственного препарата лицу, приобретающему лекарственный препарат, предоставляется инструкция (копия инструкции) по применению отпускаемого лекарственного препарата.
В государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx) имеется информация о форме выпуска лекарственного препарата "Лирика" - по 25 мг, 50 мг, 75 мг, 100 мг, 150 мг, 200 мг, 300 мг - 10, 14 или 21 капсула в блистере из поливинилхлорида и алюминиевой фольги. 1 или 4 блистера по 14 капсул, 4 блистера по 21 капсуле или 10 блистеров по 10 капсул в картонной пачке вместе с инструкцией по применению.
В нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп. г п. 5 Положения N 1081, а также п. 4 и п. 8 Правил N 403н, в структурном подразделении ООО "Аптекарь", расположенном по адресу: Ростов-на-Дону, пл. Карла Маркса, дом. 18 "а", установлен факт реализации без рецепта врача лекарственного препарата "Лирика 300 мг" (МННН "Прегабалин"), включенного в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету:
- в количестве 616 капсул, поставленный организациями оптовой торговли: ООО "Аленфарма", ООО "Компания "Органика", ООО "Восток-фарм";
-в количестве 56 капсул, поставленный по товарной накладной N КРР00859823 от 01.10.2018 поставщиком ООО "ПУЛЬС Краснодар", предоставленной в территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области в ответ на мотивированный запрос;
-в количестве 1 (одной) капсулы (фрагмента ячейковой упаковки), реализованный медицинским консультантом Мушировым А.К. 04.12.2018 с нарушением первичной и вторичной упаковки, а также без предоставления лицу, приобретавшему его, инструкции (копии) по медицинскому применению, что подтверждено копиями документов, предоставленных ООО "Аптекарь" в ответ на мотивированный запрос, а также объяснениями покупателя, свидетелей от 04.12.2018 в письменном виде.
Приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н утверждены Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах и правила ведения и хранения специальных журналов".
Согласно пп. 2 п. 3 Правил регистрации регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 настоящих Правил), осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств (далее - журналы учета).
Согласно п. 7 Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н, поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекарственного средства с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций.
Лекарственный препарат для медицинского применения "Лирика 300 мг" (МНН "Прегабалин") включен в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный приказом Минздрава России от 22.04.2014 N 183н.
В соответствии с п. 4 Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, журналы учета оформляются на календарный год.
Согласно товарной накладной N КРР00859823 от 01.10.2018 на лекарственный препарат "Лирика 300 мг" N 56, направленной в ответ на мотивированный запрос в территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области ООО "Аптекарь" (вх. N В61-361/19 от 21.01.2019), лекарственный препарат "Лирика" 300 мг N 56 в количестве 1 упаковки поставлен в структурное подразделение ООО "Аптекарь", расположенное по адресу осуществления фармацевтической деятельности: Ростов-на-Дону, пл. Карла Маркса, дом. 18 "а" оптовой организацией ООО "ПУЛЬС Краснодар".
Согласно информации, предоставленной организациями оптовой торговли, в период с 01.09.2018 по 31.12.2018 в структурное подразделение ООО "Аптекарь", расположенное по адресу: Ростов-на-Дону, пл. Карла Маркса, дом. 18 "а" поставлен лекарственный препарат "Лирика 300 мг" (МНН "Прегабалин") в общем количестве 11 упаковок по 56 капсул в каждой или 616 капсул:
- от ООО "Аленфарма" в количестве 4 упаковок по 56 капсул в каждой (224 капсулы);
-от ООО "Компания "Органика" в количестве 3 упаковок по 56 капсул в каждой (168 капсул);
-от ООО "Восток-фарм" в количестве 4 упаковок по 56 капсул в каждой (224 капсулы).
В нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп. г п. 5 Положения N 1081, а также пп. 2 п. 3 Правил регистрации регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, и п. 7 Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, в ООО "Аптекарь", расположенном по адресу осуществления фармацевтической деятельности: Ростов-на-Дону, пл. Карла Маркса, дом. 18 "а", учет поступившего от поставщиков: ООО "Аленфарма", ООО "Компания "Органика", ООО "Восток-фарм" лекарственного препарата "Лирика" 300 мг" в количестве 11 упаковок по 56 капсул в каждой или 616 капсул не ведется, а именно, в предоставленной заверенной копии Журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения за январь 2018 года в ООО "Аптекарь", адрес осуществления деятельности: Ростов-на-Дону, пл. Карла Маркса, дом. 18 "а":
- не учтено поступление лекарственного препарата "Лирика 300 мг" в количестве 11 упаковок (616 капсул), поставленного организациями оптовой торговли: ООО "Аленфарма", ООО "Компания "Органика", ООО "Восток-фарм", в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты, а также не отражено поступление лекарственного препарата "Лирика 300 мг" в количестве 56 капсул по товарной накладной N КРР00859823 от 01.10.2018 (поставщик ООО "ПУЛЬС Краснодар"), предоставленной в территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области в ответ на мотивированный запрос;
- не учтен ежедневный расход лекарственного препарата "Лирика" 300 мг:
-в количестве 616 капсул, поставленного организациями оптовой торговли: ООО "Аленфарма", ООО "Компания "Органика", ООО "Восток-фарм";
-в количестве 56 капсул по товарной накладной N КРР00859823 от 01.10.2018 (поставщик ООО "ПУЛЬС Краснодар"), предоставленной в территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области в ответ на мотивированный запрос;
-в количестве 1 капсулы, реализация которой осуществлена, согласно материалам ОП N 7 УМВД России по г. Ростову-на-Дону (вх. N В61-7463/18 от 06.12.2018), медицинским консультантом аптечного подразделения ООО "Аптекарь" Мушировым А.К. 04.11.2018, с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работником, а также не предоставлены рецепты на отпущенное количество данного лекарственного препарата.
В нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп. г п. 5 Положения N 1081, а также пп. 2 п. 3 Правил регистрации регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, в ООО "Аптекарь", расположенном по адресу осуществления фармацевтической деятельности: Ростов-на-Дону, пл. Карла Маркса, дом. 18 "а", журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, не соответствует форме ведения согласно Приложению N 2 к Правилам регистрации регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, а именно:
-в разделе "расход" отсутствуют графы: "расход за месяц по каждому виду отдельно", "всего за месяц по всем видам расходов",
-отсутствуют графы: "подпись уполномоченного лица", "остаток по журналу учета на конец месяца", "фактический остаток на конец месяца", что подтверждено копией журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, за январь 2018 года.
В нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп. г п. 5 Положения N 1081, а также п. 4 Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, в структурном подразделении ООО "Аптекарь", расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Карла Маркса, 18 "а", журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, заведен не на календарный год, а за январь 2018 года.
Согласно п. 6 Положения N 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
Таким образом, выявленные нарушения лицензионных требований и условий, установленные пп. "л", "г" п. 5 Положения N 1081, относятся к грубым, соответственно материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено наличие в действиях ООО "Аптекаръ" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Общество, будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, имея возможность для соблюдения требований действующего законодательства, не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается факт осуществления медицинской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет на юридических лиц - наложение административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По правилам статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание назначается за совершение правонарушения в пределах санкции соответствующей нормы КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Общество свою вину в совершенном правонарушении признало, в связи с чем полагает, что имеет место смягчающее обстоятельство.
Вместе с тем, суд первой инстанции в рассматриваемом случае установил обстоятельства, отягчающие административную ответственность, повторное неоднократное совершение обществом однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Как следует из картотеки арбитражных дел, решением Арбитражного суда Ростовской области от 03 сентября 2018 года по делу N А53-22827/2018, решением Арбитражного суда Ростовской области от 26 ноября 2018 г. по делу N А53-33830/18; решением Арбитражного суда Ростовской области от 06 декабря 2018 года по делу N А53-35300/2018; решением Арбитражного суда Ростовской области от "13" декабря 2018 года по делу N А53-37279/18 общество привлекалось к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ООО "Аптекаръ" регулярно совершает одни и те же действия, нарушающие законодательство о лицензировании медицинской деятельности, понимая, что данные действия образуют административное правонарушение. Указанное свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к требованиям действующего законодательства.
Административное приостановление деятельности по отношению к штрафу по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ является альтернативным видом наказания и назначается с учетом положений статьи 3.12 КоАП РФ, а также требований части 2 статьи 29.10, статьи 32.12 КоАП РФ.
Из части 1 статьи 3.12 КоАП РФ следует, что обстоятельствами, при наличии которых может быть назначено административное приостановление деятельности, являются угроза жизни или здоровью людей, возникновение эпидемии, эпизоотии, заражение (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступление радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо совершение административного правонарушения в определенной законом области, в том числе в области порядка управления, в области градостроительной деятельности.
При этом в абзаце 2 части 1 статьи 3.12 КоАП РФ закреплено, что перечисленные обстоятельства служат основаниями для административного приостановления деятельности, если менее строгий вид наказания, предусмотренный санкцией соответствующей нормы КоАП РФ, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Таким образом, административное приостановление деятельности, обеспечивая реализацию задач законодательства об административных правонарушениях, применяется в отношении конкретного лица, если выявленное в его действиях правонарушение предусматривает такой вид наказания, имеются предусмотренные законом обстоятельства для его назначения и менее строгое наказание не сможет обеспечить достижение целей наказания.
Изложенное позволяет сделать вывод, что именно характер совершенного правонарушения, его объективные признаки, предопределяют возможность применения в качестве наказания административного приостановления деятельности.
Исходя из содержания статьи 3.12 КоАП РФ для применения административного приостановления деятельности необходимо установление угрозы наступления неблагоприятных последствий жизни и здоровью людей.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Лекарственный препарат "лирика" относится к препаратам из категории так называемой "аптечной наркомании"; наркозависимые лица используют их вместо традиционных психотропных веществ. Из-за длительного приема указанного лекарственного препарата, лица, потребляющие его без назначения врача, в полной мере осознавать смысл и значение своих действий не могут. В течение нескольких месяцев приема указанных препаратов возникает зависимость от них. К таким лицам необходимо принимать меры для излечения от наркозависимости.
При этом в пункте 2, подпункта "е" пункта 11.1 "Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010 N 690, указано на то, что распространение и злоупотребление лекарственными средствами с психоактивным действием, находящимися в свободной продаже, способствующих формированию зависимых форм поведения, является одним из основных факторов, оказывающими негативное влияние на наркоситуацию в Российской Федерации, Таким образом, применение населением лекарственных средств без назначения и соответственно контроля со стороны медицинских специалистов (врача, фельдшера) создает угрозу здоровью и жизни граждан, так как практически все лекарственные препараты имеют противопоказания. Так же следует учесть, что при назначении лекарственных средств медицинские специалисты определяют необходимый курс лечения, длительность, кратность, разовые и суточные дозы лекарственных средств необходимых пациенту с учетом индивидуального течения заболевания. Бесконтрольное употребление лекарственных средств может вызвать ряд побочных эффектов, вплоть до летального исхода.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 32.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, или Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.
Оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности административного правонарушения, смягчающие и отягчающее административную ответственность обстоятельства, суд первой инстанции правомерно назначил обществу с ограниченной "Аптекаръ" наказание в виде приостановления лицензионной деятельности аптечного пункта, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 18а, на срок 30 (тридцать) суток, поскольку в данном случае нарушение лицензионных требований создает угрозу здоровью и безопасности граждан, а также нарушает установленные государством правила реализации жизненно важных препаратов.
В связи чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что административное приостановление деятельности аптечного пункта, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 18а, на срок 30 (тридцать) суток соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2019 по делу N А53-2803/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.