г. Санкт-Петербург |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А21-12012/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5646/2019) ООО "ЖЭУ N 12Ц" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2019 по делу N А21-12012/2018 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ООО "ЖЭУ N 12Ц"
к Министерству регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области
3-е лицо: Евсеева О.Я.
о признании недействительным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 12Ц" (236000, г. Калининград, ул. К. Маркса, д. 54, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области (236007, г. Калининград, ул. Дм. Донского, д. 1; далее - Министерство) от 31.08.2018 N ЖК-2/1886/ЦЕН/18-6371/9 об устранении нарушений лицензионных требований.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Евсеева Ольга Яновна.
Решением суда от 25.01.2019 заявление удовлетворено частично, суд признал недействительным пункт 9 оспариваемого предписания. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судом не принят во внимание довод Общества о неисполнимости предписания, в том числе в связи с отсутствием доступа к общему имуществу, а также в связи с отсутствием в предписании сведений об объеме подлежащих выполнению работ, в зависимости от которого часть предписанных к выполнению работ может быть отнесена к работам капитального характера, что влечет включение здания в план-программу капитального ремонта. Кроме того, Общество настаивает на том, что земельный участок, на котором расположен дом, не сформирован, правоустанавливающие документы на него отсутствуют, и не земельный участок, ни ограждение этого участка не включены в перечень общего имущества дома, а, соответственно выполнение работ по содержанию этих объектов договором не предусмотрено. Также Общество указывает, что ранее выданное предписание Министерства исполнено в части получения технического заключения о состоянии подвального перекрытия (помещения водомерного узла), а также проведения работ по проверке исправности заземления оболочки электрокабеля, замеров сопротивления изоляции.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство и третье лицо просят решение суда оставить без изменения.
Стороны и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что, в силу положений статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Согласно предписанию от 26.06.2018 N ЖК-2/1164/ЦЕН/18-6371-9, выданному Министерством, об устранении Обществом нарушений лицензионных требований (т. 1, л.д. 32-33), в отношении находящегося в его управлении многоквартирного дома N 11 по улице Пугачева в городе Калининграде, в срок до 10.09.2018 надлежит: 1. произвести работы по очистке лестничной клетки МКД; 4. произвести проверку вентиляционных каналов, дымоходов, газоходов МКД, акт проверки представить в министерство, по результатам проверки при необходимости произвести их очистку; 5. произвести работы по проверке исправности заземления оболочки электрокабеля, замеры сопротивления изоляции; 7. произвести ремонт надземной части фундамента под ограждение придомовой территории; 8. произвести окраску ограждения земельного участка МКД; 9. произвести дератизацию, дезинсекцию мест общего пользования МКД, акты выполненных работ с согласованием собственников МКД представить в министерство; 10. произвести обработку стен подвальных помещений МКД противогрибковыми составами; 11. произвести ремонт полов подвальных помещений; 12. произвести демонтаж не используемых трубопроводов инженерных систем в подвальных помещениях; 15. акт весеннего осмотра МКД представить в министерство; 16. получить техническое заключение о состоянии подвального перекрытия (помещение водомерного узла), по получению представить в министерство, по результатам заключения произвести ремонт перекрытия.
В целях проверки выполнения означенного предписания, которое Обществом не оспаривалось, Министерством на основании приказа от 10.09.2018 N 4548 провело внеплановую выездную проверку, результаты которой оформленной актом от 12.09.2018 N ЖК-1/4548/ЦЕН.
В ходе проверки установлено и зафиксировано в акте, что Обществом не выполнены пункты 1, 4 (в отношении кв. 2, 8), 7 (ремонт произведен частично, работы местами выполнены некачественно), 8 (окраска ограждения выполнена частично, не выполнена окраска ограждения с правого торцевого фасада и лицевого фасада), 9, 10, 11 (исполнен частично, не выполнен ремонт полов под лестницей первого этажа в подвале МКД), 12 (выполнен частично, не демонтирован трубопровод в помещении в левой части подвала (стояк)), 15 (требуется акт осеннего осмотра), 16. По пункту 5 предписания в акте указано, что работы по проверке исправности заземления оболочки электрокабеля, замерам сопротивления изоляции выполнены.
В связи с этим 12.09.2018 Министерством выдано Обществу предписание N ЖК-2/1886/ЦЕН/18-6371/9 об устранении нарушений лицензионных требований, согласно которому Общество в срок до 12.11.2018 надлежит выполнить следующие работы в отношении МКД:
1. произвести работы по очистке лестничной клетки МКД;
2. произвести проверку вентиляционных каналов, дымоходов, газоходов кв. 2, 8 МКД, акт проверки представить в министерство, по результатам проверки при необходимости произвести их очистку;
3. произвести работы по проверке исправности заземления оболочки электрокабеля, замеры сопротивления изоляции;
4. произвести ремонт надземной части фундамента под ограждение придомовой территории;
5. произвести окраску ограждения земельного участка МКД со стороны правого торцевого фасада и лицевого фасада МКД;
6. произвести дератизацию, дезинсекцию мест общего пользования МКД, акты выполненных работ с согласованием собственников МКД представить в министерство;
7. произвести обработку стен подвальных помещений МКД противогрибковыми составами;
8. произвести ремонт полов подвальных помещений под лестницей 1 этажа;
9. произвести демонтаж не используемых трубопроводов инженерных систем в подвальных помещениях в левой части подвальных помещений (стояковую часть);
10. акт осеннего осмотра МКД, составленный в присутствии собственников МКД представить в Министерство;
11. получить техническое заключение о состоянии подвального перекрытия (помещение водомерного узла), по получении представить в Министерство, по результатам заключения произвести ремонт перекрытия.
В обоснование требований предписания Министерство ссылается на пункты 3.7.1; 3.4.8; 3.2.7; 4.8.1; 4.8.4; 5.6.4; 4.1.1; 4.3.1; 4.3.3; 4.4.15; 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170; часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт "в" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции, ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как комплекс услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда установлены в Правилах N 170, которые определяют, что должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома. Правила устанавливают параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В силу Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда в частности должна обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием (пункт 3.7.1); регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях (пункт 3.4.8); соблюдать периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток (пункт 3.2.7); неисправное состояние лестниц устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения, с применением материалов, аналогичных материалу конструкций (пункты 4.8.1, 4.8.4); обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей (пункт 4.1.1); обеспечить устранение и недопущение повреждений и деформаций перекрытий (пункты 4.3.1, 4.3.3), полов (пункт 4.4.15), кровельных несущих конструкций (пункт 4.6.1.2).
Суд первой инстанции, указав, что названное в предписании имущество относится к общему имуществу собственников помещений спорного МКД, надлежащее содержание которого, в силу частей 1, 1.1 статьи 161 ЖК РФ, обеспечивается Обществом, заключившим 10.03.2014 договор управления спорным МКД (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
При этом суд установил, что законные требования Министерства, указанные в предписании, подлежат выполнению Обществом, и отказал в удовлетворении заявления, признав обоснованными доводы лишь в части пункта 9 предписания о необходимости демонтажа не используемых трубопроводов инженерных систем в подвальных помещениях. Решение суда в указанной части соответствует положениям приведенных выше норм Правил N 170 и ЖК РФ, Министерством не обжаловано.
В части пункта 5 предписания об обязании проведения работ по проверке исправности заземления оболочки электрокабеля, замеров сопротивления суд согласился с устным заявлением Министерства о том, что в акте проверки от 12.09.2018, содержащем сведения об исполнении предписания в данной части, допущена техническая опечатка.
Апелляционная коллегия находит решение суда по названному эпизоду необоснованным. Во-первых, акт проверки от 12.09.2018, действительно, содержит указание о том, что пункт 5 ранее выданного предписания от 26.06.2018 N ЖК-2/1164/ЦЕН/18-6371/9 о проведении работ по проверке исправности заземления оболочки электрокабеля, замеры сопротивления изоляции - исполнен. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что означенное указание является технической ошибкой - опечаткой, в материалах дела нет. Напротив, в деле имеется копия Технического отчета от 31.07.2018, составленного ООО "Организация содействия энергетическим предприятиям" по заказу ООО "ЖЭУ N 12Ц", содержащий выводы о том, что электроустановка многоквартирного жилого дома N 11 по улице Пугачева в городе Калининграде соответствует нормативной технической документации, а также протокол N 078/2-07/18 измерения сопротивления изоляции электропроводки и кабельных линий, которое также признано соответствующим нормативным требованиям.
Оценка данному Техническому отчету ни Министерством, ни судом первой инстанции не дана. Апелляционный суд не находит оснований не принимать во внимание означенное доказательство, как подтверждающее выполнение требования пункта 3 предписания, повторно предъявленное заявителю Министерством.
Доводы третьего лица, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, не принимаются судом, поскольку предметом судебной оценки является предписание, выданное Министерством, на которое, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ, возложена обязанность доказывания законности и обоснованности выданного им ненормативного акта. В данном случае неполнота проведенной проверки и необъективность изложения ее результатов толкуются судом в пользу Общества, которое доступными ему доказательствами обосновало частичное исполнение ранее выданного предписания.
Также, по мнению апелляционного суда, нельзя согласиться с требованием, указанным в пункте 11 предписания, ибо Министерством в предписании не указан нормативный акт, обязывающий получать техническое заключение, равно как и его представление в Министерство.
Остальные пункты предписания возлагают на Общество выполнение обязанностей, предусмотренных как Правилами N 170, так и заключенным с собственником договором, чему судом первой инстанции дана надлежащая оценка. Законные и обоснованные выводы суда подателем апелляционной жалобы не опровергнуты.
Объективных доказательств невозможности исполнения названных выше пунктов предписания заявителем в материалы дела не представлено. Как верно указал суд, наличие конфликта между Обществом и собственниками помещений в спорном МКД не свидетельствует о неисполнимости предписания.
В связи с частичным удовлетворением апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Министерство.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2019 по делу N А21-12012/2018 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Признать недействительными пункты 3, 9, 11 предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области N ЖК-2/1886/ЦЕН/18-6371/9 об устранении нарушений лицензионных требований от 12.09.2018. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 12 Ц" 4500 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.