город Воронеж |
|
17 апреля 2019 г. |
Дело N А14-15775/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Объединенного потребительского гаражно-строительного кооператива "КОМИНТЕРНОВЕЦ": Давыдова М.В. - представителя по доверенности от 27.07.2018;
от Администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.02.2019 по делу N А14-15775/2018 (судья Попова Л.В.) по заявлению объединенного потребительского гаражно-строительного кооператива "КОМИНТЕРНОВЕЦ" (ОГРН 1033600085034 ИНН 3662010550) к Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733 ИНН 3650002882) о признании недействительным постановления Администрации городского округа город Воронеж от 13.02.2017 N 66 "Об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка по ул. Антонова - Овсеенко (кадастровый номер: 36:34:0211002:1) классификатору видов разрешенного использования участков",
третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904 ИНН 3666057069),
УСТАНОВИЛ:
объединенный потребительский гаражно-строительный кооператив "КОМИНТЕРНОВЕЦ" (далее - ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ", заявитель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация, заинтересованное лицо) к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице ФГБУ ФКП Росреестра по Воронежской области о признании недействительным постановления Администрации городского округа город Воронеж от 13.02.2017 N 66 "Об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка по ул. Антонова-Овсеенко (кадастровый номер: 36:34:0211002:1) классификатору видов разрешенного использования участков", о признании незаконными действий по изменению в государственном кадастре недвижимости разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 36:34:0211002:1 с "незавершенное строительство модуля" на обслуживание автотранспорта", и определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:34:0211002:1 в сумме 83882833,42 руб.; об обязании в срок 10 рабочих дней с момента вынесения решения суда внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимость, изменив разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 36:34:0211002:1 с "обслуживание автотранспорта" на "незавершенное строительство модуля", а кадастровую стоимость с 83 882 833,42 руб. на 41 740 435,52 руб.
Кроме того, 16.08.2018 суд определил рассмотреть требование ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" к Администрации городского округа город Воронеж о признании недействительным постановления Администрации городского округа город Воронеж от 13.02.2017 N 66 "Об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка по ул. Антонова - Овсеенко (кадастровый номер: 36:34:0211002:1) классификатору видов разрешенного использования участков" в рамках дела N А14- 15775/2018; выделить в отдельное производство требование ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице ФГБУ ФКП Росреестра по Воронежской области о признании незаконными действий по изменению в государственном кадастре недвижимости разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 36:34:0211002:1 с "незавершенное строительство модуля" на обслуживание автотранспорта", и определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:34:0211002:1 в сумме 83882833,42 руб.; обязании в срок 10 рабочих дней с момента вынесения решения суда внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимость, изменив разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 36:34:0211002:1 с "обслуживание автотранспорта" на "незавершенное строительство модуля", а кадастровую стоимость с 83882833,42 руб. на 41740435,52 руб. и присвоить делу N А14- 17106/2018.
Определением от 31.10.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО Воронежской области).
Решением от 04.02.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Администрация, обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" пропущен срок на оспаривание постановления от 13.02.2017 N 66.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" возражает против доводов апелляционной жалобы Администрации, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представители Администрации и ДИЗО Воронежской области не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" является некоммерческой организацией, созданной на основе добровольного объединения граждан с целью строительства и эксплуатации гаражей, путём объединения его членами имущественных, паевых взносов, в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п.1.1 Устава, зарегистрированного Администрацией города Воронежа 07.07.2000).
В соответствии с пунктом 1.3 Устава целями ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" являются: получение в пользование земельных участков для строительства гаражей; организация потребительских гаражно-строительных кооперативов входящих в состав ОПГСК; проектирование и организация строительства гаражей, передача их в установленном порядке гражданам; организация строительства объектов общего назначения, коммуникаций ПГСК; эксплуатация и сервисное обслуживание ПГСК.
Согласно п.7.6 Устава ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" гаражные боксы принадлежат членам кооператива на праве собственности; построенные кооперативом подсобные помещения, строения и коммуникации принадлежат членам кооператива на праве общей паевой собственности.
В составе ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" на добровольных началах могут создаваться и действовать на правах структурных подразделений территориально-обособленные потребительские гаражно-строительные кооперативные участки (ПГСКУ) - п.1.5 Устава.
ПГСКУ является добровольным объединением граждан на основе членства в ОПГСК, с целью строительства на собственные средства гаражных боксов, осуществляемое путем объединения его членами вступительных, паевых и членских взносов (п.7.2 Устава).
Интересы всех ПГСКУ, входящих в состав ОПГСК, представляет ОПГСК, являющийся юридическим лицом (п.7.4 Устава).
Согласно п. 1.8 Устава ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" кооператив и его структурные подразделения могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям. Доходы, полученные кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством и уставом, распределяется между его членами в порядке, определяемом общим собранием полномочных представителей ОПГСК (п.1.9 Устава).
На основании решения общего собрания ПГСК "Чернобылец" от 10.06.2000 и решения правления ОПГСК "Коминтерновец" от 03.07.2000 в составе ОПГСК "Коминтерновец" был создан территориально обособленный потребительский гаражно-строительный кооперативный участок "Чернобылец" на правах структурного подразделения.
Постановлением Главы города Воронежа от 18.06.2001 N 557 ОПГСК "Коминтерновец" был предоставлен земельный участок площадью 1,5913 га для проектирования гаражей ПГСКУ "Чернобылец" по ул. Антонова-Овсеенко, который в 20.12.2001 был поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера 36:34:0211002:1.
На вышеуказанном земельном участке были построены гаражные боксы, которые затем переданы членам ПГСК "Чернобылец", принятым в члены ОПГСК "Коминтерновец", что подтверждается материалами дела.
ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" обратился в октябре 2016 года в ДИЗО Воронежской области с просьбой обратиться в Администрацию городского округа город Воронеж с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка на разрешенное использование "стоянки (гаражи) индивидуальных автомобилей полуподземные".
10.11.2016 ДИЗО Воронежской области направил в адрес Администрации письмо N 52-17-15379з "О принятии решения", в котором, сославшись на обращение ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" просил принять решение об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 36:34:0211002:1 площадью 15913 кв.м., расположенного по адресу: г.Воронеж, ул. Антонова - Овсеенко, 126 классификатору видов разрешенного использования участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 и изменить вид разрешенного использования с "незавершенное строительство модуля" на вид разрешенного использования "стоянки (гаражи) индивидуальных легковых автомобилей".
На основании данного обращения ДИЗО Воронежской области Администрация городского округа город Воронеж вынесла постановление от 13.02.2017 N 66 "Об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка по ул. Антонова - Овсеенко (кадастровый номер: 36:34:0211002:1) классификатору видов разрешенного использования участков".
В соответствии с постановлением от 13.02.2017 N 66 Администрация установила, что указанное в заявлении ДИЗО Воронежской области разрешенное использование "стоянки (гаражи) индивидуальных легковых автомобилей боксового типа" земельного участка площадью 15913 кв.м. кадастровый номер: 36:34:0211002:1, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Антонова - Овсеенко, 126, соответствует разрешенному использованию земельного участка "обслуживание автотранспорта" (код 4.9) согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков.
ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" не согласился с вынесенным постановлением от 13.02.2017 N 66, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции при рассмотрении данного спора правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование довода о пропуске заявителем установленного срока на оспаривание постановления от 13.02.2017 N 66 Администрация ссылается на дату вынесения оспариваемого постановления (13.02.2017), дату обращения ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" в арбитражный суд с настоящими требованиям (27.07.2018), направление постановления в ДИЗО Воронежской области 05.04.2017.
Однако, принимая во внимание, что оспариваемое постановление не было опубликовано, не было направлено в адрес ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" ни Администрацией, ни ДИЗО Воронежской области, апелляционный суд приходит к выводу о том, что об издании оспариваемого постановления заявителю стало известно лишь в мае 2018 года из письма филиала ФГБУ "Росреестра".
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу об обращении ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" с настоящими требованиями в пределах установленного срока с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Доказательств обратного, не представлено.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-11, земельный участок по ул. Антонова - Овсеенко с кадастровым номером 36:34:0211002:1 расположен в зоне П1 - зона промышленных и коммунальных предприятий, в которой стоянки (гаражи) индивидуальных легковых автомобилей боксового типа относятся к основному виду разрешенного использования данной зоны.
Проект планировки указанной территории в установленном порядке не разрабатывался и не утверждался.
В силу пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
Следовательно, функциональное назначение объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, имеет определяющее значение при установлении вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор N 540).
Вопрос приведения установленных видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с указанным классификаторов разрешен в пунктах 12 и 13 статьи 34 Закона РФ от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 171 -ФЗ).
В пункте 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменении видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Указанным классификатором N 540 предусмотрены, в том числе, следующие виды разрешенного использования земельных участков:
- "Размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек" (код 2.7.1);
- "Размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1" (код 4.9).
Под кодом 4.9 значится вид разрешенного использования земельного участка "обслуживание автотранспорта", который предполагает размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, Администрация, ссылаясь на данные существующей картографической основы, утверждала, что на территории указанного земельного участка с кадастровым номером: 36:34:0211002:1 расположены гаражи, в том числе и двухэтажные (обозначены как "МН", "КС", 2КН"), что соответствует разрешенному использованию земельного участка "обслуживание автотранспорта" (код 4.9) и не противоречит фактическому использованию земельного участка. Полагает, что в соответствии Классификатором N 540 разрешенное использование "объекты гаражного назначения" (код -2.7.1) включает в себя возможность размещения отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек и не предусматривает возможность размещения многоярусных гаражей.
ОПГСК "КОМИНТЕРНОВЕЦ" не оспаривая нахождение на спорном земельном участке многоярусного гаража (2КН), утверждает, что фактическое использование земельного участка соответствует виду размешенного использования с кодом 2.7.1 - размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек", т.к. описание кода 2.7.1 Классификатора N 540 не подтверждает исключительности одноэтажности гаражей.
В соответствии с общепринятыми, рекомендуемыми сокращениями на топосъемке "КН" обозначает каменное нежилое здание, "М" - металлическое, "Н" - нежилое; цифра показывает этажность (нет цифры -этаж один), таким образом, 2КН обозначает двухэтажное кирпичное нежилое здание.
Исходя из представленных материалов дела, на спорном участке располагается лишь одно здание, обозначенное как 2КН.
Согласно сведениям Единого реестра право собственности на гараж (в кооперативе) с подвалом N 42, ряд 6, площадью 73,6 кв.м. в 2 этажа зарегистрировано за Седых Е.А. (запись регистрации от 08.07.2009 N 3636-01/131/2009-503).
Документального подтверждения наличия в данном двухэтажном здании гаража нескольких стояночных мест как на первом, так и на втором этаже Администрацией не представлено.
В обоснование правомерности установления такого вида разрешенного использования как "обслуживание автотранспорта" (код 4.9) Администрацией не представлено надлежащего подтверждения наличия нескольких стояночных мест как на первом, так и на втором этаже, наличия иных объектов автомобильного сервиса.
Согласно части 2 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
C учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 04.02.2019 по делу N А14-15775/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.