18 апреля 2019 г. |
Дело N А84-3785/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Голика В.С.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - Бабенко Е.В.;
иные лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр упаковки и дизайна" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 декабря 2018 года по делу N А84-3785/2018 (судья Мирошник А.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр упаковки и дизайна" (299029, ул. Шабалина, д. 29, г. Севастополь)
к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (299011, ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь)
о признании недействительным предписания,
установил:
12.10.2018 общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центр упаковки и дизайна" (ОГРН 1169204052610 - л.д. 83, 134-138, 110-119 т. 1) в интересах ООО "Центр упаковки и дизайна" (ОГРН 1149204022329 - л.д. 139-149 т. 1, далее ООО "Центр упаковки и дизайна" или заявитель) подало в Арбитражный суд города Севастополя заявление о признании недействительным предписания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (ОГРН 1149204007083 - л.д. 120-128 т.1, далее - Департамент или административный орган) N 60 от 13.09.2018 о демонтаже 35 рекламных конструкций (билбордов) (л.д. 9-15 т. 1).
Требования мотивированы тем, что предписание вынесено с превышением полномочий Департамента, не являющегося органом местного самоуправления; заявитель вправе продолжать размещать билборды после окончания срока действия разрешений на их размещение, так как до определения победителя на размещение рекламных конструкций действует заключенный с заявителем договор на размещение рекламных конструкций; подлежащий демонтажу билборд по ул. Хрусталева - поворот на Камышовое шоссе заявителю не принадлежит.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований, так как в силу специальных норм права, действующих на территории города федерального значения Севастополя, Департамент уполномочен на вынесение предписаний о демонтаже рекламных конструкций; срок разрешений на размещение билбордов истек 18.08.2018, а заключенный заявителем договор на эксплуатацию рекламных конструкций не заменяет разрешения и действовал до 18.08.2018; к возникшим 13.09.2018 правоотношениям по демонтажу рекламных конструкций не может быть применено утратившие 20.02.2016 действие постановление Правительства Севастополя N 422 (л.д. 99-105 т. 2).
ООО "Центр упаковки и дизайна" подана апелляционная жалоба, которой заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права. В апелляционной жалобе приведены те же доводы о праве заявителя на размещение рекламных конструкций на основании договора, что и в заявлении (л.д. 119-123 т. 2).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель Департамента возражал против отмены решения суда, так как срок выданных заявителю разрешений на размещения рекламных конструкций истек, договор на размещение рекламных конструкций также действует в пределах срока действия названных разрешений; Департамент полномочен на вынесение предписаний о демонтаже незаконно размещенных рекламных конструкций; оспариваемое предписание вынесено в отношении принадлежащих заявителю билбордов; заявитель не доказал того, что места, на которых размещены подлежащие демонтажу билборды, являются свободными.
Представитель заявителя повторно не явился в судебное заседание.
О месте и времени судебного заседания извещен определением от 21.03.2019, копию которого получил 27.03.2019, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 131-133 т. 2).
23.03.2019 информация о судебном заседании размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции), о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 134 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание участников, достаточность доказательств для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившегося лица.
В соответствии со 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства (л.д. 137-152 т. 2, 3-28 т. 3) и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
13.09.2018 Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя на основании актов обследования от 11.09.2018 (л.д. 33-66 т.2, 22-32 т. 2, 28 т. 3) вынесено предписание N 60 (л.д. 82 т. 1), которым ООО "Центр упаковки и дизайна" предписано в течение 30 дней со дня выдачи предписания демонтировать расположенные в городе Севастополе 35 рекламные конструкции - билборды 3x6 м, по разрешениям со сроком до 18.08.2018:
1) N 89 ул. ул. Руднева район центра занятости (л.д. 38 т.1),
2) N 91 ул. Вакуленчука, остановка Маяк (л.д. 39 т.1),
3) N 92 ул. Руднева (дислокация N 94) (л.д. 40 т.1),
4) N 93 ул. Руднева (дислокация N 4) (л.д. 41 т.1),
5) N 94 ул. Пожарова (дислокация N 179) (л.д. 42 т.1),
6) N 95 ул. Пожарова (район дома N 44) (дислокация N 176) (л.д. 43 т.1),
7) N 96 ул. Пожарова (район дома N 2) (дислокация N 175) (л.д. 44 т.1);
8) N 97 ул. Хрусталева-поворот на Камышовое шоссе (дислокация N 138) (л.д. 45 т.1, 75-77, 142-146 т. 2),
9) N 98 пр. Ген. Острякова (дислокация N 50) (л.д. 46 т.1),
10) N 99 пр. Генерала Острякова, поворот на ул. Хрусталева (дислокация N 76) (л.д. 47 т.1),
11) N 100 7 км Балаклавского шоссе (схема N1, поз. N 44) (л.д. 48 т.1),
12) N 101 7 км Балаклавского шоссе (дислокация N 42) (л.д. 49 т.1),
13) N 102 пр. Генерала Острякова (Хрюкинский рынок) (дислокация N 82) (л.д. 50 т.1),
14) N 103 ул. Хрусталева, перед поворотом на ул. Силаева (дислокация N 111) (л.д. 51 т.1),
15) N 104 ул. Хрусталева, перекресток ул. Хрусталева и ул. Силаева (дислокация N 110) (л.д. 52 т.1),
16) N 191 перекресток пр. Победы и ул. Горпищенко (л.д. 53 т.1),
17) N 232 перекресток ул. Токарева и ул. Гидрографическая (л.д. 54 т.1),
18) N 233 пр. Героев Сталинграда, напр. Кафе "Оболонь" (л.д. 55 т.1),
19) N 275 ул. Шабалина, 27, поворот на Молочную балку (л.д. 56 т.1),
20) N 287 ул. Героев Севастополя, напротив дома N 10(л.д. 57т.1),
21) N 288 ул. Вокзальная, предварительные кассы (л.д. 19-27 т.3),
22) N 289 ул. Героев Севастополя, напротив дома N14 л.д. 58 т.1),
23) N 322 ул. Правды, район дома N 27(л.д. 59 т.1),
24) N 325 Камышовое шоссе, поворот на б. Казачья (л.д. 60 т.1),
25) N 326 ул. Стрелецкая балка - поворот на 5-1 микрорайон (л.д. 61 т.1),
26) N 327 ул. Вакуленчука, район АЗС "Акар" (л.д. 62 т.1),
27) N 331 ул. Правды, поворот на Камышовое шоссе (л.д. 63 т.1),
28) N 333 ул. Вакуленчука, поворот на 5-й микрорайон (л.д. 64 т.1),
29) N 334 ул. Вакуленчука, остановка Студгородок (л.д. 65 т.1),
30) N 456 пл. Привокзальная, ж.д. вокзал (поворот на автовокзал) (л.д. 147-152 т.2),
31) N 457 пл. Привокзальная, справа от тр. остановки ж/д вокзал (л.д. 11-18 т.3),
32) N 458 пл. Привокзальная, ж/д вокзал (л.д. 3-10 т. 3),
33) N 1130 пр. Героев Сталинграда, район Сталинградского рынка (л.д. 66т.1),
34) N 1134 ул. Вакуленчука, Стрелецкая балка (л.д. 67 т.1),
35) N 1135 пр. Октябрьской Революции, район Юмашевского рынка (л.д. 68 т.1).
17.09.2018 предписание получено заявителем по почте (л.д. 21 т. 2).
Из названных разрешений следует, что первоначально эти разрешения были выданы ООО "Мета Юг", потом переоформлены на ООО "Центр упаковки и дизайна", включая разрешение N 97 на размещение билборда по ул. Хрусталева; срок действия этих разрешений продлевался, окончательно определен до 18.08.2018.
Также представленный заявителем договор аренды от 03.01.2018 рекламных конструкций опровергает доводы заявителя о том, что рекламная конструкция по ул. Хрусталева - поворот на Камышовое шоссе, на которую выдано разрешение N 97, заявителю не принадлежит. По этому договору заявитель распорядился этой конструкцией - передал в аренду (л.д. 22-29 т. 1).
30.12.2014 между Управлением архитектуры и градостроительства Департамента архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя (ОГРН 1149204004014) и заявителем был заключен договор, по которому Управление предоставило ООО "Центр упаковки и дизайна", места для размещения 44 рекламных конструкций, в том числе перечисленные в оспариваемом предписании и названных разрешениях 35 рекламных конструкций (л.д. 69-81 т.1, 83-94 т. 2).
Этим договором определен срок его действия - на период действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, определяемый в соответствии с постановлением Правительства Севастополя N 422 от 28.10.2014, о чем указано в пункте 2.1 договора.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (ред. от 03.08.2018, далее Закон о рекламе), как установка, так и эксплуатация рекламной конструкции допускаются только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Часть 10 статьи 19 Закона о рекламе предусматривает, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого истек, не допускаются; в случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Часть 21 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает обязанность владельца рекламной конструкции осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Согласно пунктам 6.1, 6.2 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Севастополя, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 22.12.2016 N 1220-ПП (ред. от 09.07.2018, далее Правила N 1220-ПП), уполномоченный орган проводит мониторинг и выявляет самовольные рекламные конструкции; в случае выявления самовольных рекламных конструкций, составляется акт обследования рекламной конструкции по форме согласно приложениюN 4 к настоящим Правилам, на основании которого владельцу самовольной рекламной конструкции выносится предписание о необходимости демонтажа данной конструкции по форме согласно приложениюN 5 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2017, далее - ФКЗ N 6-ФКЗ) до 1.01.2019 на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) установлены особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения. К таким особенностям, в частности, отнесено:
- осуществление местного самоуправление органами местного самоуправления на внутригородских территориях, определение по законам субъектов Российской Федерации - городов федерального значения перечней вопросов местного значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства,
- осуществление органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, предусмотренные федеральными законами, только в случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Законом Севастополя "О Правительстве Севастополя" от 30.04.2014 N 5-ЗС (в ред. от 27.09.2017) предусмотрено, что Правительство в пределах своих полномочий регулирует вопросы благоустройства города Севастополя.
В соответствии с Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2016 N 1300-ПП (ред. от 09.07.2018):
пункт 1.1 - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя;
пункт 2.7 - Департамент осуществляет в пределах компетенции реализацию функций государственного управления в сфере комплексного освоения территорий, а также комплексного устойчивого развития территорий города Севастополя;
пункты 3.40, 3.41 - для реализации указанных в разделе 2 настоящего Положения целей и задач Департамент наделяется полномочиями в установленной сфере деятельности: обеспечение разработки, согласование и утверждение схемы размещения рекламных конструкций, внесение изменений в нее; осуществление мониторинга размещения рекламных конструкций и объектов информации на территории города Севастополя на предмет наличия разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, согласования размещения информационных конструкций;
пункты 3.35, 3.57 и 3.58 - Департамент обеспечивает в пределах компетенции: вынесение обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами предписаний об устранении нарушений законодательства, регламентирующего требования к размещению, содержанию и внешнему виду информационных конструкций на территории города Севастополя; принятие решений об аннулировании ранее выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе и правовыми актами города Севастополя; осуществление централизованного учета рекламных конструкций и мест их установки на территории Севастополя.
Таким образом, оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, а доводы заявителя о компетенции на вынесение предписания о демонтаже рекламных конструкций только у органа местного самоуправление не основаны на нормах законодательства, в том числе, регулирующих особенности таких правоотношений на территории города федерального значения Севастополя.
Из установленных обстоятельств следует, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с требованиями норм действующего законодательства и при доказанности обстоятельств, с которыми закон связывает обязанность демонтажа рекламных конструкций - отсутствие действующего разрешения на размещение рекламной конструкции.
Также не состоятельны доводы заявителя о его праве продолжать размещение рекламных конструкций после истечения срока действия разрешений на размещение рекламных конструкций исходя из следующего.
Действительно, на момент заключения заявителем договора на размещение рекламных конструкций действовало Постановление Правительства Севастополя от 28 октября 2014 года N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" (ред. от 03 декабря 2014 года, далее - Постановление Правительства Севастополя N 422).
Пунктами 3-5 этого Постановления предусматривалось право продолжать пользоваться свободным местом для размещения рекламной конструкции по разрешениям, выданным до 21.03.2014 и срок действия по которым истек после 21.03.2014, до проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако к свободным местам это Постановление относило места, которые включены в соответствующую Схему размещения рекламных конструкций в городе Севастополе, утвержденную в установленном законом порядке.
Как следует из пояснений представителя Департамента места, на которые претендует заявитель, в действующую Схему размещения рекламных конструкций в городе Севастополе не включены. Заявитель доказательств обратного не представил.
Кроме того, 20.02.2016 опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя Постановление от 19.02.2015 N 101-ПП, которым Постановление Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" признано утратившим действие.
Таким образом, уполномоченным органом в пределах полномочий и без нарушений норм действующего законодательства и при наличии оснований вынесено предписание, которое не нарушает прав и законных интересов заявителя, так как последний не имеет права на размещение названных выше рекламных конструкций.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции судебный акт принят при правильном применении и без нарушений норм материального права и процессуального права; безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 декабря 2018 года по делу N А84-3785/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр упаковки и дизайна" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.С. Голик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.