16 апреля 2019 г. |
Дело N А43-45106/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2019.
Полный текст постановления изготовлен 16.04.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.11.2018 по делу N А43-45106/2017,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению акционерного общества "ТехмонтажСервис" (ОГРН 1125262003052, ИНН 5260324736) о признании недействительным решения Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, выраженного в письме от 18.10.2017 N 326-03-02-27061/17,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Нижнего Новгорода, Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "ТехмонтажСервис" - Зубкова Т.И. по доверенности от 05.02.2018 сроком действия 3 года.
Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, администрация города Нижнего Новгорода, Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя акционерного общества "ТехмонтажСервис", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Акционерному обществу "ТехмонтажСервис" (далее - Общество) на праве собственности принадлежат следующие нежилые здания:
оперативная башня 5-этажная (подземных этажей - 1), общая площадь 146,4 кв.м, расположенная по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д. 96Б, кадастровый номер 52:18:0030089:524;
административно-производственное здание, общая площадь 1504 кв.м, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д.96Б, кадастровый номер 52:18:0030089:525.
Обществом принято решение о приобретении на праве аренды земельного участка, на котором расположены указанные объекты недвижимости, для чего получено постановление администрации города Нижнего Новгорода (далее - администрация) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 14.02.2014 N 426, постановлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030094:215.
Общество 18.09.2017 обратилось в Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030094:215, общей площадью 946 кв.м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул.Интернациональная, д.96Б (литеры А, А1, А2, Б), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилыми зданиями, с целью эксплуатации и обслуживания расположенных на нем зданий.
Письмом от 18.10.2017 N 326-03-02-27061/17 Министерство отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду. В обоснование своего отказа Министерство сослалось на положения пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также тот факт, что разрешенное использование земельного участка ("под нежилыми зданиями") не соответствует видам разрешенного использования, установленным градостроительными регламентами для территориальной зоны ЦД-1, в которой он расположен.
Общество не согласилось с решением Министерства и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Министерства, выраженного в письме от 18.10.2017 N 326-03-02-27061/17.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация, Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (далее - Департамент).
Решением от 29.11.2018 Арбитражный суд Нижегородской области заявленное Обществом требование удовлетворил.
Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Как поясняет заявитель жалобы, поскольку Департаментом установлено, что предполагаемая цель использования испрашиваемых Обществом земельных участков не соответствует основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны, Министерство отказало Обществу в предоставлении в аренду спорного земельного участка, указав на необходимость обращения в Министерство с заявлением об изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
Министерство указывает, что на момент обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка разрешенное использование испрашиваемого земельного участка "под нежилыми зданиями" не поименовано в Правилах землепользования и застройки г. Нижнего Новгорода от 24.09.2014 N 129 для зоны делового центра ЦД-1 и не входит в перечень видов разрешенного использования, установленных федеральным классификатором.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Администрация и Департамент отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Министерства, администрации и Департамента.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 39.8 ЗК РФ).
Согласно пункту 17 части 8 статьи 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с условиями части 12 названной статьи ЗК РФ при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение в собственность или аренду земельных участков. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до 49 лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке (подпункт 17 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ).
Как указано в пункте 14 статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии такого основания как разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Судом первой инстанции установлено, что Обществу на праве собственности принадлежат нежилые здания, а именно: оперативная башня, 5-этажная (подземных этажей - 1), общая площадь 146,4 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030089:524, административно-производственное здание, общая площадь 1504 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030089:525, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Интернациональная, д.96Б.
Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030094:215, общей площадью 946 кв.м, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Интернациональная, д.96Б (литеры А, А1, А2, Б), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилыми зданиями, с целью эксплуатации и обслуживания расположенных на нем зданий.
Письмом от 18.10.2017 N 326-03-02-27061/17 Министерство отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду. В обоснование своего отказа Министерство сослалось на положения пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ, а также тот факт, что разрешенное использование земельного участка ("под нежилыми зданиями") не соответствует видам разрешенного использования, установленным градостроительными регламентами для территориальной зоны ЦД-1, в которой он расположен.
Кроме того, Министерство дополнительно указало на то, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линиях перспективной магистральной линии районного значения, в связи с чем он не может быть предоставлен в аренду.
Между тем Обществом представлено заключение 2018 года, изготовленное обществом с ограниченной ответственностью "НОРА", согласно которому планируемая ППМ (проект планировки и межевания территории в границах улиц Июльских дней, Приокской, реки Ока, улицы Октябрьской революции, площади Комсомольской в Канавинском и Ленинском районах города Нижнего Новгорода) дорога по ул. Робеспьера (условно согласно графическому плану ППМ лист 1) не проходит через участок с кадастровым номером 52:18:0030094:215.
Достоверность названного заключения специалиста не опровергнута Министерством.
Градостроительное заключение, подготовленное Департаментом градостроительного развития территории Нижегородской области, со ссылкой на банк данных градостроительной деятельности Нижегородской области, не соответствует представленным в материалы дела документам.
Следует также учесть, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В пункте 2 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Положения действующего законодательства свидетельствует о том, что в предоставлении земельного участка в собственность может быть отказано в случаях, если земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте. Возможность отказа собственнику строения в предоставлении в аренду (пользование) земельного участка, на котором расположено данное строение, законом не предусмотрена. Таким образом, установлен запрет на предоставление земельного участка в собственность, но не в аренду.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации "красные линии" могут обозначать как существующие, так и планируемые границы территорий общего пользования, размещение которых планируется в будущем.
В данном случае "красные линии" обозначают лишь планируемую к строительству дорогу, что само по себе не свидетельствует об изъятии территории из оборота, а также никоим образом не препятствует фактическому использованию данного участка в соответствии с разрешенным использованием.
Доводы Министерства со ссылками на положения пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ, а также тот факт, что разрешенное использование земельного участка ("под нежилыми зданиями") не соответствует видам разрешенного использования, установленным градостроительными регламентами для территориальной зоны ЦД-1, в которой он расположен, судом первой инстанции правомерно отклонены как необоснованные.
Как установлено судом по материалам дела, Обществом в заявлении при обращении в Министерство была указана цель использования земельного участка - эксплуатация и обслуживание расположенных на нем зданий. Вид деятельности, осуществляемый на испрашиваемом участке - эксплуатация и обслуживание расположенных на нем нежилых зданий.
Для испрашиваемого земельного участка установлен вид разрешенного использования "под нежилыми зданиями", для указанных целей использования спорный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет (т.1 л.д.15).
Таким образом, разрешенное использование земельного участка соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка в аренду. Разрешенное использование испрашиваемого земельного участка установлено постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 14.02.2014 N 426 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по ул. Интернациональная, д.96Б в Канавинском районе города Нижнего Новгорода", то есть до дня введения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
При таких условиях суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовые основания для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка отсутствовали.
Одновременно суд посчитал необходимым в качестве правовосстановительной меры обязать Министерство в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему судебному делу подготовить проект договора аренды земельного участка общей площадью 946 кв.м с кадастровым номером 52:18:0030094:215, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, улица Интернациональная, д. 96Б (литеры A, Al, А2, Б), сроком на 49 лет для эксплуатации и обслуживания расположенных на нем зданий, и направить его Обществу с предложением о заключении соответствующего договора.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Министерство от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.11.2018 по делу N А43-45106/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.