г. Вологда |
|
17 апреля 2019 г. |
Дело N А66-16835/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 апреля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Молмаркет" на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 ноября 2019 года по делу N А66-16835/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Молмаркет" (ОГРН 1154004000480, ИНН 4022005024; адрес: 249910, Калужская область, город Юхнов, улица Ф.Энгельса, дом 10; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области (ОГРН 1056900013752, ИНН 6901070100; адрес: 170008, Тверская область, город Тверь, улица Озерная, дом 9; далее - управление) о признании незаконным и отмене предписания от 07.09.2018 N 02-22/16.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22 ноября 2018 года в удовлетворении требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда установленным и исследованным обстоятельствам. Считает, что судом неправомерно отклонено ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество и управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, от общества поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения" и в рамках выполнения плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на 2018 год, утвержденного приказом Россельхознадзора от 28.12.2017 N 1304, должностным лицом управления 16.08.2018 в магазине N 19 общества с ограниченной ответственностью "Флуидор", расположенном по адресу: Тверская область, поселок Пено, улица Советская, дом 7 отобрана проба молока питьевого ультрапастеризованного, м. д. ж 3.2 % "Самое любимое", выработанного обществом, и направлена для проведения исследований в федеральное государственное бюджетное учреждение "Тверская межобластная ветеринарная лаборатория".
В результате проведенных лабораторных исследований в пробе молока питьевого выявлено присутствие растительных масел и жиров на растительной основе, что не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" (далее - TP ТС 033/2013).
Данный факт подтверждается протоколом испытаний от 28.08.2018 N 635-м69-7-464.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 07.09.2018 N 02-22/16 с требованием прекратить действие декларации о соответствии ЕАЭС от 22.06.2018 N RU Д-RU.АЕ05.В.03796.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходил из следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено управлением, на проверенную молочную продукцию у общества имеется декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.АЕ05.В.03796 от 22.06.2018, согласно которой заявитель подтверждает соответствие молочной продукции в том числе требованиям TP ТС 033/2013.
В соответствии с пунктом 30 TP ТС 033/2013 молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна.
Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно пункту 31 названного Технического регламента производство молочной продукции должно осуществляться из сырого молока, и (или) сырого обезжиренного молока, и (или) сырых сливок, соответствующих требованиям безопасности, установленным настоящим техническим регламентом, и подвергнутых термической обработке, обеспечивающей получение молочной продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента.
В TP ТС 033/2013 "закреплено определение понятия молока, так, "молоко" - это продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.
Таким образом, как верно указанно управлением, при наличии растительных масел и жиров на растительной основе, данный продукт не является молоком.
Согласно статье 13 Закона N 29-ФЗ к отношениям, связанным с государственным надзором в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов применяются, в том числе, положения Закона о техническом регулировании.
Положениями части 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) закреплено право органов государственного контроля (надзора) выдавать предписания о приостановлении или прекращении действия декларации соответствия продукции, что согласно части 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ влечет обязанность лица, которому выдана декларация, приостановить или прекратить реализацию продукции.
В силу пункта 19 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41 "О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза" основаниями для прекращения действия декларации о соответствии, в том числе является: выдача заявителю органом государственного контроля (надзора) предписания (принятие указанным органом решения) о прекращении действия декларации о соответствии, зарегистрированной в национальной части единого реестра соответствующего государства-члена.
Таким образом, как верно указано судом в обжалуемом решении, установленная законом мера в виде прекращения действия декларации соответствия пищевой продукции в связи с нарушением требований технических регламентов носит ускоренный защитный и обеспечительный характер - она применяется органами государственного контроля (надзора) при наличии достоверных сведений (документов), подтверждающих несоответствие продукции нормативным требованиям, и в случаях, когда промедление в принятии данной меры способно повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан.
Материалами дела подтверждается, что управлением проводились мероприятия по осуществлению государственного ветеринарного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на основании приказа Россельхознадзора от 28.12.2017 N 1304 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения".
Кроме того, материалами дела подтверждается, что управлением дело об административном правонарушении в отношении общества не возбуждалось, административное расследование не проводилось.
В связи с этим положения Закона N 294-ФЗ к рассматриваемой проверке неприменимы, что соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2018 N 302-КГ17-13396.
Суд первой инстанции мотивированно отклонил ссылки заявителя на "ГОСТ 13928-84. Межгосударственный стандарт. Молоко и сливки заготовляемые. Правила приемки, методы отбора проб и подготовка их к анализу", как не подлежащий применению в рассматриваемом случае, а также на нарушение при оформлении акта отбора проб от 16.08.2018, протокола испытаний N 635-м69-7-44 от 28.08.2018, указав на то, что проведение и оформление отбора проб регламентировано разделом IX "Положения о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94, письмом Россельхознадзора от 31.12.2014 NФС-ЕН-2/26348 "О схеме отбора проб подконтрольных товаров".
В данном случае акты отбора проб от 16.08.2018 оформлены в соответствии с требованиями, установленными приложением 1 к Положению N 94, и содержат все необходимые сведения.
Также управлением в материалы дела представлены: протокол испытаний от 28.08.2018 N 635-м69-7-44 (автоматизированная система "Веста"), акт отбора проб (образцов) с отметкой о принятии проб 17.08.2018 в 9.00, журнал регистрации продукции, поступившей в рамках государственного лабораторного мониторинга (Тверская область) федерального государственного бюджетного учреждения "Тверская межобластная ветеринарная лаборатория".
В связи с этим доводы общества о том, что протокол испытаний не является допустимым доказательством совершенного заявителем правонарушения, правомерно отклонен судом.
В удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные АПК РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и обществом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены принятого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22 ноября 2019 года по делу N А66-16835/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Молмаркет" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.