г. Тула |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А68-9198/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.04.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой И.В., при участии от ответчика - управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы - Богмы А.Е. (доверенность от 17.01.2019 N 9), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Формат", извещенного надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Формат" на решение Арбитражного суда Тульской области от 06.12.2018 по делу N А68-9198/2018 (судья Андреева Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Формат" (г. Тула, ОГРН 1127154034920, ИНН 7107539775) (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительными предписаний управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы (г. Тула, ОГРН 1077106005943, ИНН 7106076980) (далее по тексту - управление, заинтересованное лицо) от 18.06.2018 N 137, 140, 141 о демонтаже рекламных конструкций.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Формат" просит данное решение суда, как незаконное и необоснованное, отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что управление вышло за пределы предоставленных ему полномочий, выдав предписание на демонтаж законно установленных рекламных конструкций. Заявитель жалобы считает, что к полномочиям управления отнесена выдача предписаний на демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций. В свою очередь, рекламные конструкции, поименованные в оспариваемых предписаниях, не являются самовольно или незаконно установленными, так как они установлены в соответствии с выданными управлением разрешениями.
В отзыве на апелляционную жалобу управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы, опровергая доводы жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 18.01.2013 управление и общество на основании протокола N 5 о результатах конкурса от 26.11.2012 заключили договор N 2013118 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в соответствии с которым управление предоставило обществу за плату право установки и эксплуатации рекламной конструкции на территории муниципального образования город Тула и объектах муниципальной собственности муниципального образования город Тула согласно паспорту рекламной конструкции N 3311, тип конструкции: двухсторонняя щитовая установка, с подсветкой.
Общая площадь информационного поля: 36,00 кв. м по адресу: г. Тула, ул. Ложевая, в районе д. 125, на срок с 01.03.2013 по 28.02.2018.
Дополнительным соглашением к договору от 27.08.2013 с 01.09.2013 стороны изменили адрес рекламного места: г. Тула, пр-т Ленина, д. 74.
Управление и общество 18.01.2013 на основании протокола N 5 о результатах конкурса от 26.11.2012 заключили договор N 2013138 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в соответствии с которым управление предоставило обществу за плату право установки и эксплуатации рекламной конструкции на территории муниципального образования город Тула и объектах муниципальной собственности муниципального образования город Тула согласно паспорту рекламной конструкции N 3292, тип конструкции: двухсторонняя щитовая установка, с подсветкой.
Общая площадь информационного поля: 36,00 кв. м по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, в районе д. 7, на срок с 01.03.2013 по 28.02.2018.
Дополнительным соглашением к договору от 27.08.2013 с 01.09.2013 стороны изменили адрес рекламного места: г. Тула, ул. Мосина - ул. Ф. Смирнова (развязка перед Павшинским мостом).
Управление выдало обществу разрешения на установку рекламных конструкций: от 06.06.2013 N 3257-щб, 3296-щб, от 07.06.2013 N 3321-щб по адресам: г. Тула, ул. Рязанская, д. 50В; г. Тула, ул. Рязанская, за АЗС "Лукойл" (место 1); г. Тула, ул. Рязанская, д. 5 на срок до 31.05.2018; от 06.06.2013 N 3322-щб, 3316-щб, 3306-щб, 3305-щб, 3302-щб, 3301-щб, 3300-щб, 3298-щб по адресам: г. Тула, ул. Ложевая, д. 136-138; г. Тула, ул. Фрунзе, д. 18; г. Тула, Павшинский мост, около обувной фабрики; г. Тула, ул. Путейская, д. 12; г. Тула, Павшинский мост, д. 2; г. Тула, Красноармейский пр-т, д. 1; г. Тула, ул. Кутузова, напротив д. 38; г. Тула, Одоевское шоссе/ул. Санаторная на срок до 31.05.2018; от 06.06.2013 N 3293-щб, 3289-щб, 3288-щб, 3283-щб, 3277-щб, 3267-щб, 3266-щб, 3265-щб, 3264-щб, 3260-щб, 3292-щб, 3311-щб, от 14.06.2013 N 3282-щб, 3281-щб, 3273-щб, 3272-щб, от 16.09.2013 N 3325-щб, от 03.12.2013 N 3896-щб, от 16.12.2013 N 3933-щб по адресам: г. Тула, Новомосковское шоссе, д. 56А; г. Тула, ул. Дм. Ульянова, д. 2; г. Тула, ул. Демонстрации/ул. Дм. Ульянова; г. Тула, ул. Вильямса, ост. "Облбольница"; г. Тула, ул. Вильямса/ул. Кутузова; г. Тула, ул. Вильямса/пер. Вильямса; г. Тула, ул. Путейская, д. 15; г. Тула, Одоевское шоссе, д. 30; г. Тула, Одоевское шоссе, д. 76, кафе "Северное сияние"; г. Тула, ул. Советская, д. 65; г. Тула, Московское шоссе, д. 43; г. Тула, ул. Пролетарская, напротив д. 59, на разделительной полосе; г. Тула, Московское шоссе, д. 21а; г. Тула, Московское шоссе, д. 11; г. Тула, пр-т Ленина, д. 74; г. Тула, ул. Мосина/ул. Ф. Смирнова (развязка перед Павшинским мостом); г. Тула, ул. Фрунзе, д. 5; г. Тула, ул. Фрунзе, в районе д. 7; г. Тула, ул. Ложевая, в районе д. 125 на срок до 31.05.2018, 14.06.2018 соответственно.
В связи с окончанием срока действия выданных ООО "Формат" разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций управление направило в адрес заявителя предписания от 18.06.2018 N 137, 140, 141 о демонтаже рекламных конструкций.
Согласно предписанию управления от 18.06.2018 N 137 ООО "Формат" в срок до 20.07.2018 предписано произвести демонтаж рекламных конструкций (щитовые установки) N 3321-щб, 3257-щб, 3296-щб, размещенных по адресам: г. Тула, ул. Рязанская, д. 50В; г. Тула, ул. Рязанская, за АЗС "Лукойл" (место 1); г. Тула, ул. Рязанская, д. 5.
Согласно предписанию управления от 18.06.2018 N 140 ООО "Формат" в срок до 01.08.2018 предписано произвести демонтаж рекламных конструкций (щитовые установки) N 3322-щб, 3316-щб, 3306-щб, 3305-щб, 3302-щб, 3301-щб, 3300-щб, 3298-щб, размещенных по адресам: г. Тула, ул. Ложевая, д. 136-138; г. Тула, ул. Фрунзе, д. 18; г. Тула, Павшинский мост, около обувной фабрики; г. Тула, ул. Путейская, д. 12; г. Тула, Павшинский мост, д. 2; г. Тула, Красноармейский пр-т, д. 1; г. Тула, ул. Кутузова, напротив д. 38; г. Тула, Одоевское шоссе/ул. Санаторная.
В соответствии с предписанием управления от 18.06.2018 N 141 ООО "Формат" в срок до 01.08.2018 предписано произвести демонтаж рекламных конструкций (щитовые установки) N 3293-щб, 3289-щб, 3288-щб, 3283-щб, 3282-щб, 3281-щб, 3277-щб, 3273-щб, 3272-щб, 3325-щб, 3267-щб, 3266-щб, 3265-щб, 3264-щб, 3933-щб, 3896-щб, 3260-щб, 3292-щб, 3311-щб, размещенных по адресам: г. Тула, Новомосковское шоссе, д. 56А; г. Тула, ул. Дм. Ульянова, д. 2; г. Тула, ул. Демонстрации/ул. Дм. Ульянова; г. Тула, ул. Вильямса, ост. "Облбольница"; г. Тула, ул. Вильямса/ул. Кутузова; г. Тула, ул. Вильямса/пер. Вильямса; г. Тула, ул. Путейская, д. 15; г. Тула, Одоевское шоссе, д. 30; г. Тула, Одоевское шоссе, д. 76, кафе "Северное сияние"; г. Тула, ул. Советская, д. 65; г. Тула, Московское шоссе, д. 43; г. Тула, ул. Пролетарская, напротив д. 59, на разделительной полосе; г. Тула, Московское шоссе, д. 21а; г. Тула, Московское шоссе, д. 11; г. Тула, пр-т Ленина, д. 74; г. Тула, ул. Мосина/ул. Ф.Смирнова (развязка перед Павшинским мостом); г. Тула, ул. Фрунзе, д. 5; г. Тула, ул. Фрунзе, в районе д. 7; г. Тула, ул. Ложевая, в районе д. 125.
Считая, что данные ненормативные правовые акты не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества, ООО "Формат" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов, решений и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе) законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Требования к распространению наружной рекламы, посредством использования рекламных конструкций, в частности, щитов, установлены в статье 19 Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (часть 5 статьи 19 Закона о рекламе).
Частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
В силу положений пунктов 3, 6 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 N 4-П реклама рассматривается законодателем, как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства. В этом смысле законодательство о рекламе устанавливает такие нормы, которые в силу из характера и значения для формирования свободных рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка. Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности в той части, в какой это регулирование связано с установлением правых основ единого рынка, относится к компетенции именно федерального законодателя.
Правовое регулирование вопросов в области рекламы, относящихся к федеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единство экономического пространства. Вместе с тем, рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования.
Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4, 5 и 6).
В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
На основании части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Согласно подпункту 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Пунктами 43, 44 Положения "Об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула", утвержденного решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 N 12/257 (далее по тексту - Положение) установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.2, подпунктом 7 пункта 2.3 Положения "Об управлении по административно-техническому надзору администрации города Тулы", утвержденного решением Тульской городской Думы от 28.05.2008 N 45/1079 (далее по тексту - Положение об Управлении) к полномочиям управления в сфере установки и эксплуатации объектов наружной рекламы в муниципальном образовании город Тула отнесены: разработка схемы размещения рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула, подготовка постановлений администрации города Тулы об утверждении схемы размещения рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула и о внесении в нее изменений, подготовка проектов разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования город Тула, подготовка проектов решений об аннулировании таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, осуществляемые в соответствии с Законом "О рекламе".
Выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции в случаях, установленных Федеральным законом от 13.03.2006 "О рекламе", отнесена законодателем к компетенции органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, установленном статьей 19 данного федерального закона без судебной процедуры на основании предписания органа местного самоуправления.
Пунктами 21, 21.1, 21.2, 21.3, 22 статьи 19 Закона о рекламе установлен административный порядок демонтажа рекламной конструкции, эксплуатируемой без разрешения, в том числе, когда истек срок разрешения на установку рекламной конструкции.
Судом установлено и следует из материалов дела, что управлением обществу были выданы разрешения на установку рекламных конструкций: от 06.06.2013 N 3257-щб, 3296-щб, от 07.06.2013 N 3321-щб на срок до 31.05.2018; от 06.06.2013 N 3322-щб, 3316-щб, 3306-щб, 3305-щб, 3302-щб, 3301-щб, 3300-щб, 3298-щб на срок до 31.05.2018; от 06.06.2013 N 3293-щб, 3289-щб, 3288-щб, 3283-щб, 3277-щб, 3267-щб, 3266-щб, 3265-щб, 3264-щб, 3260-щб, 3292-щб, 3311-щб, от 14.06.2013 N 3282-щб, 3281-щб, 3273-щб, 3272-щб, от 16.09.2013 N 3325-щб, от 03.12.2013 N 3896-щб, от 16.12.2013 N 3933-щб на срок до 31.05.2018, 14.06.2018.
По справедливому суждению суда первой инстанции, в связи с окончанием срока действия выданных обществу разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций управлением в рамках его компетенции правомерно были направлены в адрес заявителя предписания от 18.06.2018 N 137, 140, 141 о демонтаже рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых в соответствии с разрешениями, срок действия которых истек.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые предписания являются законными и обоснованными и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что управление вышло за пределы предоставленных ему полномочий, выдав предписание на демонтаж законно установленных рекламных конструкций, судебной коллегией отклоняется как основанный на ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в выданных управлением обществу разрешениях на размещение внешней рекламы указан срок их действия, который, как установлено выше, истек, что явилось основанием для выдачи обществу оспариваемых предписаний.
Факт отсутствия действующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не отрицается обществом. Доказательств же продления сроков их действия, заключения сторонами новых договоров, в материалах дела не содержится.
С учетом отсутствия у общества на момент обращения в арбитражный суд законного права на размещение спорных рекламных конструкций, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае необходимой совокупности условий, установленной частью 1 статьи 198 АПК РФ, в связи с чем правомерно отказал ООО "Формат" в удовлетворении заявленных требований.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Следовательно, размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 1500 рублей.
Из платежного поручения от 19.02.2019 N 37 следует, что ООО "Формат" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 тысяч рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации 1 500 рублей подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 06.12.2018 по делу N А68-9198/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Формат" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Формат" (г. Тула, ОГРН 1127154034920, ИНН 7107539775) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 19.02.2019 N 37.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.