Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2019 г. N Ф04-2618/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
17 апреля 2019 г. |
Дело N А03-19104/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скачковой О.А.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозёровой А.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (N 07АП-2707/2019) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 25 февраля 2019 года по делу N А03-19104/2018 (судья Мищенко А.А.)
по заявлению Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (ИНН 2221114698, ОГРН 1062221001160), г. Барнаул
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (ИНН 2225066565, ОГРН 1042202282132), г. Барнаул, Алтайский край
о признании незаконным и отмене решений от 25.07.2018 N 22/001/013/2018-9631, от 27.07.2018 N 22/001/013/2018-9650, от 27.07.2018 N 22/001/013/2018-9653, от 27.07.2018 N 22/001/013/2018-9645, от 27.07.2018 N 22/001/013/2018-9611, от 31.08.2017 N 22/001/037/2018-263,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя - без участия (извещен),
от заинтересованного лица - без участия (извещено),
УСТАНОВИЛ:
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - заявитель, комитет) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление, Управление Росреестра по Алтайскому краю) о признании незаконным и отмене решений от 25.07.2018 N 22/001/013/2018-9631, от 27.07.2018 N 22/001/013/2018-9650, от 27.07.2018 N 22/001/013/2018-9653, от 27.07.2018 N 22/001/013/2018-9645, от 27.07.2018 N 22/001/013/2018-9611, от 31.08.2017 N 22/001/037/2018-263.
Решением суда от 25.02.2019 заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым требования комитета удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что суд первой инстанции не учел, что размеры исходных участков небольшие, сформировать земельный участок, соответствующий предельным минимальным размерам (2,5 га) не представляется возможным, площадь, которая указана в правоустанавливающих документах соответствует тому размеру доли, которая принадлежит истцу, действия заинтересованного лица являются незаконными и нарушают права и законные интересы органа местного самоуправления по распоряжению принадлежащей ему доли по своему усмотрению.
Заинтересованное лица отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие лиц и представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, с 2012 года в муниципальной собственности находятся:
- 1/27 земельная доля из земельного участка 22:61:053001:18, площадью 12618 м (сельские земли);
- 1/27 земельная доля из земельного участка 22:61:053001:19, площадью 11184 м (сельские земли);
- 1/27 земельная доля из земельного участка 22:61:053001:21, площадью 7763 м (сельские земли);
- 1/27 земельная доля из земельного участка 22:61:053001:20, площадью 7917 м (сельские земли);
С 2017 года в муниципальной собственности находятся:
- 1/27 земельная доля из земельного участка 22:61:053001:19 площадью 11184 м (сельские земли);
- 1/27 земельная доля из земельного участка 22:61:053001:21 площадью 7763 м (сельские земли).
В целях реализации своего права на выдел земельного участка в счет земельной доли из данного земельного участка заявитель обратился к кадастровому инженеру, который подготовил межевые планы.
11.04.2018 после осуществления кадастровых работ по выделу земельных участков в счет земельных долей, комитет обратился в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлениями:
- N 22/001/013/2018-9631 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении земельного участка площадью 7763 м, местоположение: Алтайский край, город Барнаул, северная часть кадастрового квартала 22:61:053001, образованного из земельного участка 22:61:053001:21 путем выдела в счет долей в праве общей собственности (сельские земли);
- N 22/001/013/2018-9653 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении земельного участка площадью 11184 м, образованного из земельного участка 22:61:053001:19 (сельские земли), местоположение: Алтайский край, город Барнаул, северная часть кадастрового квартала 22:61:053001;
- N 22/001/013/2018-9611 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении земельного участка площадью 7763 м, образованного из земельного участка 22:61:053001:21, местоположение: Алтайский край, город Барнаул, северная часть кадастрового квартала 22:61:053001;
- N 22/001/013/2018-9645 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении земельного участка площадью 11184 м, образованного из земельного участка 22:61:053001:19, местоположение: Алтайский край, город Барнаул, северная часть кадастрового квартала 22:61:053001;
- N 22/001/013/2018-9650 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении земельного участка площадью 7917 м, образованного из земельного участка 22:61:053001:20, местоположение: Алтайский край, город Барнаул, северная часть кадастрового квартала 22:61:053001.
16.04.2018 комитет обратился в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением N 22/001/037/2018-263 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении земельного участка площадью 12618 м, образованного из земельного участка 22:61:053001:18, местоположение: Алтайский край, город Барнаул, северная часть кадастрового квартала 22:61:053001.
25.07.2018 управление уведомлением N 22/001/013/2018-9631 отказано комитету в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:61:053001:21, на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин приостановления, указанным в решении о приостановлении.
27.07.2018 управление также отказало комитету в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права муниципальной собственности по заявлениям N 22/001/013/2018-9650, N 22/001/013/2018-9653, N 22/001/013/2018-9645, N 22/001/013/2018-9611 на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин приостановления, указанным в решении о приостановлении.
31.07.2018 управление также отказало комитету уведомлением N 22/001/037/2018-263 в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении земельного участка площадью 12618 м, образованного из земельного участка 22:61:053001:18, местоположение: Алтайский край, город Барнаул, северная часть кадастрового квартала 22:61:053001 на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин приостановления, указанным в решении о приостановлении.
Заявитель, посчитав решения управления об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности незаконными, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оставляя заявления без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку площадь каждого из образуемых земельных участков составляет менее 2,5 гектара, у Управления Росреестра по Алтайскому краю не имелось оснований для постановки участков на кадастровый учет и последующей регистрации права, поэтому оспариваемые отказы соответствуют требованиям закона.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 6 статьи 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с этим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Порядок проведения государственной регистрации недвижимости установлен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (подпункт 2 пункта 4 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с законодательством в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры.
При разделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав приведен в статье 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков (пункт 28).
Из приведенных норм права следует, что раздел земельного участка возможен только в том случае, если все образуемые земельные участки имеют площадь не менее предельных минимальных размеров земельных участков соответствующего целевого назначения и вида целевого использования.
Согласно статье 2 Закона Алтайского края от 14.03.2003 N 8-ЗС "О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляют 2,5 га.
Как следует из материалов дела, основанием для приостановления государственной регистрации по поданным заявлениям явилось то, что согласно представленным межевым планам площадь образуемых земельных участков (категории - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства) составляет менее установленного законодательством минимального размера образуемых новых земельных участок из земель сельскохозяйственного назначения, то есть менее 2,5 га.
25.07.2018, 27.07.2018 и 31.07.2017 управлением в связи с истечением срока приостановления, указанных в уведомлении, и не устранением приведенных в данных уведомлениях причин, препятствующих осуществлению регистрационных действий, уведомлениями отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности, поскольку произвести постановку на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельные участки, образованные путем выдела в счет доли в праве общей собственности на спорные земельные участки не представляется возможным
По мнению заявителя, суд первой инстанции не учел, что размеры исходных участков небольшие, сформировать земельный участок, соответствующий предельным минимальным размерам (2,5 га) не представляется возможным, площадь, которая указана в правоустанавливающих документах соответствует тому размеру доли, которая принадлежит истцу, действия заинтересованного лица являются незаконными и нарушают права и законные интересы органа местного самоуправления по распоряжению принадлежащей ему доли по своему усмотрению.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы, поскольку при проведении правовой экспертизы достоверно установлено, что согласно представленным межевым планам площадь образуемых земельных участков составляет менее установленного законодательством минимального размера образуемых новых земельных участок из земель сельскохозяйственного назначения, то есть менее 2,5 га, что заявителем в порядке статьи 65 АПК РФ не опровергнуто. Указанные обстоятельства являются препятствием для проведения регистрационных действий в силу прямого указания закона.
Таким образом, 25.07.2018, 27.07.2018 и 31.07.2017 управлением в связи с истечением срока приостановления, указанных в уведомлении, и не устранением приведенных в данных уведомлениях причин, препятствующих осуществлению регистрационных действий, уведомлениями правомерно отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности.
Оценивая иные доводы апеллянта, применительно к изложенным выше обстоятельствам апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, предмета оспариваемых решений и доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными решений об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в порядке главы 24 АПК РФ, а доводов апелляционной жалобы обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемых уведомлений (отказов) в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Федеральному закону N 218-ФЗ, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых отказов и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на заявителя, который освобожден от уплаты государственной пошлины в порядке части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 25 февраля 2019 года по делу N А03-19104/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.