Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 августа 2019 г. N Ф10-3212/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А23-1562/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.04.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей: заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (г. Москва, пос. Газопровод, ИНН 5003028028, ОГРН 1025000653920) -Воронцова С.А. (доверенность от 10.10.2018 N 700), Сениной Е.В. (доверенность от 26.12.2018 N 1393) и заинтересованных лиц - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" (г. Калуга, ИНН 6725000810, ОГРН 1026700922555) - Стульпинас Е.Ю. (доверенность от 09.01.2019 N 01-19), индивидуального предпринимателя Кузнецова Александра Игоревича (г. Брянск, ИНН 323400937281, ОГРНИП 30432508600386) - Титченкова В.А. (доверенность от 21.06.2018), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации (г. Москва) - Стульпинас Е.Ю. (доверенность от 11.12.2108 N 01-33/47929), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации Брянского района Брянской области (Брянская область, с. Глинищево), Брит Галины Алексеевны (Брянская область, пос. Кузьмино), публичного акционерного общества "Газпром" (г. Москва), извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" индивидуального предпринимателя Кузнецова Александра Игоревича на решение Арбитражного суда Калужской области от 09.01.2019 по делу N А23-1562/2018 (судья Сахарова Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром трансгаз Москва") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение, ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск"), индивидуальному предпринимателю Кузнецову Александру Игоревичу (далее - предприниматель, ИП Кузнецов А.И.) о признании недействительным разрешения Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск" на строительство объекта капитального строительства от 10.11.2017 N 32-02-04-2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации, Администрация Брянского района Брянской области, Брит Галина Алексеевна (далее - Брит Г.А.), публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром").
В процессе рассмотрения дела судом первой инстанции заявитель отказался от требований к ИП Кузнецову А.И., уточнил требования к ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск": просил признать недействительным разрешение на строительство от 10.11.2017 N 32-02-04-2017 в части строительства станции технического обслуживания и автомагазина.
Заявленные ООО "Газпром трансгаз Москва" уточнения требований приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 09.01.2019 заявленные требования удовлетворены. Разрешение ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск" на строительство от 10.11.2017 N 32-02-04-2017 в части строительства станции технического обслуживания и автомагазина признано недействительным. Производство по делу в отношении ИП Кузнецова А.И. прекращено.
Судебный акт мотивирован несоответствием оспариваемого ненормативного правового акта требованиям законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск" и ИП Кузнецов А.И. обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск" ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального права. При этом учреждение указывает на то, что положения Свода правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные газопроводы", утвержденные приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 N 108/ГС, а также СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, не могут применяться в рассматриваемом случае, поскольку магистральный газопровод "Шебелинка-Белгород-Курск-Брянск" введен в эксплуатацию в 1975 году, не является новым либо реконструированным газопроводом, построен после строительства автомобильной дороги, которая введена в эксплуатацию в 1963 году, и до введения в действие нормативов, которыми устанавливаются зоны минимальных расстояний. Ответчик считает, что ООО "Газпром трансгаз Москва" не доказало, что выданное учреждением разрешение на строительство создает угрозу жизни и здоровью граждан, препятствует использованию газопровода, его развитию, обслуживанию, нарушает права и интересы заявителя. По мнению подателя апелляционной жалобы, ООО "Газпром трансгаз Москва" обладает лишь правом на осуществление эксплуатации магистрального газопровода, в связи с чем полномочиями на подачу заявления о признании незаконным разрешения на строительство от имени собственника магистрального газопровода - ПАО "Газпром", не было наделено. Кроме того, из заявления не усматривается в чем конкретно выданное разрешение нарушает права и законные интересы ООО "Газпром трансгаз Москва" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Учреждение также ссылается на то, что нарушений минимальных расстояний от объектов до магистрального газопровода, предусмотренных нормативными документами в области технического регулирования не имеется, охранная зона магистрального газопровода в соответствии с требованиями законодательства не установлена, земельный участок относится к землям промышленности и транспорта и не включается в состав земельных участков в границах населенных пунктов.
Предприниматель также обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. ИП Кузнецов А.И. ссылается на то, что возводимое отдельно стоящее строение под станцию технического обслуживания и автомагазин располагаются за пределами зоны минимальных расстояний от оси магистрального трубопровода, в связи с чем разрешение на строительство объекта капитального строительства от 10.11.2017 N 32-02-04-2017, является законным. По мнению предпринимателя, возведение объектов, на которые выдано разрешение, не создает угрозу жизни и здоровью населения, не нарушает права и законные интересы заявителя. При этом заявитель апелляционный жалобы полагает, что признание недействительным только разрешения на строительство, без разрешения вопроса о юридической судьбе объекта капитального строительства, не приведет к восстановлению нарушенного права, а лишь создаст правовую неопределенность между зарегистрированным правом собственности на объект недвижимости и документом, послужившим основанием для регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
ООО "Газпром трансгаз Москва" в отзыве просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание Администрация Брянского района Брянской области, Брит Г.А., ПАО "Газпром", надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ПАО "Газпром" на праве собственности принадлежит магистральный газопровод "Шебелинка-Белгород-Курск-Брянск" протяженностью 94 км, от 447 до 541 км, состав объектов которого определен техническим паспортом по состоянию на 28.02.2005, инвентарный номер 14776, месторасположение Брянская область, Карачевский, Брянские районы, кадастровый номер 32-32-02/011/2005- 575, что подтверждается свидетельством от 26.01.2006 серии 32 АГ N 068796.
Согласно техническому паспорту N 14776 от 28.02.2005 данный магистральный газопровод введен в эксплуатацию в 1976 году, имеет рабочее давление 5,5 МПа, диаметр трубы составляет 700 мм.
В соответствии со свидетельством о регистрации от 04.02.2014 А01-13306, выданным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, эксплуатирующей организацией опасного производственного объекта "участок магистрального газопровода Брянского ЛПУМГ А01-13306-0098 1 класс опасности" является ООО "Газпром трансгаз Москва".
По договору аренды имущества от 30.11.2017 N 01/1600-Д-20/18/4-05-03-49-17 (далее - договор аренды) магистральный газопровод передан во временное владение и пользование ООО "Газпром трансгаз Москва".
В соответствии с пунктом 4.4.4 договора аренды ООО "Газпром трансгаз Москва" обязано нести расходы по содержанию и эксплуатации арендуемого имущества, производить за свой счет диагностику, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, профилактическое обслуживание, все виды ремонтов, обеспечивающих надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию имущества.
Согласно статье 3 устава ООО "Газпром трансгаз Москва" общество осуществляет, в том числе, транспортировку природного газа по магистральным и распределительным газопроводам. Филиалом общества является Брянское линейное производственное управление магистральных газопроводов (далее - филиал, филиал общества, Брянское ЛПУМГ).
ООО "Газпром трансгаз Москва" имеет бессрочную лицензию на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов от 28.01.2009 N ВП-00-009518, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Из акта от 17.05.2010, составленного между обществом и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, следует, что магистральные газопроводы, проходящие по землям Брянского района Брянской области, нанесены на карты землепользователей и поставлены на кадастровый учет.
Согласно составленным между обществом и Управлением Роснедвижимости по Брянской области актам от 20.12.2006, от 12.11.2009, магистральные газопроводы, проходящие по землям Брянского района Брянской области, нанесены на кадастровые карты землепользования схематично.
По акту от 12.02.2013 общество передало муниципальному образованию Брянского района Брянкой области материалы по фактическому нахождению трубопроводов с привязкой охранных зон и зон минимальных расстояний, входящих в его состав коммуникаций и объектов магистральных газопроводов, газопроводов-отводов, газораспределительных станций, компрессорных станций, находящихся на территории Брянского муниципального образования.
В филиал общества 22.11.2016 поступило обращение Администрации Брянского района от 15.11.2016 N 4-1482А с просьбой сообщить входит ли в охранную зону магистрального газопровода земельный участок, расположенный в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А141 Брянск-Смоленск до границы с Республикой Беларусь на км. 112+600 (слева), в случае частичного расположения участка в охранной зоне сообщить о возможности размещения объектов капитального строительства на данном земельном участке для эксплуатации объектов дорожного сервиса (станции технического обслуживания и автомагазина).
Филиалом был направлен ответ в администрацию Брянского района от 23.11.2016 N 43-02/1571, в котором указано на то, что на данном земельном участке параллельно автомобильной дороге расположен магистральный газопровод с диаметром трубы 700 мм, рабочем давлением 55 кгс/см2, в соответствии с требованиями СНиП 2.05.06-85*.Магистральные трубопроводы" расстояние от оси такого магистрального газопровода до объектов должно составлять не менее 200 метров; поскольку фактическое расстояние от магистрального газопровода до полотна дороги составляет от 110 до 120 метров, филиал не согласовывает строительство и возведение каких-либо построек, в том числе временных на указанном участке.
Администрацией Брянского района в адрес ИП Кузнецова А.И. было направлено письмо от 15.11.2016 N 4-1485А об отказе в утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А141 Брянск-Смоленск до границы с Республикой Беларусь на км. 112+600 (слева) для эксплуатации объектов дорожного сервиса (станции технического обслуживания и автомагазина) с указанием на необходимость согласования возможности размещения объектов с филиалом ООО "Газпром трансгаз Москва" Брянское ЛПУМГ.
12.12.2017 комиссией Брянского филиала общества в присутствии исполняющего обязанности главного архитектора администрации Брянского района Гальянова Е.В., ИП Кузнецова А.И. в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", статьей 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, проведена проверка соблюдения особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон и зон минимальных расстояний от магистральных газопроводов, о чем составлен соответствующий акт.
В акте отражено, что в результате контрольного обследования магистрального газопровода "Шебелинка-Белгород-Курск-Брянск" ДУ=700 мм, РУ=5,4 МПа, класс газопровода I, год постройки 1974, км. 503,5, эксплуатируемого филиалом общества, установлено, что расстояние от оси магистрального газопровода до строящейся станции технического обслуживания и автомагазина на земельном участке, расположенном км 112+600 (слева) автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-120 Орел-Брянск-Смоленск кадастровый номер 32:02:0180402:36, составляет 140 метров. Владельцем земельного участка, на котором размещен (планируется разместить) станцию технического обслуживания и автомагазин, является ИП Кузнецов А.И.
В момент осмотра на земельном участке расположены следующие строения (сооружения, здания): участок огорожен по всему периметру профлистом, на земельном участке смонтирован фундамент. В силу пункта 22 "Правил охраны магистральных газопроводов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования. В соответствии с пунктом 1 таблицы N 4 Свода правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*.Магистральные трубопроводы" минимальное расстояние от оси магистрального газопровода "Шебелинка-Белгород-Курск-Брянск" ДУ 700 мм до станции технического обслуживания и автомагазина должно составлять не менее 200 метров. Таким образом, в результате обследования опасного производственного объекта выявлены нарушения Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Свода правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*.Магистральные трубопроводы", "Правил охраны магистральных газопроводов", утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9, "Правил охраны магистральных газопроводов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083.
Обществом ИП Кузнецову А.И. 12.12.2017 выдан акт-предписание N 1 о приостановлении строительных работ.
Однако вышеуказанные акты предприниматель подписывать и получать отказался, в связи с чем, в адрес предпринимателя обществом направлено письмо от 14.12.2017 N 43-02/1429 (получено 26.12.2017) об устранении нарушений действующего законодательства, а именно прекращения всех строительных работ, связанных с возведением зданий, строений и сооружений до получения необходимых согласований с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
При проведении проверки ИП Кузнецовым А.И. было представлено выданное ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск" разрешение от 10.11.2017 N 32-02-04-2017 на строительство на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0180402:36 объекта капитального строительства "станции технического обслуживания и автомагазина и примыкания к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-120 Орел-Брянск-Смоленск до границы с Республикой Белоруссия на км.112+600 (слева)".
ООО "Газпром трансгаз Москва", полагая, что выданное ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск" разрешение на строительство от 10.11.2017 N 32-02-04-2017 в части строительства станции технического обслуживания и автомагазина (с учетом уточнений) является незаконным, выдано с нарушением требований градостроительного и земельного законодательства, нарушает права и законные интересы общества, как организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, создает угрозу жизни и здоровью людей, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 АПК РФ на административный орган.
Согласно пункту 3.1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) определено, что автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств) (пункт 13 статьи 3 Закона N 257-ФЗ).
Полоса отвода автомобильной дороги это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15 статьи 3 Закона N 257-ФЗ).
Придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги (пункт 16 статьи 3 Закона N 257-ФЗ).
Согласно частям 1, 4 статьи 22 Закона N 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов.
Пунктами 19, 21 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Министерства транспорта России от 13.01.2010 N 5, размещение вновь возводимых объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. В случаях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения, разрешение на строительство выдается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом N 257-ФЗ.
Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела усматривается, что собственником земельного участка с кадастровым номером 32:02:0180402:36, на котором учреждением ИП Кузнецову А.И. разрешено строительство объекта дорожного сервиса, является Российская Федерация, правообладателем земельного участка является ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск" на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в государственном реестре недвижимости внесена запись регистрации N 32-32-02/001/2014-838 07 02:2014, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.01.2018 N 32-0-1-99/4202/2018-165.
Данный земельный участок находится по адресу: Брянская область, Брянский район, федеральная автомобильная дорога "Орел-Брянск-Смоленскграница государства Беларусь" км.114+417 до границы Карачевского района, относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения; вид разрешенного использования - для размещения автомобильной дороги.
В отношении частей данного земельного участка установлены сервитуты в пользу Брит Г.А. на основании соглашения от 10.06.2015 (32:02:0180402:36/86, общей площадью 815 кв.м, для эксплуатации объектов дорожного сервиса (пункта общественного питания) с 24.08.2015 сроком на 49 лет) и ИП Кузнецова А.И. на основании соглашения от 20.07.2016 (32:02:0180402:36/87, общей площадью 1200 кв.м, для эксплуатации объектов дорожного сервиса (станции технического обслуживания и автомагазина) с 16.08.2016 сроком на 49 лет).
Приказом Минтранса России от 28.06.2012 N 186 утвержден Административный регламент Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации; выдаче разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения (далее - Регламент N 186).
Пунктом 5 Регламента N 186 установлено, что предоставление государственных услуг осуществляется:
- Росавтодором в части выдачи разрешений на строительство, реконструкцию и ввод объектов в эксплуатацию, а также продление срока действия разрешений на строительство в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации;
- уполномоченными органами в части выдачи разрешений на строительство, реконструкцию и ввод объектов в эксплуатацию, а также продление срока действия разрешений на строительство в отношении инженерных коммуникаций в случае их прокладки и переустройства в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения.
Согласно приложению N 1 к Регламенту уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство в отношении объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-141 Брянск - Смоленск является ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск".
В силу подпункта 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ застройщик прилагает к заявлению о выдаче разрешения на строительство градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Регламента N 186 для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходим, в том числе градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ установлено, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи; несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии с пунктом 12.1. Регламента N 186 основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является: отсутствие документов, предусмотренных подпунктом 10 настоящего Регламента; несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В рассматриваемом случае учреждение не усмотрело оснований для отказа в выдаче оспариваемого разрешения, поскольку при подаче 24.03.2017 ИП Кузнецовым А.И. заявления о выдаче разрешения на строительство, предпринимателем были представлены документы, указанные в пункте 10 Регламента N 186, в том числе 03.08.2017 градостроительный план земельного участка.
В материалы дела представлен градостроительный план RU32502311 земельного участка с кадастровым номером 32:02:0180402:36/87, площадью 1200 кв.м., расположенного в Брянской области Брянском районе Свенское сельское поселение, в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-141 Брянск-Смоленск до границы с Республикой Беларусь (через Рудню на Витебск) на км.112+600 (слева), подготовленный МУП "Градостроительство и Землеустройство" 21.10.2016 на основании обращения ИП Кузнецова А.И.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 44 ГрК РФ (действовавшей на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу части 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, 07.11.2016 предприниматель обратился в Администрацию Брянского района с заявлением об утверждении градостроительного плана земельного участка.
Письмом от 15.11.2016 N 4-1485А в утверждении градостроительного плана земельного участка было отказано в виду того, что он выполнен с нарушением Правил землепользования и застройки Свенского сельского поселения, утвержденного решением Брянского районного Совета Свенского сельского поселения от 25.06.2014 N 5-10-3, в чертеже градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования неверно указаны минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого разрешения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство. Кроме того, рекомендовано обратиться в филиал ООО "Газпром трансгаз Москва" для согласования возможности размещения объектов рядом с магистральным газопроводом.
Доказательств того, что градостроительный план RU32502311 земельного участка, подготовленный МУП "Градостроительство и Землеустройство" 21.10.2016, был утвержден в установленном законом порядке, в материалы дела не представлено.
Из изложенного следует, что учреждением при отсутствии утвержденного градостроительного плана земельного участка в нарушение статьи 51 ГрК РФ выдано ИП Кузнецову А.И. оспариваемое заявителем разрешение на строительство.
В пункте 6 статьи 90 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи спорного разрешения на строительство) указано, что границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Согласно статье 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 ЗК РФ и частью 6 статьи 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность объекта считается обеспеченной при полном выполнении требований пожарной безопасности, установленными техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Согласно статье 74 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ противопожарные расстояния от оси подземных и надземных (в насыпи) магистральных газопроводов, до отдельных промышленных и сельскохозяйственных организаций, зданий и сооружений, должны соответствовать требованиям к минимальным расстояниям, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", для этих объектов, в зависимости от уровня рабочего давления, диаметра, степени ответственности объектов.
Пунктом 22 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 установлено, что при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
При измерении минимального расстояния между зданиями, строениями и сооружениями, не относящимися к указанным в пункте 2 настоящих Правил объектам, и линейной частью магистрального газопровода берется кратчайшее расстояние между вертикальными плоскостями внешних границ указанных зданий, строений и сооружений и осью линейной части магистрального газопровода. При параллельной прокладке магистральных газопроводов измерение выполняют до оси линейной части каждого из магистральных газопроводов.
Согласно пункту 3.16 СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы (утв. Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30) расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
Пунктом 3 таблицы 4 пункта 3.8 СНиП 2.05.06-85* установлено, что минимальное расстояние от оси газопровода I класса диаметром 700 мм до отдельно стоящих нежилых и подсобных строений должно составлять 100 м.
При этом согласно примечанию к данной таблице под отдельно стоящим зданием или строением следует понимать здание или строение, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий и сооружений.
Из представленного в материалы дела акта замера расстояний от 31.05.2018, следует, что расстояние от оси магистрального трубопровода до строящегося объекта придорожного сервиса составляет 133 м., расстояние от оси газопровода до полосы отвода автомобильной дороги составляет 130 м., расстояние от строящегося объекта до котельной близлежащего здания - кафе, принадлежащего Брит Г.А., - 45 метров, до самого здания - 50 метров. Из представленных фотографий объектов, сделанных при проведении замеров 31.05.2018 в присутствии сторон, усматривается, что котельная и здание кафе имеют общую стену.
Представитель ответчика подписать указанный акт отказался, ходатайств о назначении экспертизы по делу с целью определения указанных расстояний ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции не заявлял, в связи с чем согласно части 2 статьи 9 АПК РФ несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел в правильному выводу о том, что к возводимому предпринимателем объекту не могут быть применены положения пункта 3 таблицы 4* пункта 3.8 СНиП 2.05.06-85* об установлении минимального расстояния 100 м, требования данного пункта не соблюдены, разрешение на строительство выдано на объект, находящийся в зоне минимального расстояния от оси магистрального газопровода.
Возведение зданий, строений и сооружений в пределах минимального установленного расстояния для магистрального газопровода будет нарушать требования земельного законодательства, требований промышленной и пожарной безопасности, строительные нормы и правила, а, следовательно, создавать угрозу жизни и здоровью граждан, а также нарушать права общества и препятствовать нормальной эксплуатации опасного объекта.
При этом СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О).
Доводы заявителей апелляционных жалоб относительно того, что положения Свода правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные газопроводы" утвержденные приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 N 108/ГС, а также СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, не могут применяться в рассматриваемом случае, поскольку магистральный газопровод "Шебелинка-Белгород-Курск-Брянск" введен в эксплуатацию в 1975 году, не является новым либо реконструированным газопроводом, построен после строительства автомобильной дороги, которая введена в эксплуатацию в 1963 году, и до введения в действие нормативов, которыми устанавливаются зоны минимальных расстояний, подлежат отклонению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, магистральный газопровод Шебелинка-Брянск на участке Белгород-Курск-Брянск принят в эксплуатацию в 1959 году, т.е. до ввода в эксплуатацию автодороги (1963 год); участок газопровода "Карачев-Брянск" общей протяженностью 23,3 км является реконструированным, при его реконструкции соблюдены минимальные расстояния, установленные СНиП ПД.10-62 "Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования".
Установленные в пункте 3.13, подпунктах 8, 9 Таблицы 3 СНиП П-Д.10-62 "Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования" минимальные расстояния, в последующих Правилах (пункт 3.12, подпункт 2 таблицы 4 СНиП И45-75 "Магистральные трубопроводы"; пункт 3.16, подпункт 2 таблицы 4 СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы"; пункт 7.15, подпункт 2 таблицы 4 Свода правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы") не изменялись, в связи с чем, положения указанных нормативных документов подлежат применению к спорным правоотношениям.
Ссылки учреждения и предпринимателя на то, что обществом не представлены доказательства нарушения выданным разрешением его прав и законных интересов, являются необоснованными, поскольку магистральный газопровод "Шебелинка-Белгород-КурскБрянск", в соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) относится к категории опасных производственных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В силу статьи 9 Закона N 116-ФЗ эксплуатирующая опасный производственный объект организация обязана обеспечить требования промышленной безопасности на опасном производственном объекте; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 17 Закона N 116-ФЗ), в том числе предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в силу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации владелец источника повышенной опасности несет ответственность за причиненный им вред без учета вины.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Газпром трансгаз Москва" является организацией эксплуатирующей объект системы газоснабжения, являющийся опасным производственным объектом, а так же использует его для транспортировки газа в предпринимательской деятельности, в связи с чем возведение здания в зоне минимального расстояния от газопровода, то есть нарушение требований промышленной безопасности, препятствует заявителю в осуществлении его основного вида деятельности; влечет за собой прекращение эксплуатации магистрального газопровода и отключение от газоснабжения населенных пунктов, расположенных на территории Брянской, Белгородской, Курской областях, что может привести к нарушению энергетической безопасности; допущенное нарушение создает для заявителя риск предъявления к нему требований о возмещении вреда при возникновении аварии на газопроводе.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы о том, что подлежат исследованию обстоятельства, создают ли спорные объекты угрозу жизни, здоровью граждан и препятствуют эксплуатации газопровода, поскольку правовое регулирование режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения как опасные производственные объекты, преследует также достижение обеспечения благоприятных условий проживания населения, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 по делу N 309-ЭС16-5381).
Доводы подателей апелляционных жалоб со ссылкой на отсутствие нарушения прав общества нельзя считать обоснованными, поскольку они носят предположительный характер и фактически возлагают ответственность за наступление аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий, на истца, при этом освобождая ответчика от ответственности за отступление от особых условий использования земельного участка и соблюдения режима осуществления на нем хозяйственной деятельности направленной на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
Установив, что оспариваемый ненормативный акт вынесен с нарушением действующего законодательства, который нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя и признал недействительным разрешение учреждения на строительство от 10.11.2017 N 32-02-04-2017 в части строительства станции технического обслуживания и автомагазина.
Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 09.01.2019 по делу N А23-1562/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1562/2018
Истец: ООО Газпром трансгаз Москва
Ответчик: ИП Кузнецов А. И., ИП Кузнецов Александр Игоревич, Федеральное казенное учреждение Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства, ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск"
Третье лицо: Администрация Брянского района, Администрация Брянского района Брянской области, Брит Галина Алексеевна, ООО "Газпром Трансгаз Москва", ПАО "Газпром", Федеральное дорожное агенство Министерства транспорта Российской Федерации, Управление Росреестра по Брянской области