г. Санкт-Петербург |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А26-12108/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5615/2019) ООО "Надвоицкая управляющая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.01.2019 по делу N А26-12108/2018 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению ООО "Надвоицкая управляющая компания"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
о признании недействительным предписания ЛК040/155/2405 от 04.10.2018
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Надвоицкая управляющая компания" (ОГРН 1151001007112, ИНН: 1006013216, адрес: 186420, Республика Карелия, район Сегежский, город Сегежа, улица Мира, дом 14, офис 2; далее - заявитель, Общество, ООО "НУК") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания от 04.10.2018 N ЛК 040/155/2405, выданного Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (ОГРН 1091001011265, ИНН: 1001225288, адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Фридриха Энгельса (Центр р-н), дом 4; далее - Комитет).
Решением суда от 21.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт о признании недействительным предписания от 04.10.2018 N ЛК 040/155/2405.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на неисполнимость выданного Комитетом предписания, ввиду отсутствия в нем указаний кому и в каком размере следует произвести корректировку выставленной платы. Заявитель также указывает, что в соответствии с договором управления многоквартирным домом N 12, результаты голосования которого не были обжалованы собственниками в установленном законом порядке, установление размера ежемесячной платы за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в размере 1, 07 руб./кв. м являлось правомерным.
Отзыв на апелляционную жалобу Комитетом не представлен.
Участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ООО "НУК" является держателем лицензии от 18.06.2015 N 120 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и осуществляет функции управляющей организации многоквартирного дома N 12 по улице Строителей в поселке городского типа Надвоицы Сегежского района Республики Карелия в соответствии с договором управления от 01.05.2018.
Приложением N 2 к договору установлено, что в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, включена услуга "организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов" и ее ежемесячная стоимость - 1, 07 руб./кв. м (том 1, лист дела 28).
В связи с обращением жильца МКД N 12 о неправомерном взимании Обществом платы за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) и на основании распоряжения от 17.09.2018 N ЛК 018/Р/2414 сотрудником Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, в чьи полномочия входит региональный государственный жилищный надзор за деятельностью юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами (подпункт 2 пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 368-П), проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований.
По результатам проверки составлен акт от 04.10.2018 N ЛК 040/А/2414, в котором зафиксированы нарушения Обществом части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ, а именно: ООО "НУК" неправомерно начисляло жильцам МКД N 12 плату за организацию и содержание мест накопления ТКО в составе платы за содержание общего имущества МКД в размере 1 руб. 07 коп. за 1 кв.м. в период с мая по август 2018 года, при том, что контейнерные площадки в состав общедомового имущества не включены.
04.10.2018 Комитетом выдано предписание N ЛК 040/155/2405, согласно которому Обществу в течение 20 дней с момента получения предписания, в соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, надлежит произвести корректировку выставленной с мая 2018 года собственникам помещений дома N 12 по улице Строителей в поселке Надвоицы платы за содержание общего имущества путем исключения платы за организацию и содержание мест накопления ТКО в размере 1 руб. 07 коп. за 1 кв.м. (пункт 1) и далее производить начисление платы без указанной составляющей (пункт 2).
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Перечень лицензионных требований предусмотрен статьей 193 ЖК РФ и Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании).
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения и коммунальные услуги вносится управляющей организации. Соответственно, в обязанности управляющей организации входит правильное определение размера платы за содержание общего имущества и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (в редакции, действовавшей до 27.12.2018, то есть на момент выставления оспариваемого предписания) предусматривалось, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
В договоре управления многоквартирным домом должен быть указан состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление (пункт 1 части 3 статьи 162 ЖК РФ).
Из совокупности вышеназванных норм следует, что обязанность по внесению платы за организацию и содержание мест накопления ТКО возникает у собственников помещений многоквартирного дома только в тех случаях, когда указанные места, в том числе контейнерные площадки, расположены на общедомовой территории
Согласно материалам дела, в письме от 26.09.2018 N 432 ООО "НУК" указало, что с мая 2018 года услуги по вывозу мусора жильцам дома N 12 по улице Строителей в поселке Надвоицы в рамках договора управления не оказываются, данные работы выполняются региональным оператором по обращению с ТКО по прямым договорам с жильцами.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на территории Республики Карелия, статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен ООО "АвтоСпецТранс", обеспечивающему сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, размещение ТКО.
Как верно установил суд первой инстанции, Обществом не заключен договор с ООО "АвтоСпецТранс", основания для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО у заявителя отсутствуют.
Согласно пояснениям Общества, до мая 2018 управляющая организация производила начисление платы за содержание общего имущества в размере 17, 05 руб./кв.м., в том числе 2,34 руб./кв.м. за вывоз и утилизацию ТБО (1,27 руб./кв.м. - вывоз и утилизация ТБО + 1,07 руб./кв.м. - услуги по содержанию мест накопления мусора).
В связи с изменениями в законодательстве, плата за вывоз и утилизацию ТБО в размере 1, 27 руб./кв.м. исключена из перечня по содержанию и текущему ремонту. С 01.05.2018 тариф на содержание общего имущества МКД N 12 составляет 15,78 руб./кв.м. Перерасчет платы за май 2018 произведен собственникам МКД N12 в платежном документе за июль 2018.
Обжалуя решение суда от 29.01.2019, Общество указывает, что в соответствии с договором управления многоквартирным домом N 12, результаты голосования которого не были обжалованы собственниками в установленном законом порядке, установление размера ежемесячной платы за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в размере 1,07 руб./кв. м являлось правомерным.
Суд апелляционной инстанции отклоняет означенный довод, ввиду отсутствия доказательств наличия в составе общедомового имущества дома N 12 по улице Строителей в поселке Надвоицы земельного участка, на котором могли бы находиться специальные площадки для складирования мусора.
Апелляционная коллегия находит обоснованной позицию суда первой инстанции о критичной оценке указания в подпункте 10 пункта 2.2 приложения N 1 к договору управления от 18.05.2018 на то, что к общему имуществу дома относятся площадки различного назначения (в том числе контейнерные), поскольку в этом же подпункте содержится положение, что "при отсутствии в многоквартирном доме какого-либо имущества, перечисленного в перечне, данное имущество исключается".
В соответствии с приложением N 1 к договору управления от 01.08.2015 земельный участок спорного дома указан как "площадь застройки". Контейнерные площадки в состав общего имущества МКД не включены.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что начисление платы за содержание мест накопления мусора в составе платы за содержание общего имущества производилось без достаточных на то оснований, а именно при отсутствии у собственников помещений дома обязанности содержать место складирования ТКО.
Довод подателя жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания отклоняется апелляционной инстанцией в силу следующего.
Оспариваемое предписание Комитета правомерно адресовано ООО "НУК", как обладателю лицензии. Содержание предписания в полной мере позволяет определить способ его исполнения и устранения выявленных нарушений.
Оснований полагать, что у Общества отсутствует реальная возможность исполнить предписание, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно материалам дела оспоренное предписание соответствует нормам законодательства, выдано в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований. Таким образом, по мнению апелляционной коллегии, оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить Обществу в целях соблюдения законодательства. В оспоренном предписании приведены нарушенные нормы законодательства. При этом, данные требования направлены на устранение выявленных нарушений, следовательно, содержание предписания ясно позволяет определить какое нарушение Обществу необходимо устранить и каким способом, в связи с чем предписание отвечает принципам определенности и исполнимости.
Вопреки доводам подателя жалобы, нарушений требований Закона N 294-ФЗ при проведении проверки Комитетом не усматривается.
Согласно части 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи, из которой следует что внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В силу части 2 статьи 196 ЖК РФ должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Закона N 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица уполномоченного органа обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда.
Исходя из подпункта 2 пункта 1 и подпункта 11 пункта 9 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 368-П, Комитет, являясь органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляет на территории Республики Карелия региональный государственный жилищный надзор и лицензионный контроль в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Взимание платы за оказание услуг по управлению многоквартирным домом непосредственно обусловлено оказанием этих услуг, в связи с чем разрешение вопроса об их надлежащей оплате, начислению такой платы подпадает под лицензионный контроль деятельности по управлению многоквартирным домом, предусмотренный жилищным законодательством.
Согласно материалам дела, внеплановая документарная проверка лицензиата была проведена уполномоченным органом исполнительной власти; основанием для проведения проверки явилось обращения граждан о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Комитетом надлежащему субъекту в пределах предоставленных полномочий при наличии к тому достаточных оснований и является исполнимым.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы Общества, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
По мнению апелляционной коллегии, судом правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.01.2019 по делу N А26-12108/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.