г. Челябинск |
|
17 апреля 2019 г. |
Дело N А07-21703/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Башкортостанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2019 по делу N А07-21703/2018 (судья Бахтиярова Х.Р.),
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Завод Николь-пак" - Буляков Марат Уралович (паспорт, доверенность от 20.02.2017),
Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления - Демина Елена Борисовна (удостоверение N 122633, доверенность от 09.01.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Завод Николь-пак" (далее - заявитель, ООО "Завод Николь-пак", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Башкортостанской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административном правонарушении N 10401000-609/2018 и N 10401000-666/2018 от 06.07.2018, которыми заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере по 20000 руб.
Решением суда первой инстанции от 07.02.2019 (резолютивная часть решения объявлена 31.01.2019) заявленные требования удовлетворены частично.
В удовлетворении заявления ООО "Завод Николь-пак" о признании незаконным и отмене Постановления Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления N 10401000-666/2018 от 06.07.2018 отказано. Постановление Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления N 10401000-609/2018 от 06.07.2018 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным решением, Башкортостанская таможня обжаловала его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконным постановления N 10401000-609/2018 от 06.07.2018.
В апелляционной жалобе Башкортостанская таможня выражает несогласие с выводом суда относительно того, что таможенному органу следовало расценивать несвоевременное представление статформ и представление статформ с недостоверными сведениями как одно противоправное деяние. Указывает, что каждое выявленное событие административного правонарушения образует самостоятельный состав административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Башкортостанской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества с ограниченной ответственностью "Завод Николь-пак" возражал доводам апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, пояснения сторон, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, при осуществлении контроля за своевременностью представления в Башкортостанскую таможню статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений старшим государственным таможенным инспектором Белорецкого таможенного поста Башкортостанской таможни Индейкиной И.З. выявлено, что 06.06.18 ООО "Завод Николь-пак" представило статистическую форму учета за отчетный период, апрель 2018 года, с нарушением срока установленного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - ПП РФ N 1329), а 09.06.2018 ООО "Завод Николь-пак" представило статистическую форму учета, в котором было несоответствие сведений данным, содержащимся в товаросопроводительных и коммерческих документах.
По фактам выявленных административных правонарушений 21.06.2018 должностным лицом Башкортостанской таможней составлены протоколы об административных правонарушениях N 10401000-609/2018 и N 10401000-666/2018.
ООО "Завод Николь-пак" уведомлен о дате и месте составления протоколов об административном правонарушении извещением (с уведомлением о вручении) N 037, N 038 - 18.06.2018.
На основании материалов проверки 06.07.2018 Башкортостанской таможней вынесены постановления N 10401000-609/2018 и N 10401000-666/2018 о назначении административных наказаний по ч.1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде взыскания с ООО " Завод Николь-пак " штрафа в размере по 20000 руб. за каждое нарушение.
Законный представитель ООО "Завод Николь-пак" надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административных правонарушениях (извещение Башкортостанской таможни от 25.06.2018 N 04-03-14/08467), о чем свидетельствует отчет об отслеживании извещения Башкортостанской таможни с почтовым идентификатором 45000024498589, сформированный на сайте Почта России 06.07.2018.
ООО " Завод Николь-пак " обратилось в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности N 10401000-666/2018 от 06.07.2018 и N 10401000-609/2018 от 06.07.2018.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставление недостоверных сведении и несвоевременного предоставления сведений статистической формы учета под регистрационным номером N 10401030/060618/С529548, а также недостоверных сведений в статистической форме N 10401030/130618/С568058 необходимо расценивать как одно деяние в рамках одного состава административного правонарушения.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.13 КоАП РФ, является порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами -членами ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых в РФ с территории государств -членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективную сторону административного правонарушения составляют следующие противоправные деяния: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы; представление в таможенный орган статистической формы, содержащей недостоверные сведения.
Субъектом административного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность своевременного представления в таможенный орган статистических форм, содержащих достоверные сведения, в рассматриваемом случае таким субъектом является ООО "Завод Николь-пак"
На основании ст. 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами-членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств-членов ЕАЭС в соответствии с Перечнем статистических показателей официальной статистической информации, представляемой Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), и Форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решениями Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств-членов Евразийского экономического союза".
В силу п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации (далее - Закон N 311-ФЗ) в функции таможенных органов Российской Федерации входит, в том числе ведение таможенной статистики внешней торговли, статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и специальной таможенной статистики.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Исходя из части 3 статьи 104 Закона N 311-ФЗ порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами -членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств -членов Евразийского экономического союза.
Согласно абзацу 3 пункта 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее -заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (абзац 4 пункта 5 Правил).
В силу пункта 6 Правил статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем.
Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Абзац 1 пункта 7 Правил предусматривает, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно п. 9 Правил заявители, допустившие факты представления недостоверных сведений, в том числе при обнаружении этих фактов самими заявителями, представляют в таможенный орган новую статистическую форму и заявление об аннулировании статистической формы, в котором должны быть указаны системный номер аннулируемой статистической формы, перечень вносимых изменений, обоснование для внесения изменений и необходимые пояснения. Заявление об аннулировании подается в таможенный орган в течение 10 рабочих дней с момента обнаружения факт заявления недостоверных сведений.
В соответствии с п. 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что обществом представлена статистическая форма учета с нарушением установленного срока.
Так, 06.06.2018 в адрес Белорецкого таможенного поста Башкортостанской таможни посредством ЕМ8 почты поступила статистическая форма учета перемещения товаров от ООО "Завод Николь-пак", о чём свидетельствует дата на штампе Белорецкого таможенного поста Башкортостанской таможни, системный номер 2100180605-07232230, принятая и зарегистрированная таможенным органом N 10401030/060618/С529548.
Согласно сведениям, указанным в статистической форме 10401030/060618/С529548, системный номер 2100180605-07232230, ООО "Завод Николь-пак" во исполнение договора поставки N 084/03/2018/БШ от 12.03.2018 получило из Республики Беларусь: товар 1 - УХ-КСН для фильтр-пресса УХ-20, код ТН ВЭД ЕАЭС8421990008, страна происхождения товара -Беларусь, вес нетто - 0,4 кг, стоимость - 572 Евро, Продавец -ТехноМиксЦентр, 224020, БЕЛАРУСЬ, Брест, Московская, 208-3. Отчетный период - апрель 2018 года.
Исходя из требований Правил, статистические формы учета за полученные в апреле 2018 г. товары, ООО "Завод Николь-пак" должно было представить в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар получен на склад, т.е. до 15.05.2018 включительно. Однако в нарушение данных требований ООО "Завод Николь-пак" представило указанную статистическую форму отчета за период - апрель 2018 года 06.06.2018, т.е. с нарушением установленного срока.
За несвоевременное представление обществом статистической формы под регистрационным номером N . 10401030/060618/С529548, системный номер 2100180605-07232230 административным органом вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности N 10401000-609/2018 от 21.06.2018 по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении правонарушения исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля заявителя, а также подтверждающих, что им предпринимались исчерпывающие меры по соблюдению требований действующего законодательства, в материалы дела не представлено.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, установлен.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Также, 08.06.2018 в адрес Белорецкого таможенного поста от ООО "Завод Николь-пак" поступило письмо, согласно которому в статистической форме учета перемещения товаров регистрационный номер 10401030/060618/С529548 обнаружена техническая ошибка в связи с чем Общество просит ее аннулировать. Одновременно сообщено, что Обществом подана новая статистическая форма учета перемещения товаров под системным номером 2100180608-16263240.
09.06.2018 в адрес Белорецкого таможенного поста Башкортостанской таможни посредством ЕМ8 почты (о чём свидетельствует дата на штампе, проставленном на конверте почтовой службы.) поступила статистическая форма учета перемещения товаров от ООО "Завод Николь-пак" системный номер 2100180608-16263240, принятая и зарегистрированная таможенным органом, регистрационный номер N 10401030/130618/С568058.
Данная статистическая форма подана взамен ранее зарегистрированной статистической формы N 10401030/060618/С529548, системный номер 2100180605-07232230.
Согласно сведениям, указанным в статистической форме 10401030/130618/С568058, системный номер 2100180608-16263240, ООО "Завод Николь-пак" во исполнение договора поставки N 084/03/2018/Я11 от 12.03.2018 получило из Республики Беларусь:
товар 1 - УХ-ЯСН для фильтр-пресса УХ-20, код ТН ВЭД ЕАЭС8421990008, страна происхождения товара - Беларусь, вес нетто - 0,4 кг, стоимость - 572 Евро, Продавец - ТехноМиксЦентр, 224020, БЕЛАРУСЬ, Брест, Московская, 208-3.
Отчетный период - апрель 2018 года.
Из представленного ООО "Завод Николь-пак" товаросопроводительного документа - счет-фактуры N 265 от 26.03.2018 следует, что сведения, указанные в статистической форме N10401030/130618/С568058 являются недостоверными.
В графе 15 статистической формы N 10401030/130618/С568058 указана страна происхождения Беларусь, тогда как согласно счет-фактуре N 265 от 26.03.2018 страной происхождения товара "УХ-ЯСН для фильтр-пресса УХ20ТН" ВЭД ЕАЭС-8421990008, является Словакия.
Постановлением N 10401000-666/2018 от 06.07.2018 общество признано виновным в совершении административного правонарушение, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., по факту представления статистической формы под регистрационным номером N .10401030/130618/С568058, поданной взамен ранее зарегистрированной и аннулированной N . 10401030/060618/С529548, содержащей недостоверные сведения.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении правонарушения исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что постановлением N 10401000-609/2018 от 06.07.2018 общество повторно привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения.
Согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение.
Как верно установлено судом первой инстанции основанием для вынесения постановлений N 10401000-609/2018 и N 10401000-666/2018 от 06.07.2018 послужили обстоятельства, установленные в рамках одной проверки на предмет соблюдения таможенного законодательства при предоставлении статистической формы учета перемещения товаров под регистрационным номером N 10401030/060618/С529548 вначале поданной несвоевременно и с ошибками, а потом поданной с частичным исправлением ошибки (исправлена информация по весу нетто товара) взамен аннулированной статистической формы учета N 10401030/060618/С529548, содержащей также недостоверные сведения о стране происхождения товара,
Согласно ч. ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных Законом.
Основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормами права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В настоящем случае общество не может быть привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ повторно за один и тот же факт противоправного деяния.
При таких обстоятельствах оспариваемое в настоящем деле постановление от 06.07.2018 N 10401000-609/2018 суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил.
Привлечение общества к ответственности произведено судом первой инстанции в пределах установленного законно срока давности.
Назначенное судом первой инстанции наказание соответствует санкции ч.1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, а также характеру допущенного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2019 по делу N А07-21703/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Башкортостанской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.